Изучение региональных особенностей состояния здоровья и качества жизни здоровых и больных детей - одна из актуальнейших задач современной педиатрии [2, 3, 4]. Качество жизни охватывает физическое, психологическое и социальное благополучие так, как его воспринимает сам пациент, и позволяет количественно оценить влияние на перечисленные составляющие болезней, травм и методик лечения [1]. Исследование качества жизни в педиатрии - это восприятие и оценка ребёнком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и те ощущения, которые связаны для него с проблемами функционирования.
По мнению Новик А. А. и соавт. [5], качество жизни ребёнка - это интегральная характеристика здоровья ребёнка, основанная на его субъективном восприятии. В настоящее время мало известно, как относятся дети к своему здоровью, но не менее важно изучение качества жизни здорового ребёнка. Поэтому одним из главных направлений в исследовании качества жизни у детей является определение состояния оптимального здоровья с позиций самого ребёнка, его родителей. В детском и подростковом возрасте изучение качества жизни строится на тех же принципах, что и у взрослых.
Цель исследования: изучить состояние здоровья и качество жизни мальчиков подросткового возраста г. Барнаула.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе средних образовательных учреждений г. Барнаула, в него включено 457 мальчиков в возрасте 15-16 лет. Инструментом изучения качества жизни служил общий опросник - Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLTM 4.0) [5]. Для нашего исследования был выбран вариант опросника PedsQL для детей в возрасте от 13 до 18 лет, который мальчики-подростки заполняли независимо друг от друга и от родителей. Перед началом опроса респондентами было подписано информированное согласие на участие в исследовании. Состояние здоровья мальчиков оценивали по результатам ежегодных профилактических осмотров путем выкопировки данных из «Истории развития ребенка» (форма № 112/у) и «Медицинской карты школьника» (форма № 26/у).
Статистическая обработка результатов проводилась посредством статистической программы STATISTICA 6.1 (StatSoft Inc., США). Распределение значений количественных показателей оценивали с помощью критерия Шапиро - Уилка. Для каждого показателя вычисляли 95 % доверительный интервал (95 % ДИ), величина которого характеризует степень доказательности данных, в то время как значение р указывает на вероятность отклонения нулевой гипотезы. Достоверность различия количественных показателей между 2 группами оценивали с помощью U-критерия Манна - Уитни и точного критерия Фишера. Статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты исследования
Определены «нормативные» значения параметров качества жизни для здоровых мальчиков-подростков 15-16 лет г. Барнаула (таблица 1), из которой следует, что наиболее высоко респонденты оценивали социальное (91,9 балла) и физическое (90,2 балла) функционирование. Оценки эмоционального (79,9 балла) и школьного (74,8 балла) функционирования были на 11-15 баллов ниже со статистически высокой значимостью (р<0,001), особенно по отношению к социальному функционированию.
Таблица 1. Показатели качества жизни у здоровых мальчиков-подростков в возрасте 15-16 лет (n=320)
Показатель качества жизни |
М |
95 % ДИ |
±σ |
Физическое функционирование (ФФ) |
90,2 |
89,1-91,4 |
10,22 |
Эмоциональное функционирование (ЭФ) |
79,7 |
78,1-81,3 |
14,73 |
Социальное функционирование (СФ) |
91,9 |
90,7-93,1 |
10,60 |
Школьное функционирование (ШФ) |
74,7 |
72,9-76,6 |
17,04 |
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) |
82,0 |
80,7-83,2 |
11,42 |
Общий балл (ОБ) |
85,1 |
84,1-86,1 |
9,41 |
Значения суммарного балла психосоциального здоровья, представляющего общую характеристику шкал эмоционального, социального и школьного функционирования, а также общего балла, который является интегральной характеристикой качества жизни, превышали 80 баллов. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в процессе межличностного общения, во взаимоотношениях с одноклассниками и сверстниками, мальчики не испытывали проблем, о чем свидетельствуют высокие показатели шкалы социального функционирования, причем самые высокие среди всех шкал опросника [91,9 (90,7-93,1)].
