Становление информационного общества требует обеспечения адекватности образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает повышение информационной культуры личности. Информационная культура характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает, и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды, умения ориентироваться в информационных потоках, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к новым условиям.
Анализ литературы и научных исследований показал, что в настоящее время существует множество определений информационной культуры. В настоящее время информационную культуру все чаще трактуют как особый феномен информационного общества. В зависимости от объекта рассмотрения стали выделять информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации (например, детей или юристов) и информационную культуру личности [5].
Исследователи в первую очередь акцентируют внимание на информационной культуре как общественном явлении, в котором роль субъекта, носителя культуры выполняет общество (М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, Э.П. Семенюк и др.). Они понимают информационную культуру как: «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленную на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни» [7]; «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [2]; «часть общей культуры общества, личности. Её характеризует степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений» [3].
В работах М.Г. Вохрышевой [2], Э.П. Семенюка [8], А.П. Суханова [9] и др. информационная культура представлена как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информации, по мнению авторов, выступают социальные группы и институты.
Существуют определения информационной культуры, в которых она рассматривается, прежде всего, как личностное образование. Так, например, в работе Е.А. Медведевой под информационной культурой понимается «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [6].
В работе Г.Г. Воробьева под информационной культурой личности понимается «умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [1].
А.А.Гречихин, Н.Б.Зиновьева, И.Г.Хангельдиева и др. выделяют ценностную компоненту информационной культуры: информационная культура - это «информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» [4] идр.
Обобщая приведенные определения и ориентируясь на общее понимание сущности и содержания культуры, можно сказать, что информационная культура личности складывается из двух основных блоков: 1) предметных результатов информационной деятельности людей, накопленных человечеством. Эти результаты представлены в различных формах и включают в себя информацию о материальном и духовном мире, а также о способах ее (информации) производства, хранения, переработки и реализации; 2) собственно человеческих сил и способностей, реализуемых в информационной деятельности. Сюда относятся присвоенные личностью: а) знания в области информации и информационных технологий; б) опыт репродуктивной деятельности в сфере информатизации в виде умений и навыков осуществления информационной деятельности на уровне заданных обществом стандартов; в) опыт творческой деятельности в сфере информатизации в виде сформированной совокупности творческих умений: выявлять и формулировать проблему, выдвигать и доказывать гипотезу, осуществлять перенос известных знаний и умений в новую ситуацию идр.; г) опыт эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности.
Если соотнести данное определение с положениями культурологической концепции содержания образования, разработанной отечественными известными дидактами И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским, согласно которой в содержание образования включаются приобретенные личностью опыт познавательной, репродуктивной и творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностного отношения, то информационная культура личности вообще и информационная культура личности школьника может быть представлена как требуемый на конкретном историческом этапе общественного развития уровень информационных знаний, опыта репродуктивной и творческой деятельности, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к информационной деятельности, которыми должен обладать учащийся. Информационная культура школьника характеризует меру его способности и готовности осуществлять информационную деятельность с применением современных информационных и компьютерных технологий. При этом информационная деятельность может рассматриваться как деятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации с помощью информационных и компьютерных технологий.
На современном этапе информатизации общественной жизни становится ясным, что само понятие информационной культуры приобретает вариативный характер: его структура разрастается, возникают новые содержательные компоненты, меняются требования к информационной культуре личности, в зависимости от его профессиональных и личностных потребностей. С одной стороны, информационная культура общества расширяется и углубляется, с другой - индивидуализируется. На фоне таких процессов возникает потребность в выделении информационной культуры личности составляющих компонентов, которые позволят объединить интересы определенной группы людей, в частности школьников. Но поскольку информационная культура школьника бывает диаметрально противоположной (первый школьник умеет играть в компьютерные игры, другой - программирует, третий сидит в социальных сетях и др.), различной по своей глубине, возникает следующая потребность - в определении базовой информационной культуры школьника.
В нашем представлении базовая информационная культура школьника - это совокупность развивающихся личностных качеств, системы знаний и умений, характеризующих его способность и готовность к информационной деятельности с применением информационных и компьютерных технологий.
