Важной характеристикой при определении педагогических условий является то, что условие - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых она не может быть реализована [2, 6]. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой возникают, существуют и развиваются явления, процессы [5]. Педагогическими условиями является совокупность объективных возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач [3]. Следовательно, решение экологических проблем в целом требует, перестройки сознания и мышления людей, что закладывается, развивается и закрепляется в школьной среде [1]. В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования, предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей и возможностей [4, 7].
Цель исследования - определение педагогических условий формирования эколого-экономических знаний у школьников средствами естественно-географических дисциплин.
Материал и методы
Педагогические условия рассматриваются как комплекс организационно-педагогических оснований, которые включают: создание педагогически обоснованной системы формирования эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин; учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; вычленение в программах и учебниках естественно-географических дисциплин эколого-экономических проблем; установление межпредметных и интегрированных связей эколого-экономического содержания; использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования эколого-экономических знаний. В работе использованы методы теоретического и эмпирического анализа, метод вычленения в программах и учебниках естественно-географических дисциплин эколого-экономических знаний, метод статистической обработки данных.
Результаты исследования
Реализация первого педагогического условия - учета возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся в формировании эколого-экономических знаний при изучении естественно-географических дисциплин - связана с проблемой гуманизации общества, в целом, и образования в частности, является приоритетной в сознании человечества с середины XX столетия.
В современной педагогике выделяют три аспекта процесса обучения: личностный - взаимодействие обучаемого и обучающего; процессуально-психологический - изучение и учет психических процессов, на основании которых происходит обучение и изменяется психика обучаемого; педагогический - выбор методов, средств и форм обучения. Полагая возможным выделение психолого-возрастного аспекта, приводящего формы и методы обучения в соответствие с психологическими особенностями возраста, что является важнейшим фактором гуманизации обучения.
При определении организационно-педагогических условий формирования эколого-экономических знаний нам предстояло учесть возрастные и психологические особенности учащихся 6-9 классов. Младшие школьники отличаются чувственным восприятием, стремлением все конкретизировать. В мышлении детей среднего возраста значительно усиливается роль абстрагирования. Для них характерно стремление устанавливать связи и взаимозависимости. Но развитие абстрактного мышления у подростков в некоторой степени опирается на конкретные представления.
В умственном развитии школьников 8-9 классов происходят дальнейшие качественные изменения. Познавательные интересы учащихся 8-9 классов приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер. В процессе приобретения знаний старшие школьники стараются обращать внимание на главное в изучаемом материале, выделять существенные стороны, связывать изучаемый материал с ранее приобретенными знаниями.
В этот период социальная ситуация развития чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания, процесс идентичности личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения [2]. Здесь практикуются самоутверждающие формы организации учебных занятий - дискуссии, диспуты, семинары, презентации, конференции, исследования и т.д.
Используется исследовательский метод, предполагающий постановку перед учащимися конкретного задания эколого-экономического направления и его планирования (организация наблюдений или изучение фактов и явлений, подведение итогов и использование полученных данных в раскрытии эколого-экономических понятий и конкретизации содержания учебного материала).
Второе педагогическое условие - вычленение в программах и учебниках естественно-географических дисциплин эколого-экономических знаний. Исходя из особенностей развития познавательной, мотивационной и предметно-практической сфер индивидуальности человека, мы считаем, что основу формирования эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин должен составить принцип вычленения в программах и учебниках соответствующих дисциплин экологических и экономических проблем. Анализ обязательного минимума содержания образования по биологии, географии, химии свидетельствует о большом эколого-экономическом потенциале этих дисциплин. Содержание естественно-географических дисциплин включает разделы и темы эколого-экономической направленности (табл. 1).
Таблица 1. Эколого-экономический потенциал естественно-географических дисциплин
Предмет |
Пример эколого-экономического содержания |
Биология |
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. |
География |
Современные методы географического исследования. Источники географической информации. География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Природа и человек в современном мире. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Регионы мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Россия в Современном мире. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. |
Химия |
Химия и жизнь. Химия и здоровье. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. |
К сожалению, формирование эколого-экономических знаний «ложится на плечи» учителя, поскольку обязательный минимум общего образования не ставит целью их формирование. Здесь следует отметить, что образцом для подражания выступает не определенный алгоритм действий и операций, а, прежде всего, творческая направленность личности преподавателя, его креативное поведение. Доказано, что становление творческой личности возможно не иначе как через сотворчество с талантливой, творческой личностью. Сотворчество дает обучающимся право на свой темп освоения учебного материала, свой потенциал творческих возможностей и свой путь их реализации.
Третье педагогическое условие связано с реформированием системы образования, требующим нового методологического подхода к ее организации и содержанию, главная идея заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, уплотнить его, установить зависимости и междисциплинарные связи.
Находясь в условиях информационного общества, важно, чтобы у учащихся сформировалось целостное восприятие мира при изучении дисциплин школьного курса. Без видения взаимосвязи отдельно взятых наук невозможно понимание явлений природы. К сожалению, школьникам сложно применять полученные эколого-экономические знания по одному предмету при изучении других, им сложно преодолеть предметный барьер при установлении причинно-следственных связей. Необходимо периодически проводить такие уроки, где интеграция вопросов и объединение в одном задании эколого-экономических знаний из разных областей наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе, об обществе, и на их основе - задачу формирования эколого-экономических понятий, общих для разных учебных предметов.
