Общая характеристика профессиональной деятельности. В соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников научно-педагогические работники относятся к отрасли «Социально-экономические и общественные науки». Группа специальностей - 13.00.00 «Педагогические науки». Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих, научно-педагогические работники могут работать на таких должностях, как научный сотрудник (в области образования); преподаватель (в колледжах, университетах и др. вузах); профессор.
Предназначение профессиональной деятельности молодого научно-педагогического работника: 1) подготовка студентов, будущих специалистов к самостоятельной и успешной профессиональной деятельности, формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию; 2) осуществление научных исследований, позволяющее развивать фундаментальную и прикладную науку с целью повышения научного потенциала современного общества. Миссия - повышение качества жизни отдельных людей, социальных групп и населения страны в целом. Объектом труда научно-педагогических работников выступает научно-педагогическая деятельность. Предмет труда - научно-исследовательская и преподавательская деятельность.
Научно-педагогическую деятельность мы рассматриваем как процесс производства нового научного знания в сочетании с педагогическими отношениями, возникающими между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности. Педагогическую деятельность может осуществлять человек, имеющий высшее профессиональное педагогическое образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи обучающимся часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства, качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества; а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности, компьютерная техника и т.п. Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научную и практическую.
Согласно Е.А. Климову [2], Э.Ф. Зееру [1] и др., профессия педагога относится к типу профессий «человек - человек». По мнению Дж. Холланда [4], рассматривающего соответствие типа личности определённому типу профессий, профессия педагога, учёного относится к интеллектуальному и социальному типу. Как интеллектуальная, профессия учёного направлена на идеи, теоретические ценности, умственный труд; решение интеллектуальных творческих задач. Как социальная, профессия педагога направлена на людей, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.
Что касается количества научно-педагогических работников в нашей стране, то более или менее точных данных не обнаружено. По данным политолога Л. Радзиховского, с 1990 по 2008 г. число научных сотрудников в России сократилось с 1 млн до 375 тыс. человек. Если в мире число научных работников растет, в России - падает. Возник большой разрыв поколений: «сохраняются могикане от 70 лет и старше, и есть стайки молодёжи 22-25 лет. А центральное, самое важное и сильное звено - от 30 до 50 лет - выпало. Лишь около четверти сотрудников РАН моложе 40 лет...» («Российская газета» от 08.06.2010 г.).
Данных о количестве педагогов, в частности работающих сегодня в системе высшей школы, практически нет. На начало 2008 г. в России работало около 1,1 тыс. вузов, в т.ч. 650 государственных. Это в 4,5 раза больше, чем в СССР в конце 1980-х годов. Соответственно за это время возросло количество студентов (почти вдвое), однако эти данные не дают оснований для каких-либо выводов о количестве педагогов, работающих в высшей школе. Снижается качество преподавания в высшей школе. По мнению экспертов, молодые доценты не занимаются наукой из-за отсутствия времени, так как вынуждены подрабатывать в различных местах. Научной работой занимаются не более 19% из 330 тысяч преподавателей вузов [5]. Уровень оплаты труда преподавателей вуза в полтора-два раза ниже средней зарплаты в промышленности [6].
Профессия преподавателя, научно-педагогическая работа остаются далеко позади самых престижных профессий. Низким является социальный статус научно-педагогического работника. Ситуация на рынке научного труда характеризуется как стабильная. Спрос на таких работников приблизительно равен предложению. Карьерный рост происходит относительно медленно, и пик учёного приходится в среднем на возраст 50-60 лет [6].
Содержание и условия работы. Содержание и объём профессионального поля научно-педагогического работника определяется совокупностью трудовых действий, входящих в состав профессии, их характеристикой. Как отмечалось выше, совокупность действий научно-педагогической деятельности представляет два вида - научную деятельность и практическую. Научная деятельность включает в себя теоретическую деятельность и эмпирическую. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами.
В труде педагога выделяются три стороны - собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность педагога [3]. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения «ведомый - ведущий»; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Именно этот социально-психологический стержень придаёт взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность.
Образование научно-педагогического работника - обязательно высшее. В то же время профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства. Молодой научно-педагогический работник, как правило, имеет учёную степень кандидата наук или является аспирантом, соискателем учёной степени. От него требуется в совершенстве владеть преподаваемой областью знаний, современными методами обучения и воспитания. Большинство научно-педагогических работников занято в высших учебных заведениях. Трудовой день, как правило, привязан к расписанию занятий, вместе с тем значительная часть времени уходит на научно-исследовательскую работу, проводимую в рамках вуза, в иных учреждениях, а также самостоятельно. Работа в вузе предполагает проведение лекционных и практических занятий, руководство научной работой студентов, консультирование, приём зачётов и экзаменов. Непосредственное проведение аудиторных занятий занимает в среднем около половины рабочего дня.
