В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы управления предприятиями, препятствующие или затрудняющие бизнес-планирование инновационной деятельности предприятий:
- отсутствие четкой постановки стратегических целей и задач, а значит, невозможность планирования конечных показателей деятельности (в том числе и оперативных) по подразделениям обуславливают слабую культуру планирования на предприятиях;
- системно не упорядоченные плановые показатели не согласуются со структурой экономических объектов, не соответствуют направлениям использования ресурсов и получению материально-вещественных результатов. Этим вызвана низкая культура контроля и анализа достижения целей (или их отсутствие);
- анализ экономической деятельности проводится с сильным запозданием, когда основные финансовые показатели предприятия сформированы, а возможность влияния затруднена.
- эффективность работы отдельных структурных подразделений, как правило, не анализируется;
- отсутствие единой системы целей не позволяет комплексно подходить к формированию единой информационной системы и к ее отсутствию. При этом следует учитывать, что информационное обеспечение является одним один из элементов системы управления, развитие которого связано и определяется динамикой других элементов системы управления предприятием [5].
Анализ мировой практики показывает, что разработка и внедрение инноваций превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи - в перспективе производственные планы и программы - проникают во все новые сферы производства и товарных рынков [2, с. 82-84]. Непрерывность планирования инноваций включает выполнение двух условий:
- необходимость взаимосвязанности и стратегических, средне- и краткосрочных планов предприятия;
- динамичность плановых расчетов, исходя из внешних условий и изменения стратегии предприятия [7].
В процессе исследования были определены этапы идентификации необходимых направлений инновационной деятельности и типов инновационных стратегий, включающие: выбор основного направления инноваций (продуктовые инновации / процессные инновации); установление типа поведения фирмы относительно выпуска новых продуктов (абсолютное лидерство, преследование, имитация, поиск ниши и т.д.) [1]; определение возможностей фирмы относительно масштабов инновационной деятельности. Наиболее оптимальным решением является сочетание активных и пассивных стратегий в рамках осуществления инновационной политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, т.к. предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.
Разработан принципиальный алгоритм организации планового запуска инновационного проекта предприятия (рис. 1), позволяющий на системно-обоснованной основе с учетом внутренней и внешней сред предприятия и требований проекта инициировать инновационные проекты предприятий.
Рисунок 1. Принципиальный алгоритм организации планового запуска инновационного проекта предприятия
Предложен комплект бизнес-операций инновационного менеджмента, включающий: управление разработкой бизнес-планов и производственных программ инновационной деятельности; управление разработкой инновационной продукции и технологией ее внедрения; рассмотрение программ создания новой продукции и технологии; осуществление единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области); обеспечение ресурсами производственных программ инновационной деятельности; обеспечение квалифицированным персоналом; инициирование и функционирование целевых рабочих групп для системного решения проблем инновационной деятельности предприятия.
Установлены требования к бизнес-планам инновационных проектов предприятий:
- превышение инвестиционной эффективности проекта по сравнению с рыночной ставкой ссудного процента;
- емкость (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодность по конъюнктуре, рост и простота освоения рынка сбыта инновационной продукции;
- установление конкурентных преимуществ инновационной продукции, позволяющих рассчитывать на вытеснение с рынка товаров-заменителей и аналогов, если рынок сбыта является конкурентным;
- приемлемость и стабильность цен и объемов предложения требуемых ресурсов;
- установление рисков и определение механизма минимизации рисков проекта;
- обоснование объема средств или других ресурсов, требуемых от венчурного инвестора для начала и последующего развития проекта;
- установление среднесрочных перспектив финансового состояния проекта [3].
Предлагается к использованию система показателей результативности инновационной деятельности предприятия (табл. 1) (результативность рассматривается в соответствии с методологическим подходом по международному стандарту ISO 9000:2000).
Таблица 1. Система показателей результативности инновационной деятельности предприятия
№ |
Наименование группы показателей (показателя) |
Способ расчета |
1. |
Весомость инновационной деятельности относительно всего производства |
|
1.1 |
Относительная величина объема продаж инновационной продукции, проценты |
Отношение объема продаж инновационной продукции ко всему объему продаж предприятия в расчетный период |
1.2 |
Относительная прибыль от продаж инновационной продукции, проценты |
Отношение прибыли от продаж инновационной продукции ко всей прибыли от продаж выпущенной продукции предприятием в расчетный период |
2. |
Основные временные показатели, влияющие на конкурентоспособность инновационных проектов |
|
2.1 |
Срок цикла прикладных и маркетинговых исследований, мес. |
Период от установления потребностей потребителей до выпуска инновационной продукции |
2.2 |
Срок цикла разработки и проектирования, мес. |
Период от запуска проекта до начала подготовки производства продукции |
2.3 |
Срок цикла подготовки и освоения производства и организации сбыта, мес. |
Период от конца маркетинговых исследований до планового выпуска продукции |
3. |
Качество инновационной продукции |
|
3.1 |
Оценка качества продукции потребителями, баллы |
Относительное качество к продуктам-аналогам и заменителям |
3.2 |
Наличие отказов в течение гарантийного срока, шт. |
Количество зарегистрированных отказов инновационной продукции |
Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. В процессе составления бизнес-плана, как правило, достаточно широко применяются экономико-математические методы [2, с. 51]. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество самих бизнес-планов. Для управления бизнес-планированием инновационной деятельностью предприятий было апробировано программное средство «Project expert», путем расчета проектов с учетом множества факторов, динамических методов, основанных на имитационном моделировании.
Сделан вывод о том, что использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализ эффективности деятельности организации или реализуемой инновационной программы является результативным средством, позволяющим «проиграть» различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей организации.
В этой связи, установлены этапы внедрения информационной системы управления бизнес-планированием предприятия, включающие: формирование модели функционирования существующего менеджмента на предприятии; разработку прототипа будущей системы (бизнес-модель на основе бизнес-процессов); испытание системы (апробирование); развертывание системы или ее части.
Рецензенты:
- Макаров А. Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры Прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.
- Медников М. Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Национальная экономика» Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета, г. Санкт-Петербург