Распределение показателей качества жизни по ранговым местам выглядело следующим образом: 1-е - социальное, 2-е - физическое, 3-е - эмоциональное и 4-е - школьное функционирование.
Следовательно, качество жизни здоровых мальчиков-подростков 15-16 лет г. Барнаула характеризуется высоким уровнем социального и физического функционирования при сравнительно низком уровне школьного функционирования.
С целью изучения возрастной динамики показателей качества жизни обследованные мальчики-подростки были разделены на две группы: 15 лет и 16 лет. Статистический анализ полученных данных не выявил существенные изменения параметров качества жизни по основным шкалам (кроме школьного функционирования), а также по суммарному баллу психосоциального здоровья и интегральной характеристике качества жизни. Отсутствие выраженной возрастной динамики показателей качества жизни у мальчиков-подростков, вероятнее всего, обусловлено коротким периодом наблюдения Вместе с тем, у мальчиков 16-летнего возраста констатировано статистически значимое снижение самооценки школьного компонента качества жизни [71,6 (69,5-73,8) балла] по отношению к ответам мальчиков 15-летнего возраста [75,9 (73,7-78,1) балла; р=0,007] (таблица 2).
Таблица 2. Показатели качества жизни у мальчиков-подростков с учетом возраста
Показатель качества жизни |
Возраст мальчиков-подростков |
Р |
|
15 лет (n=221) |
16 лет (n=236) |
||
Физическое функционирование (ФФ) |
88,9 (87,4-90,5) |
89,3 (87,8-90,8) |
0,599 |
Эмоциональное функционирование (ЭФ) |
78,8 (76,8-80,8) |
78,5 (76,5-80,4) |
0,813 |
Социальное функционирование (СФ) |
91,9 (90,6-93,3) |
91,1 (89,6-92,5) |
0,719 |
Школьное функционирование (ШФ) |
75,9 (73,7-78,1) |
71,6 (69,5-73,8) |
0,007 |
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) |
82,2 (80,8-83,6) |
80,2 (78,6-81,7) |
0,078 |
Общий балл (ОБ) |
84,7 (83,4-86,0) |
83,6 (82,4-84,9) |
0,221 |
Статистика: U - критерий Манна -Уитни. В скобках - 95 % доверительный интервал.
Снижение уровня показателей по шкале школьного функционирования с учетом возраста, очевидно, является следствием усугубления проблем в школе (пропуски занятий по состоянию здоровья, а также пропуски без уважительных причин, расстройства памяти, концентрации внимания, затруднения при выполнении школьных заданий и др.).
Опрос родителей выявил значительные разногласия с ответами мальчиков-подростков. Статистически значимых различий не установлено только по эмоциональному (р=0,756) и социальному (р=0,475) функционированию. По остальным параметрам, включая суммарный балл психосоциального здоровья (р=0,031) и общий балл (р=0,018), оценки родителей были существенно ниже, особенно по школьному функционированию [65,1 (59,9-70,3) балла против 73,7 (72,1-75,2) балла у мальчиков-подростков, р=0,001)]. Физическое функционирование оценивалось мальчиками значительно выше по сравнению с ответами родителей (р=0,029). Следует отметить, что, несмотря на наличие разногласий в ответах, ранговые места показателей по шкалам опросника у мальчиков-подростков и у родителей были идентичными. Выявленные разногласия в ответах, с одной стороны, являются результатом низкой информированности родителей об отдельных сторонах жизни мальчиков подросткового возраста, обусловленной особенностями становления характера в этом возрастном периоде, а с другой, - естественным желанием родителей видеть своих детей такими, какими они их себе представляют.
Показатели качества жизни по результатам анкетирования мальчиков подросткового возраста и их родителей представлены в таблице 3.
