Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE HUMAN CAPITAL IN THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL MODERNIZATION

Kochetkov I.V. 1
1 Federal state budgetary educational institution of the higher vocational training «the Ulyanovsk state technical university», Ulyanovsk, Russia
In article modern lines of development of the higher vocational training as bases of formation of the human capital one of which is creation of the integrated high schools by merge of several and even not profile higher educational institutions are considered. Within the limits of research some contradictions of a state policy in the sphere of education in the conditions of modernization are revealed. The named process will give a positive effect for development of the higher vocational training in case of the account of historical experience and the developed traditions of an education system as noncritical loan of another´s experience and ignoring of national specificity can harm to development of a domestic education system. The network form of integration of high schools is preferable at a stage of development of an education system. For development of network structures direct participation of the state both in their creation and in the further supports of effective formation is required.
the human capital
formation
creativity
a bachelor degree
Теодор Шульц в своей работе впервые применил термин «человеческий капитал». Он определил человеческий капитал как все способности и качества человека, которые являются либо врожденными, либо приобретенными. «Каждый человек рождается с отличным от других набором хромосом, который генетически определяет его врожденные способности. Приобретенные же человеком способности или ценные качества, которые могут быть усовершенствованы путем соответствующих вложений, называются человеческим капиталом». Исследователи нашего времени видят человеческий капитал как сумму навыков и интеллектуальных способностей, приобретаемых человеком в процессе образования и трудовой деятельности.

Важным условием роста человеческого капитала является здравоохранение. На протяжении всей истории проблема здоровья населения является актуальной для любой страны. Снижение смертности - один из главных показателей благосостояния государства и правильного управления человеческим капиталом. В России показатель смертности значительно выше, чем в развитых странах Европы (например, Австрия, Франция, Швеция). Это свидетельствует о менее эффективном управлении человеческим капиталом и более низком качестве жизни. Однако в последние пять лет этот показатель имеет тенденцию к снижению.

Если государство желает добиться увеличения объема человеческого капитала, то основным фактором для этого является повышение качества и доступности образования.

Сфера образования имеет особое значение для общественного производства как система, формирующая человеческий потенциал и человеческий капитал государства, обеспечивающая его эффективное воспроизводство. Современное состояние системы образования определяет дальнейшее формирование, развитие и возможности реализации человеческого капитала, так как услуги образования являются услугами отсроченного действия. Следовательно, конкурентоспособность национальной экономики также напрямую зависит от развития системы образования в настоящем. В этой связи актуальным является исследование проблемы финансирования образования в России.

Рынок образовательных услуг территориально ориентирован, что связано со специфическими чертами образования как отрасли социальной сферы - единство производства и потребления, неотделимость от потребителя и прочие. Являясь особым институтом российской экономики, он представляет собой совокупность учреждений, организаций и индивидов, обладающих необходимой инфраструктурой, методическим обеспечением, необходимыми для удовлетворения потребностей в знаниях и навыках.

Данный рынок, как и любой другой, подчинен законам спроса и предложения. Потенциал системы образования зависит, прежде всего, от адекватности товарного предложения запросам рынка. Система образования является бюджетно-центрированной, и поэтому необходимо рассматривать все источники финансирования данной сферы.

В Российской Федерации расходы на социальные нужды относительно ВВП невелики. Расходы на образование в России длительное время составляли не более 3% бюджета. С ростом ВВП в последние годы наблюдался рост финансирования образования, в 2005-2007 гг. доля образования в структуре ВВП составляла соответственно 2,31 и 2,26%. В 2007 г. доля образования в структуре ВВП соответствовала 2,3%, в 2008 г. - 3,7%, а в 2009 и 2010 г. - 4,2 и 4% соответственно [2].

При практически неизменном общем объеме расходов бюджета - 2009 в сравнении с бюджетом - 2010 были умеренно сокращены расходы на образование.

До настоящего момента финансирование из бюджетов различных уровней осуществлялось лишь на минимальный набор образовательных услуг соответственно государственным стандартам, - это определяет перечень бесплатных образовательных услуг, содержание образовательных программ, требования к подготовке, объемы учебной нагрузки, нормы кадровой обеспеченности образовательных учреждений, социальную поддержку обучающихся.

Рынок образовательных услуг делится на государственный и коммерческий секторы. Согласно статистическим данным коммерческие высшие учебные заведения составляют около 40% от общего числа вузов, а их студенты лишь 17% от общей численности студентов.

До 2009 года (таблица 1) количество студентов увеличивалось с каждым годом, что свидетельствует о благоприятных условиях для получения образования, созданных государством. Однако кризис 2008 года оставил свой след в сфере образования, и в 2009 году число студентов начало сокращаться.

Таблица 1 - Численность студентов РФ в 2002-2010 гг. (тыс. чел.)

Учебный год

2002/03

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

2009/10

Численность студентов

5947,5

6455,7

6884,2

7064,6

7309,8

7461,3

7513,1

7418,8

В 2011 году был реализован переход системы высшего профессионального образования на бакалавриат. Содержание стандартов ВПО третьего поколения предполагает развитие студента как личности, умеющей решать непарадигмальные проблемы. Непарадигмальные проблемы возникают, когда их решение требует знаний, которых в данный момент нет. Чтобы решить подобную проблему, необходимо создать новые, не известные ранее знания. И те специалисты, которые призваны решать эти проблемы, должны уметь это делать. На первом месте стоит формирование умения обучающимся применять знания на практике, на втором - метапредметность, и на третьем - предметная составляющая.

