Причиной нарушения внутрисердечной гемодинамики является множество заболеваний, в том числе врожденные и приобретенные пороки сердца[4]. Приобретенные пороки сердца составляют от 20 до 25 % всех органических заболеваний сердца у взрослых [1], а общая заболеваемость врожденными пороками сердца среди взрослых по данным официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2008 г. составила 0,63 на 1 тыс. взрослого населения [6].
В процессе реабилитации в стационарных условиях пациенты с нарушением внутрисердечной гемодинамики могут испытывать дискомфортное состояние вследствие «больничного стресса», что может негативно отразиться на их функциональном статусе [7]. В проведенном нами ранее исследовании было обнаружено, что в процессе медикаментозной реабилитации у пациентов с нарушением внутрисердечной гемодинамики наряду с позитивными сдвигами проявляются признаки увеличения тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы [5]. Выявленная тенденция может быть обусловлена стрессогенностью больничной обстановки.
Поэтому возникает необходимость регуляции психовегетативного статуса пациентов с нарушением внутрисердечной гемодинамики. В настоящее время существует множество немедикаментозных методов для регуляции психоэмоционального состояния человека [9]. Одной из наиболее распространенных и стандартизированных методик является антистрессовая релаксация, которая рекомендована Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и широко применяется у здоровых людей [8].
В связи с этим, целью нашего исследования явилось изучение влияния антистрессовой релаксации на функциональное состояние вегетативной нервной системы, уровень ситуативной и личностной тревожности, а также самочувствия, активности и настроения у больных с пороками сердца, проходящими стационарное медикаментозное лечение в ГБУ «Курганская областная клиническая больница».
Материалы и методы обследования: в исследовании в течение 2009-2011 годов принимали участие 108 пациентов с приобретенными пороками сердца (ревматическими клапанными пороками) (I 05 - I 09 по МКБ-10) и с врожденными пороками сердца (дефектами клапанов, внутрисердечных перегородок) (Q 21 - Q 23 по МКБ-10), проходящих курс медикаментозного стационарного лечения в течение двух недель. Среди пациентов были мужчины и женщины в возрасте от 22 до 77 лет.
Дизайн исследования: исследование когортное, проспективное, открытое. Все пациенты были разделены на две группы. В первую группу (опытную) включено 66 пациентов в возрасте 50,7±1,8 лет (из них 35 мужчин и 31 женщина), которым проводился курс медикаментозного лечения в течение двух недель и 10 сеансов антистрессовой релаксации. Во вторую (контрольную) - 42 пациента в возрасте 51,6±1,7 лет (из них 14 мужчин и 28 женщин), которым проводился только курс медикаментозного лечения. Все пациенты подписывали форму добровольного информированного согласия на использование дополнительных методов обследования и коррекции своего функционального состояния после получения подробной информации о настоящем исследовании.
В начале и в конце лечебного курса пациентам проводилась кардиоинтервалография для оценки механизмов регуляции вегетативного тонуса. При этом оценивали индекс напряжения (ИН), который наиболее полно информирует о степени напряжения компенсаторных механизмов организма, а также реактивность «Р»: отношение ИН2 - в положении стоя к ИН1 - в положении лежа (Р = ИН2/ИН1) [2]. Кроме этого, у пациентов определяли расчетные показатели, характеризующие тонус вегетативной нервной системы - индекс Кердо и минутный объем крови (МОК) - непрямым способом Лилье - Штрандера и Цандера [3]; посредством теста Спилбергера - Ханина оценивали уровень ситуативной и личностной тревожности, теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) - уровень самочувствия, активности и настроения.
Антистрессовую релаксацию проводили у постели больного согласно рекомендации ВОЗ 1 раз в день [8]. Для статистической обработки фактических данных использовали парный и непарный критерии Уилкоксона и t-критерий Стьюдента. Различия считали достоверными при p≤0,05.
Результаты и их обсуждение: при проведении кардиоинтервалографии из всего массива пациентов были исключены пациенты с мерцательной аритмией, выраженной экстрасистолией, синусовой аритмией, выраженными блокадами сердца, имплантированным электрокардиостимулятором. Поэтому показатели кардиоинтервалографии были подсчитаны на 50 пациентах. Из них 26 человек проходили реабилитационный курс медикаментозного лечения и курс антистрессовой релаксации, а 24 - только курс консервативной терапии. Достоверных различий между значениями возраста данных групп пациентов выявлено не было (p>0,05). При этом было выяснено, что у 54 процентов больных (27 человек) в начале курса реабилитации отмечается повышенный тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы (индекс напряжения в положении лежа больше 140 у. е.), что является физиологической основой для развития характерного функционального состояния, именуемого как «больничный стресс».