Таблица 3. Показатели качества жизни по ответам мальчиков-подростков и их родителей
Показатель качества жизни |
Мальчики (n=457) |
Родители (n=44) |
Р |
Физическое функционирование (ФФ) |
89,1 (88,1-90,2) |
83,8 (79,3-88,3) |
0,029 |
Эмоциональное функционирование (ЭФ) |
78,7 (77,3-80,0) |
77,7 (72,7-82,7) |
0,756 |
Социальное функционирование (СФ) |
91,5 (90,5-92,3) |
89,1 (84,6-93,5) |
0,475 |
Школьное функционирование (ШФ) |
73,7 (72,1-75,2) |
65,1 (59,9-70,3) |
0,001 |
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) |
81,2 (80,1-82,2) |
77,3 (73,6-81,0) |
0,031 |
Общий балл (ОБ) |
84,1 (83,2-85,1) |
79,7 (76,1-83,4) |
0,018 |
Статистика: U - критерий Манна -Уитни. В скобках - 95 % доверительный интервал.
Влияние хронических болезней в стадии клинической ремиссии на показатели качества жизни изучено у 126 мальчиков-подростков с III группой здоровья. У обследованных детей было зарегистрировано 314 хронических заболеваний или 2,5 заболевания на одного ребенка. Среди хронической патологии мальчики наиболее часто страдали сколиозом (54,8 %), плоскостопием (38,1 %), вегетососудистой дистонией (29,4 %), миопией (27,1 %), хроническим гастритом и гастродуоденитом (23,1 %), хроническим тонзиллитом (15,9 %), ожирением (14,3 %), дискинезией желчевыводящих путей (11,1 %).
Результаты анализа показателей качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у мальчиков-подростков с хронической патологией представлены на таблице 4, из которой видно, что хронические заболевания, даже в стадии клинической ремиссии, оказывают статистически значимое негативное влияние на параметры качества жизни мальчиков-подростков, в том числе на уровень психосоциального здоровья (р=0,005) и общий балл (р=0,001), исключение составил только показатель социального функционирования (р=0,075). Ранговые места показателей изменений не претерпели.
Таблица 4. Показатели качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у мальчиков с хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии.
Показатель качества жизни |
Мальчики-подростки |
Р |
|
Здоровые (n=320) |
С хроническими болезнями (n=126) |
||
Физическое функционирование (ФФ) |
90,2 (89,1-91,4) |
85,6 (83,1-88,1) |
0,002 |
Эмоциональное функционирование (ЭФ) |
79,7 (78,1-81,3) |
75,8 (73,2-78,5) |
0,010 |
Социальное функционирование (СФ) |
91,9 (90,7-93,1) |
89,7 (87,6-91,8) |
0,075 |
Школьное функционирование (ШФ) |
74,7 (72,9-76,6) |
70,8 (68,0-73,5) |
0,017 |
Психосоциальное здоровье (ПСЗ) |
82,0 (80,7-83,2) |
78,8 (76,9-80,7) |
0,005 |
Общий балл (ОБ) |
85,1 (84,1-86,1) |
81,3 (79,5-83,1) |
0,001 |
Статистика: U - критерий Манна -Уитни; в скобках - 95 % доверительный интервал.
Сравнительный анализ степени нарушений по шкалам качества жизни у здоровых мальчиков-подростков и у больных хроническими заболеваниями позволил установить следующее. В группе здоровых мальчиков статистически значимо больше было число детей с высокими показателями по шкале эмоционального (21,2 %, р=0,043) и школьного (16,9 %, р=0,007) функционирования, а также по психосоциальному здоровью (22,5 %, р=0,001) и общему баллу (суммарной шкале) (таблица 5).
Таблица 5. Показатели общего балла качества жизни по ответам здоровых и больных хроническими заболеваниями мальчиков-подростков
Интервалы баллов |
Здоровые (n=320) |
Больные (n=126) |
p |
||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
||
100-91 |
90 |
28,1 |
17 |
13,5 |
0,001 |
90-81 |
134 |
41,9 |
58 |
46,0 |
0,458 |
80-71 |
72 |
22,5 |
31 |
24,6 |
0,621 |
70 и менее |
24 |
7,5 |
20 |
15,9 |
0,012 |
Статистика: точный критерий Фишера.
