Опыт многих зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее рациональная форма организации технического обслуживания и ремонта автомобилей - дилерская система. В этом случае, как показали исследования, используют одноуровневый маркетинговый канал, что сокращает число посредников между заводом-изготовителем и потребителем и делает снабжение более оперативным [3].
Технический сервис автомобилей в Российской Федерации проводят дилерские пункты, фирменные станции технического обслуживания, специализированные ремонтные предприятия.
Технический сервис включает следующий комплекс услуг: изучение потребностей и платежеспособного спроса потребителей на автомобили и услуги; оказание информационно-консультационных услуг; обеспечение потребителя автомобилями, оборудованием, запасными частями; предпродажную подготовку автомобилей, диагностику и техническое обслуживание автомобилей; ремонт автомобилей, включая доставку; организацию услуг по аренде, прокату.
Совершенствование организации технического сервиса автомобилей, а также оптимизация инвестиций в это направление позволяют эффективно организовать работу предприятий технического сервиса автомобилей.
Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в Российской Федерации позволяет использовать новые подходы в организации технического сервиса автомобилей.
В настоящее время основными направлениями в организации технического сервиса автомобилей в Российской Федерации являются:
а) дилерская система;
б) фирменное обслуживание и ремонт.
Одной из форм инженерного обеспечения надежной работы автомобилей является система технического сервиса, которая широко и успешно применяется в странах с рыночной экономикой. Опыт многих зарубежных стран показывает, что наиболее целесообразной и перспективной формой технического сервиса автомобилей является дилерская система.
В таких странах, как США, Англия, Франция, Германия и др. длительное время успешно функционирует дилерская система, которая организует продажу до 90 % автомобилей, их техническое обслуживание и ремонт через сеть дилерских пунктов.
Складывающиеся в Российской Федерации рыночные отношения снимают ряд ограничений в деятельности ремонтно-обслуживающих предприятий, что позволяет использовать мировой опыт в организации технического сервиса автомобилей.
Дилерская система, как показали исследования, позволяет использовать одноуровневый маркетинговый канал, сократив число посредников, и делает технический сервис автомобилей более качественным и оперативным.
Выбор структуры дилерской системы автомобилей для условий Российской Федерации основывается на необходимости создания сервисных предприятий с высоким организационно-техническим уровнем.
Математическую формулировку условий и решение задачи оценки opгaнизaциoннo-тexничecкoгo уровня предприятия можно представить следующим образом [1]. Пусть имеется m объектов el; е2;...; em, образующих множество Е, и n критериев Г1; Г2;...; Гn , по которым можно судить об объектах данного множества. Обозначим через Yj совокупность результатов или оценок, которые можно получить, рассматривая элементы множества Е с позиции Гj (j = 1, n), и поставим задачу упорядочения (ранжирования) этих объектов по возрастанию (убыванию) степени их n-мерных состояний (Yi, Yi,..., Yin), где Yij - числовая мера признака Гj, на элементе е (i = 1, m; j =1, n), по совокупности изучаемых признаков.
Вполне очевидно, что сравнение элементов множества Е с помощью n-мерного состояния Xi = (Yi; Yi;...; Yin) должно базироваться на сравнении любой пары объектов (ei; еτ) по их одномерным состояниям, то есть сравнении элементов Yij и Yτj множества Yi (j = 1, n). Подобная операция позволяет разбить всю совокупность Г = {Гj}, j = 1, n имеющихся критериев на два в некотором смысле «противоположных» класса С (ei; еτ) и Д (ei; еτ), отнеся к первому классу те критерии Гj F, для которых выполняется неравенство Yij ≤ Yτj и ко второму - те из них, согласно которым, напротив, имеет место соотношение YijYτj.
В период создания дилерской системы технического сервиса для потребителей необходимо создание в регионах соответствующего инвестиционного климата.
При этом необходима разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности. Для эффективного использования инвестиций не менее важна их оптимизация.
В этих условиях важно оптимально распределить объемы инвестиций на развитие предприятий технического сервиса отдельного региона.
Однако распределение средств на создание дилерской службы без учета их отдачи приведет к снижению эффективности инвестиций.
В качестве метода решения данной задачи предлагается использовать метод динамического программирования.
В общем виде этот метод можно представить как принцип оптимальности. Если lu; 2u; ...; Nu - некоторая оптимальная стратегия для последовательности Ox; 1x; ...; Nx в некоторой задаче динамического программирования с начальным состоянием Ox, то 2u; 3u; ...; Nu и есть оптимальная стратегия для тех же критериев и конечного состояния Nx, но с начальным состоянием 1x, если обозначить max Nxo (X) через Ns (X), то принцип оптимальности выражается peкypeнтным соотношением (уравнением с частными разностями) [1, 5].
(1),
где максимум определяется в соответствии с заданными ограничениями.
Численное решение этого функционального уравнения с неизвестными фикциями S(x) заключается в шаговой конструкции класса оптимальных стратегий для некоторого класса начальных состояний. Ожидаемая оптимальная стратегия «погружена» в этом классе.
Задача состоит в том, как распределять инвестиции так, чтобы получить наибольшую эффективность. Для получения максимума эффективности от вложения инвестиций следует найти такие значения Xi (i - 1; 2; ... ; n), при которых [4]:
Σxi = K и Efi(xi) max , (2)
где Σxi - сумма возможных вложений по каждому предприятию технического сервиса;
n - число предприятий технического сервиса;
fi(xi) - фондоотдача по каждому i-мy предприятию технического сервиса.
Результаты обследования технической оснащенности действующих предприятий технического сервиса автомобилей всех уровней позволяют сделать вывод, что, несмотря на невысокий организационно-технический уровень (от 63 % до 82 %), из них 65 % могут являться основой для создания дилерских структур [2].
Маркетинговые исследования технического сервиса машин показали, что основным направлением его развития является приближение услуг к товаропроизводителю. Это сокращает время на проведение технического обслуживания и ремонт автомобилей на 8...12 % и увеличивает пробег на 20...28 % [3].
Установлено, что для широкой практической реализации дилерской системы требуется:
а) внедрение на ремонтно-обслуживающих предприятиях новых форм экономической деятельности, таких, как прокат, продажа подержанных автомобилей и т.п.;
б) обеспечение инвестиций в реорганизацию предприятий, на базе которых организуется технический сервис автомобилей.
Выводы
- Практика организации дилерской системы технического сервиса автомобилей показала возможность эффективного ее совершенствования в условиях вхождения Российской Федерации в ВТО.
- Организация технического сервиса автомобилей, удовлетворяющая современным требованиям, возможна на основе оценки организационно-технического уровня предприятий.
- Необходима разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности регионов в создании дилерской системы технического сервиса автомобилей международных стандартов, а также для эффективного использования инвестиций не менее важна их оптимизация.
Рецензенты:
- Белый Евгений Михайлович, д.т.н., профессор, директор Института экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
- Романова Ирина Борисовна, д.э.н., доцент, зам. директора Института экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.