На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по развитию и формированию информационной культуры и учитывая, что информационная культура - понятие конкретно-историческое и потому оно должно отражать реалии того времени, в рамках которого понятие используется, можно выделить следующие компоненты в структуре базовой информационной культуры личности школьника: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и коммуникативный. Мотивационно-ценностный компонент связан с осознанием информации и информационной культуры как объективно востребованной ценности и роли инфокоммуникационных технологий в развитии современного общества; с наличием потребности в развитии информационной культуры; с эмоционально-ценностным отношением к информационной культуре, объектам и явлениям меняющейся информационной среды; со знанием правовых, этических и моральных норм работы в информационной среде. Когнитивный компонент характеризует определённый уровень знаний в области получения, хранения, переработки, передачи и использования информации с использованием современных информационно-компьютерных технологий, направленных на формирование опыта информационной деятельности; осознания своих целей и возможностей в осуществлении информационной деятельности. Деятельностный компонент включает в себя репродуктивные и продуктивные умения и навыки работы с информацией, владение различными средствами инфокоммуникационных технологий; умения по отбору и сбору информации о возможностях инфокоммуникационных технологий для удовлетворения учебно-познавательных и общекультурных запросов и потребностей. Коммуникативный компонент включает в себя способности школьника в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек»; его представление об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей. Все компоненты являются базовыми, взаимосвязанными между собой и образуют целостное единство структуры информационной культуры личности школьника на современном этапе общественного развития.
В формировании базовой информационной культуры школьников большими педагогическими возможностями обладает система дополнительного образования детей, являясь гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личностного, профессионального, творческого развития учащихся. К основным принципам работы учреждений дополнительного образования детей относятся: свободный выбор каждым ребёнком образовательной области, направления и вида деятельности, профиля программы и времени её освоения; включение детей и подростков в самые разнообразные виды деятельности, удовлетворение их многообразных интересов, склонностей и потребностей; творческое саморазвитие личности, её самореализации, самопознания и самоопределения; реализация личностно ориентированного подхода к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого; придание личностно-деятельностного характера образовательному процессу, способствующего развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; привлечение в качестве педагогов талантливых людей самых разных специальностей, проявляющих интерес к детям, их творчеству. Дополнительное образование детей как педагогическая система обладает рядом свойств, которых нет или они слабо выражены у основного образования: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; многоуровневость; разнообразие содержания, форм, методов обучения как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Учреждения дополнительного образования детей и процесс формирования информационной культуры учащихся имеют много общих взаимосвязанных свойств: добровольность, открытость, выравнивание возможностей доступа к образовательным ресурсам, ориентация на развитие творческих способностей, создание ситуации успеха, профессионального самоопределения, социализации личности. Анализируя вышесказанное, можно говорить о наличии у системы дополнительного образования детей благоприятных педагогических возможностей для формирования базовой информационной культуры учащихся во взаимосвязи с основной общеобразовательной школой.
Процесс формирования базовой информационной культуры школьников осуществлялся в рамках авторского непрерывного курса «Информатика и информационные технологии», реализуемого на пропедевтическом и базовом этапах обучения в Школе компьютерной грамотности Центра детского творчества «Детская академия». Нами было разработано учебно-методическое обеспечение данного курса, включающее модульную программу обучения информатике и информационным технологиям; учебно-методические пособия для пропедевтической и базовой ступеней обучения; преемственно взаимосвязанный комплекс тестовых заданий, реализованных в программе Test Master; комплекс практических заданий и проектов; разноуровневый дидактический материал. Как показывает анализ учебных программ и многолетняя практика проведения данного курса в Школе компьютерной грамотности, существует реальная возможность формирования базовой информационной культуры школьников в учреждении дополнительного образования.
Для определения уровня сформированности базовой информационной культуры школьников в рамках эксперимента было проведено анкетирование, тестирование знаний, проверка практических умений и навыков информационной деятельности, общеучебных умений и навыков (учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных, учебно-интеллектуальных, учебно-технологических) в контрольной и экспериментальной группах. В контрольную группу входили школьники, обучающиеся по программе общеобразовательной школы, в экспериментальную - учащиеся Школы компьютерной грамотности, обучающиеся по непрерывной программе обучения.
Рис. 1. Сравнительные данные уровня знаний, умений и навыков информационной деятельности на начало и конец эксперимента.
Рис. 2. Сравнительные данные уровня сформированности общеучебных умений и навыков информационной деятельности на начало и конец эксперимента.
В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что формирование базовой информационной культуры школьников происходит более эффективно и является целостным процессом, если принцип непрерывности и преемственности реализуется как в содержании изучаемого курса, так и во взаимосвязи учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы. Используя педагогический потенциал, различные формы и методы работы, гибкость и мобильность учреждений дополнительного образования, отсутствие жестких стандартов, можно добиться реального повышения уровня базовой информационной культуры школьников.
Рецензенты:
- Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
- Шакирова Лилиана Рафиковна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий преподавания математики и информатики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.