Преобладание низких значений параметров качества жизни констатировано только у мальчиков с хроническими заболеваниями: по физическому функционированию (12,7 %, р=0,007), психосоциальному здоровью (29,4 %, р=0,009) и общему баллу (15,9 %, р=0,012). По шкале социального функционирования в обеих группах обследованных детей статистически значимых различий не зафиксировано.
Следовательно, результаты распределения обследованных детей по уровням качества жизни убедительно свидетельствует о том, что преобладающее число мальчиков-подростков с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии имели очень низкие показатели.
Особый интерес представляло исследование качества жизни у мальчиков-подростков с учетом групп здоровья. Данные для проведения сравнительного анализа были получены от 446 детей в возрасте 15-16 лет, постоянно проживающих в г. Барнауле Алтайского края. Распределение по группам здоровья показало, что среди обследованных в первой (I) группе здоровья было всего 6,5 % мальчиков, во второй (II) - 65,2 % и в третьей (III) - 28,3 %.
Итоговые результаты анкетирования респондентов демонстрирует таблица 6.
Таблица 6. Показатели качества жизни у мальчиков-подростков с учетом групп здоровья
Показатель качества жизни |
Группы здоровья |
Р I-II |
Р I-III |
Р II-III |
||
I (n=29) |
II (n=291) |
III (n=126) |
||||
Физическое функционирование |
93,0 (89,8-96,2) |
90,0 (88,8-91,2) |
85,6 (83,1-88,1) |
0,117 |
0,005 |
0,005 |
Эмоциональное функционирование |
79,5 (75,5-83,5) |
79,7 (78,0-81,5) |
75,8 (73,2-78,5) |
0,549 |
0,317 |
0,009 |
Социальное функционирование |
93,1 (90,1-96,1) |
91,8 (90,6-93,1) |
89,7 (87,6-91,8) |
0,843 |
0,265 |
0,008 |
Школьное функционирование |
75,2 (69,7-80,6) |
74,7 (72,7-76,7) |
70,7 (68,0-73,5) |
0,986 |
0,202 |
0,019 |
Психосоциальное здоровье |
82,6 (79,6-85,5) |
81,9 (80,5-83,2) |
78,8 (76,9-80,7) |
0,830 |
0,216 |
0,005 |
Общий балл |
86,3 (83,9-88,7) |
85,0 (83,9-86,1) |
81,3 (79,5-83,1) |
0,820 |
0,046 |
0,001 |
Статистика: U - критерий Манна -Уитни, в скобках - 95 % доверительный интервал.
Из таблицы 6 следует, что по всем показателям качества жизни у мальчиков-подростков I и II групп здоровья статистически значимых различий не отмечалось. При этом самые высокие значения в обеих группах мальчиков констатированы для социального (соответственно - 93,1 и 91,8 балла) и физического (93,0 и 90,0 баллов) функционирования. В то же время у мальчиков-подростков III группы здоровья по отношению к мальчикам II группы здоровья по всем параметрам, включая психосоциальное здоровье (р=0,005) и общий балл (р=0,001), констатировано статистически высоко значимое снижение качества жизни. Следует отметить, что наиболее значительные колебания показателей зафиксированы у мальчиков I и III групп здоровья по физическому функционированию (соответственно - 93,0 и 85,6 балла) и по суммарной шкале (ОБ) - 86,3 и 81,3 балла.
Заключение
Разработаны «нормативные» параметры качества жизни для мальчиков 15-16 лет г. Барнаула Алтайского края. Установлено, что родители статистически значимо ниже оценивают качество жизни мальчиков-подростков. Доказано значительное снижение качества жизни у мальчиков в III группе здоровья и страдающих хроническими болезнями в стадии клинической ремиссии. Наиболее высокие показатели, как у здоровых, так и у больных мальчиков, наблюдаются по шкалам физического и социального функционирования.
Рецензенты:
- Кильдиярова Р. Р., д.м.н., профессор, профессор кафедры пропедевтики детских болезней с курсом поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО, Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Ижевск.
- Яковлева Л. В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой подготовки интернов-педиатров и детской кардиологии ИПО Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Уфа.