После курса реабилитации отмечается усиление симпатикотонии у 56,5 % нормотоников (13 человек) и 18,5 % симпатикотоников (5 человек). Отмечено, что антистрессовая релаксация проводилась девяти пациентам (39 %) с нормотонией и 17 пациентам (63 %) с симпатикотонией. Проведение курса антистрессовой релаксации улучшает тонус вегетативной нервной системы у 78 % нормотоников (7 человек) и 82 % симпатикотоников (14 человек).
Индекс напряжения в положении лежа в опытной группе до лечения составил 223,4±25,7 у.е. (M±m), в положении стоя - 237,4±18,4 у.е. В контрольной группе соответственно - 183,3±30,7 у.е. и 248,4±54,1 у.е. Достоверных различий между показателями обеих групп не выявлено (p>0,05). Реактивность до лечения в опытной группе составила 1,46±0,18, а в контрольной 1,87±0,31 (p<0,05).
После курса реабилитации в опытной группе произошло достоверное снижение индекса напряжения в положении лежа до уровня 188,0±35,3 у.е. (M±m) (p=0,01) и в положении стоя - до 215,8±34,2 у.е. (p=0,01) (рис. 1, рис. 2). Подобное изменение состояния вегетативной нервной системы в опытной группе оптимизирует ее трофотропную функцию. После лечения в опытной группе реактивность практически не изменилась и составила 1,45±0,19 (p>0,05). В контрольной группе достоверных изменений индекса напряжения не произошло, при этом по абсолютной величине индекс напряжения в положении лежа даже увеличился до 219,2±52,9 у.е., что говорит об усилении эрготропной функции вегетативной нервной системы, возможно, вследствие влияния «больничного стресса» (p>0,05). Кроме этого, произошло достоверное снижение реактивности до уровня 1,19±0,10, что говорит об отрицательной динамике в функциональном состоянии вегетативной нервной системы данной группы больных.
Рис. 1. Индекс напряжения в положении пациента лежа в опытной и контрольной группах
Рис. 2. Индекс напряжения в положении пациента стоя в опытной и контрольной группах
При анализе исходного функционального состояния вегетативной нервной системы было выявлено, что до лечения индекс Кердо в опытной группе составил 4,9±2,3 у.е. (M±m) (медиана - 2,3, максимум - 50,0, минимум - (-36,4) у.е.), а в контрольной группе - (-6,9)±3,0 у.е. (медиана - (-5,4), максимум - 25,0, минимум - (-47,1) у.е.). Таким образом, перед лечением в опытной группе (у тех пациентов, которые соглашались на проведение антистрессовой релаксации) преобладали пациенты с симпатикотонией, а в контрольной (у тех, которые отказывались от проведения релаксации) - с парасимпатикотонией. Сравнение двух выборок показало статистически достоверные различия (p<0,05). Можно предположить, что пациенты сами интуитивно определяли потребность в дополнительных методах коррекции своего функционального состояния. Таким образом, антистрессовая релаксация носила регуляторный характер. Соответственно МОК в покое у пациентов опытной группы перед лечением составил 4027,3±142,7 мл, а в контрольной - 3563,0 ±146,7 мл (p>0,05).
Уровень ситуативной тревожности (СТ) в опытной группе перед курсом составил 48,1±1,3 баллов (M±m), а в контрольной - 46,6±1,7 баллов (p>0,05), уровень личностной тревожности (ЛТ) - 49,2±1,1 баллов - в опытной и 48,8±1,4 баллов - в контрольной (p>0,05).
После курса реабилитации индекс Кердо в опытной группе снизился до 0,0±1,5 у.е. (медиана - 0,0, максимум - 27,1, минимум - (-37,9) у.е.), что соответствовало в целом уровню эйтонии. В контрольной группе значение индекса Кердо практически не изменилось и составило (-4,4)±1,5 у.е. (медиана - (-5,3), максимум - 18,9, минимум - (-25,0) у.е.) (рис. 3). Соответственно МОК в покое у пациентов опытной группы после курса реабилитации снизился до 3047,2±282,1 мл (p<0,05).
Рис. 3. Динамика индекса Кердо в опытной и контрольной группах
Таким образом, динамика показателей, отражающих функциональное состояние вегетативной нервной системы в покое, в опытной группе свидетельствует о переходе на энергетически более выгодный уровень функционирования. Этот переход был более выраженным в опытной группе, чем в контрольной.
После курса реабилитации уровень СТ в опытной группе снизился до 38,7±0,9 баллов, что явилось статистически значимым по сравнению с исходным значением (p<0,05). В контрольной группе уровень СТ также статистически достоверно снизился - до 44,4±1,6 баллов. Следует отметить, что после курса реабилитации уровень СТв опытной группе стал достоверно ниже, чем в контрольной (p<0,05).