Реализация интеграционного направления при формировании эколого-экономических знаний продиктована различными причинами. Во-первых, в содержании многих предметов происходит дублирование эколого-экономического учебного материала, во-вторых, любая интеграция знаний - это не слияние, не взаимное растворение наук, а их взаимодействие, взаимообогащение в интересах решения эколого-экономических проблем.
В связи с переходом школы на профильное обучение появилась возможность преподавания курсов по выбору, большинство которых создаются на стыке различных школьных дисциплин и являются интегрированными.
Очень большое воспитательное значение имеет и экологическое образование учащихся 6-9 классов, которое отвечает за экологическое здоровье в целом. Такие вопросы как «Загрязнение атмосферы воздуха и здоровье человека», «Защита гидросферы от загрязнения», «Почвы», «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»; «Атмосфера»; «Литосфера»; «Гидросфера и меры борьбы с ее загрязнением» и многие другие имеют очень большое воспитательное значение для учащихся.
Для современной географии как науки о суперсистеме «человек - хозяйство -окружающая среда» вместе с аналитически-объяснительной усиливается её интегративная функция. Становится всё более очевидным, что развитие материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая, энергетическая, ресурсная и другие.) зависят не только от вклада отдельных отраслей географической науки, но и от их междисциплинарного синтеза. Интегративная роль школьной географии заключается в объединении, связывании в целое отдельных физико-географических, естественнонаучных, природно-социальных, общественно-географических явлений и процессов.
Многие эколого-экономические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по географии, биологии, химии и другим предметам. Роль межпредметных связей в повышении качества эколого-экономических знаний учащихся очень важна при усвоении понятий, представлений, при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. Использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике позволяют им глубже познать сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы. Учителя географии, химии, биологии планируют проведение совместных мероприятий и открытых уроков. Примеры проводимых интегрированных уроков: «Химическая промышленность», «Металлы. Чёрная и цветная металлургия» (химия и география), «Население России и РТ» (география, биология, статистика), «Атмосфера» (география, физика, биолгоия), «Природные зоны России» (география, биология).
Для выявления необходимого материала межпредметного характера были проанализированы программы, учебники и учебные пособия по химии, биологии, географии.
Для развития системного интегративного мышления важно не только показать учащимся 6-9 классов межпредметные и внутрипредметные связи, но и научить их самостоятельно искать. Поиск межпредметных связей и умение ими пользоваться очень важны при выполнении учебных исследований и проектной деятельности. Например, исследовательская эколого-экономическая деятельность осуществляется в условиях проблемных ситуаций, с применением знаний химии, биологии, географии. Учащиеся добывают знания о взаимосвязях живых систем и среды обитания, влиянии промышленного производства на природу и здоровье человека. Для осуществления таких проектов необходимо интегративное мышление.
Эффективной формой реализации межпредметных связей при формировании эколого-экономических связей являются интегрированные уроки, которые целесообразно проводить после изучения темы. При изучении курса «Общая биология» в основной (полной) средней школе возможна интеграция биологии с географией и химией.
Использование интегративного мышления с целью формирования эколого-экономических знаний возможно при организации внеклассной работы. В качестве примера можно привести межпредметные викторины, предметные недели, тематические вечера, конкурсы плакатов, встречи с интересными людьми, студентами различных вузов.
Четвертое педагогическое условие связано с использованием краеведческого принципа в формировании эколого-экономических знаний.
В педагогической литературе и школьной практике существуют два родственных понятия - краеведческий подход и краеведческий принцип. Краеведческий принцип означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, краеведческий подход - конкретный методический прием проявления краеведческого принципа; означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.
В условиях современной общеобразовательной школы особое значение приобретает проблема вооружения учащихся элементарными эколого-экономическими знаниями на примере краеведческого материала. Эколого-экономические знания рассматриваются как необходимое условие повышения научного уровня хозяйствования и управления производством.
Краеведение при изучении естественно-географическим дисциплин, организуемое в школе с учетом таких педагогических требований, как духовная направленность и целеустремленность, сочетание школьного краеведения с общественно полезной деятельностью, опора на самодеятельность, инициативу и активность самих школьников, является важным фактором нравственного воспитания учащихся, формирования у них социально активной жизненной позиции.
Эколого-экономическое краеведение, организуемое с учетом местных условий, специализации хозяйства, национальных обычаев и традиций, имеет немаловажное значение и в научно-исследовательском воспитании школьников. Участвуя в исследовании окружающей природной среды в процессе краеведческой работы, школьники лучше познают естественнонаучную картину мира, устанавливают причинно-следственные связи в изменении и развитии природной среды, связи и взаимозависимости между ее отдельными компонентами. Кроме того, изучение природных условий и ресурсов своей местности и хозяйственной деятельности населения своего села, города, района способствует пониманию учащимися диалектической связи между природной средой и хозяйственной деятельностью населения родного края.
Выводы
Педагогические условия в рамках исследования рассматриваются как комплекс организационных педагогических оснований, включающих: создание педагогически обоснованной системы формирования эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей и интересов;
- вычленение в программах и учебниках соответствующих дисциплин экологических и экономических проблем;
- установление межпредметных и интегрированных связей при формировании содержания эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин;
- использование принципа краеведческого подхода в процессе формирования эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин и других.
Рецензенты:
- Гайсин И. Т., д.п.н., профессор, заведующий отделением географического и экологического образования Института экологии и географии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань.
- Хузиахметов А. Н., д.п.н., профессор, кафедра педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, г. Казань.