Цель любой образовательной программы - подготовить студента к самостоятельной профессиональной деятельности в одном из институтов экономики (на предприятии, в бизнесе и т.д.). Эта цель остается неизменной независимо от экономической среды, однако меняется содержание его деятельности, а значит должна меняться и система подготовки к ней. Предметная составляющая уже не так важна, потому что знания предметной области теперь можно взять, например, из Интернета, доступ к которому есть у каждого студента [1].

С другой стороны, самообучение и поиск нужной информации всегда занимает больше времени, нежели эти знания будут предоставлены студентам опытным профессорско-преподавательским составом, который выложит «на блюдечке» фундамент знаний, необходимый при решении основных профессиональных вопросов. При поиске нужной информации в Интернете сталкиваешься с такими проблемами, как необходимость сделать правильный выбор из множества противоречащих друг другу материалов. Кроме того, у Интернета есть свойство «ненужной информации», то есть при поиске необходимого материала приходится разгребать кучи бесполезных данных, что тоже значительно увеличивает время поиска информации. Необходимо также ставить вопрос о качестве подобранного интернет-ресурсами материала.

В новой парадигме образования, доминирующей в западном мире, в рефлексно-креативном образовании важное место занимает обучение навыкам креативного мышления, перемещение из зоны постановки проблемы в зону ее эффективного решения, методологии познания [1].

Следует согласиться с Н.А. Гореловым, О.И. Мельниковым, В.В. Синовым, что на современном этапе развития экономики действительно есть необходимость в выпуске специалистов, умеющих креативно мыслить. Однако возникает ряд вопросов и противоречий. Во-первых, новые стандарты образования дают на выходе не специалистов, а бакалавров. По мнению министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, бакалавриат дает лишь базовое образование и требует в дальнейшем получения узкой специализации. Во-вторых, необходимо учитывать природные способности обучающихся. Ведь далеко не каждого можно научить креативно мыслить. Возможно, из ста или даже тысячи человек найдется только один, способный научиться мыслить креативно. На наш взгляд, в этом нет ничего плохого. Если все выпускники будут креативными специалистами, тогда кто же будет реализовывать их креативные идеи?!

Исторически сложилось так, что высшим считалось образование, полученное в университетах. Образование как явление государственной политики в России впервые в целостном виде сформировалось во время правления Петра I, тратившего много усилий и средств в этом направлении. В «Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств» 1724 г. Петр I основывает одним указом Академию, Университет и гимназию. Университет начинался с факультетов гуманитарных, так как в первую очередь  нужно было научиться излагать свои мысли, философски осмысливать происходящее, создавать законы, по которым живет общество [4].

Высшее образование можно понимать как процесс обучения и воспитания, направленный на подготовку специалистов высшей квалификации, на овладение ими общими инструментальными, межличностными и специальными компетенциями, на формирование профессионального сознания, обеспечивающего активную социальную позицию субъекта, успешную творческую деятельность и саморазвитие в избранной сфере общественной жизни.

Университеты должны сыграть главную роль в инновационной модернизации образования. В настоящее время они не только являются ведущими учебными заведениями, готовящими специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, но и выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения [4].

В последние годы в России наметилась тенденция создавать укрупненные вузы путем слияния нескольких и даже непрофильных вузов. Зарубежный опыт показывает, что просто слияние вузов само по себе не дает синергетического эффекта. Несколько лет уходит на создание единого функционирующего организма с единой системой управления. В этом процессе требуется изменение коммуникаций, методов и форм управления. Попытка укрупнения путем физического слияния нескольких разнопрофильных или расположенных на разных территориях вузов может дать отрицательный результат.

Слияние непрофильных вузов приводит к несочетаемости культур и норм, существовавших в каждом отдельном вузе. Преодоление данного препятствия займет значительное время. Необходимо учитывать, что слияние может привести к ослаблению более сильного вузы при объединении его с менее сильным, хотя возможна и другая ситуация, когда будет наблюдаться повышение среднего уровня более слабого вуза.

В развитых странах вузы имеют среднесписочную численность студентов не менее 20 тысяч. Следует отметить, что рост этих учебных заведений происходил в течение нескольких десятилетий, в процессе чего формировалась структура и система управления.

Обновление российской высшей школы необходимый шаг. Модернизация системы высшего профессионального образования даст положительный эффект в случае учета в данном процессе исторического опыта и сложившихся традиций системы образования, так как некритическое заимствование чужого опыта и игнорирование национальной специфики может нанести вред развитию отечественной системы образования.

На современном этапе развития системы образования в условиях инновационной экономики становится предпочтительной сетевая форма интеграции вузов. При формировании сетевых структур наблюдается эффективное взаимодействие значительного числа организаций, которые представляют все сектора науки, образования, бизнеса и бизнес-образования. К ним относятся университеты, научные организации, малые наукоемкие фирмы, представители крупных бизнес-структур. Данный вид партнерства может иметь большую устойчивость системы генерации и трансфера знаний, обеспечивать их диффузию.

Для развития и эффективного функционирования сетевых структур требуется поддержка со стороны государства, которая не должна ограничиваться несколькими годами даже при условии финансирования науки со стороны частного сектора, что является обязательным условием развития системы образования в рамках сетезации.

Создание и эффективное функционирование сетевых структур позволят решить такие задачи, как увеличение объемов НИОКР, обеспечение востребованности научных исследований и разработок, ускорение процессов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, повышение качества образования и, как следствие, решение проблем трудоустройства выпускников. Кроме того, преимуществом процесса сетезации вузов в противовес слиянию является возможность содействия повышению эффективности работы и объединения элементов инновационной системы, которые в современной ситуации остаются разрозненными и не дают желаемого эффекта.

Рецензенты

  • Крамин Т.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансового менеджмента, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань.
  • Андреев С.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой микроэкономики и экономической теории Института экономики и финансов Казанского (приволжского) федерального университета, г. Казань.