Уровень ЛТ снизился в опытной группе до 40,9±0,9 баллов (p<0,05). В контрольной группе уровень ЛТ также статистически значимо снизился по сравнению с исходным до 45,4±1,3 баллов, но это снижение было меньше по абсолютной величине, чем в опытной группе.
Кроме того, различия в уровне СТ между опытной и контрольной группами в конце лечения стали статистически значимыми (p<0,05). Сравнение массивов разности уровней ЛТ в опытной и контрольной группах в исходном периоде и после окончания реабилитации показало статистически значимое различие (p<0,05). Все это подтверждает выраженное релаксирующее влияние антистрессовой релаксации на организм больных с нарушением внутрисердечной гемодинамики.
Эффективность антистрессовой релаксации по тестированию Спилбергера - Ханина можно оценить также по следующим гистограммам (рис. 4, 5).
Рис. 4. Уровень СТ в опытной группе в начале (верхняя гистограмма) и в конце (нижняя гистограмма) курса лечения
Средний и низкий уровень СТ (44 балла и ниже) в начале курса лечения отмечался у 24 пациентов, а в конце курса - у 54 (+30 человек).
Рис. 5. Уровень ЛТ в опытной группе в начале (верхняя гистограмма) и в конце (нижняя гистограмма) курса лечения
Средний и низкий уровень ЛТ в начале курса лечения отмечался у 18 пациентов, а в конце курса - у 49 (+31 человек).
Уровень самочувствия в опытной группе перед курсом составил 34,8±1,6 баллов (M±m), а в контрольной - 40,6±1,9 баллов (p<0,05), уровень активности - 40,9±1,4 баллов - в опытной и 42,5±1,5 баллов - в контрольной (p>0,05), уровень настроения - 44,1±1,6 баллов - в опытной и 46,7±1,6 баллов - в контрольной (p>0,05). После курса реабилитации уровень самочувствия в опытной группе повысился до 47,3±1,4 баллов, что явилось статистически значимым по сравнению с исходным значением (p<0,05). В контрольной группе уровень самочувствия также статистически достоверно повысился - до 44,6±1,7 баллов. Следует отметить, что если исходно в опытной группе уровень самочувствия был статистически значимо ниже, чем в контрольной, то в конце курса реабилитации различия стали статистически незначимы (p>0,05).
После курса реабилитации уровень активности в опытной группе повысился до 50,0±1,4 баллов, что явилось статистически значимым по сравнению с исходным значением (p<0,05). В контрольной группе уровень активности также статистически достоверно повысился - до 45,8±1,3 баллов. Но при этом, если исходно различия в уровне активности между опытной и контрольной группами были статистически незначимы, то в конце лечения уровень активности в опытной группе оказался достоверно выше, чем в контрольной (p<0,05).
В конце курса реабилитации уровень настроения в опытной группе повысился до 54,2±1,3 баллов, что явилось статистически значимым по сравнению с исходным значением (p<0,05). В контрольной группе уровень настроения также статистически достоверно повысился - до 49,1±1,6 баллов. При этом в конце лечения уровень настроения в опытной группе стал достоверно выше, чем в контрольной (p<0,05). Все это подтверждает положительное влияние на уровень самочувствия, активности и настроения больных с нарушением внутрисердечной гемодинамики.
Выводы. Проведенное исследование подтверждает позитивное влияние антистрессовой релаксации на функциональное состояние больных с нарушением внутрисердечной гемодинамики. Проведение курса антистрессовой релаксации улучшает тонус вегетативной нервной системы у 78 % нормотоников и 82 % симпатикотоников. Таким образом, антистрессовая релаксация в данной методической реализации является доступным и простым способом коррекции функционального состояния больных с нарушением внутрисердечной гемодинамики в процессе стационарного курса реабилитации. Позитивное влияние антистрессовой релаксации, заключающееся в устранении преобладающего исходно в опытной группе тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, в статистически значимом снижении индекса Кердо и МОК, а также индекса напряжения, в достоверном снижении уровня ситуативной и личностной тревожности, в повышении уровня самочувствия, активности и настроения, более выраженном в опытной группе по сравнению с контрольной, - свидетельствует о целесообразности более широкого включения ее в комплексную реабилитацию данной категории больных.
Рецензенты:
- Щурова Е. Н., д.б.н., зав. лабораторией функциональных исследований научного клинико-экспериментального отдела физиологии ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова» Минздравсоцразвития России, г. Курган.
- Долганова Т. И., д.м.н., ведущий научный сотрудник лаборатории функциональных исследований научного клинико-экспериментального отдела физиологии ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г. А. Илизарова» Минздравсоцразвития России, г. Курган.