Психограмма. Говоря о требованиях к научно-педагогическим работникам на уровне психических процессов, следует отметить, что сенсорные системы позволяют отражать действительность относительно точно и исключать ошибки, препятствующие нормальной научной и преподавательской деятельности. Требуется высокий уровень развития зрительной и слуховой чувствительности. На уровне перцептивных процессов особые требования предъявляются к восприятию и пониманию научных текстов, восприятию лексических единиц и смысловых отрезков научного текста. Высокий уровень социальной перцепции. Преобладающий тип памяти - зрительно-слуховая. Особые требования предъявляются к словесно-логической памяти. Кратковременная и долговременная память во взаимодействии обеспечивает успех в научной теоретической и преподавательской деятельности; оперативная память - в эмпирических (экспериментальных) исследованиях. Преобладание воссоздающего и творческого воображения. Высокий уровень творческого синтеза - типизация. Преобладание теоретического понятийного, абстрактного мышления. Рациональность, научность мышления. Быстрота мыслительных операций, продуктивность мышления. Конструктивная критичность, гибкость, креативность мышления. Высокий удельный вес речи. Преобладающий вид речи - монологическая речь. Выразительность речи преподавателя - образность, эмоциональность, яркость. Владение высокой речевой культурой. По ведущему анализатору преобладает слуховое и зрительное внимание, по предмету отражения реальной действительности - интеллектуальное. Способность максимально концентрировать внимание на решаемых проблемах. Эмоциональная устойчивость. Способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Стрессоустойчивость. Саморегуляция, умение владеть собой, управлять своими эмоциями и чувствами.
Требования на личностном уровне представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1 - Мотивационно-ценностная сфера (МЦС) личности
Блоки МЦС |
Особенности мотивационно-ценностной сферы |
Потреб-ностно-мотива-ционный блок |
Потребности: познавательные, коммуникативные, творческие, в самореализации, в стабильности, в профессиональном общении, в понимании других людей, в саморазвитии, самосовершенствовании и т.п. Интерес и склонности к научной и педагогической деятельности. Убеждённость в правильности избрания профессии и рода занятий. |
Целевой блок |
Наличие жизненных целей. Неудовлетворённость сегодняшним днём, нацеленность в будущее. Принятие научно-педагогическим работником целей и задач научно-педагогической деятельности как личностно значимых и необходимых. Умение ставить цели, задачи, учитывать условия их реализации, выбирать средства и способы достижения целей. |
Ценностно-смысловой блок |
Способность найти и реализовать смысл своей профессиональной деятельности. Принятие ответственности за результаты своего труда. Способность и готовность создавать образ будущего, выстраивать перспективу профессионального развития личности. Наличие профессионального самосознания - осознанная оценка своего профессионального знания, нравственного профессионального облика, идеалов, ценностей и мотивов профессиональной деятельности, целостная профессиональная оценка самого себя как деятеля. |
Результа-тивный блок |
Полная реализация целей и задач профессиональной деятельности, достижение успеха. Внутренняя удовлетворённость достигнутыми результатами. Признание успехов научно-педагогическим сообществом. |
Таблица 2 - Черты характера, способствующие и/или препятствующие успешной научно-педагогической деятельности
Группа черт характера |
Черты приемлемые (способствующие успешной профессиональной деятельности) |
Черты неприемлемые (препятствующие успешной профессиональной деятельности) |
Нравствен-ные черты |
Альтруизм. Благородство. Благожелательность. Вежливость. Великодушие. Гуманность. Деликатность. Доброта. Душевность. Искренность. Отзывчивость. Порядочность. Почтительность. Приветливость. Сердечность. Скромность. Совестливость. Сострадательность. Справедливость. Тактичность. Толерантность. Уважительность. Честность. Чуткость. Щедрость. Эмпатия. И др. |
Аморальность. Безответственность. Безразличие. Бесцеремонность. Высокомерие. Грубость. Жестокость. Злоба. Лживость. Наглость. Надменность. Нескромность. Ирония. Подлость. Пошлость. Предвзятость. Презрительность. Равнодушие. Циничность. Чёрствость. Эгоизм. Язвительность. И др. |
Волевые черты |
Выдержка и самообладание. Дисциплинированность. Инициативность. Мужество. Настойчивость. Отважность. Решительность. Самоконтроль. Самоорганизованноть. Самоотверженность. Самостоятельность. Сдержанность. Смелость. Упорство. Хладнокровие. Целеустремлённость. Энергичность. И др. |
Безволие. Безрассудство. Безынициативность. Боязливость. Инертность. Нерешительность. Пассивность. Податливость. Робость. Своеволие. Слабохарактерность. Торопливость. Трусость. Упрямство. И др. |
Интеллек-туальные черты |
Аналитичность и синтетичность мышления. Благоразумие. Гибкость (недогматичность). Здравомыслие. Интуиция. Компетентность. Лаконичность. Любознательность. Находчивость. Образованность. Остроумие. Предусмотрительность. Проницательность. Рассудительность. Рационалистичность. Сообразительность. Социальный интеллект. Эмоциональный интеллект. Эрудированность. И др. |
Безалаберность. Безрассудство. Легкомысленность. Невежественность. Некритичность. Неосмотрительность. Непонятливость. И др. |
Деловые черты |
Активность. Аккуратность. Артистичность. Бережливость. Внимательность. Деловитость. Дипломатичность. Добросовестность. Исполнительность. Лаконичность. Мобильность. Наблюдательность. Новаторство. Общительность. Обязательность. Оптимистичность. Организованность. Ответственность. Пунктуальность. Предприимчивость. Предусмотрительность. Приветливость. Прилежание. Работоспособность. Самостоятельность. Собранность. Старательность. Трудолюбие. Уверенность в себе. Усердие. Энтузиазм. И др. |
Авантюрность. Безответственность Беспомощность. Бессистемность. Завистливость. Леность. Небрежность. Нерадивость. Опрометчивость. Пессимизм. Придирчивость. Разгильдяйство. Рассеянность. Робость. Самонадеянность. Самоуверенность. Суетность. Формализм. Халатность. И др. |
Таблица 3 - Профессиональные способности
Межличностные (коммуникаци-онные) способности |
|
Теоретические способности |
|
Практические способности |
|
Творческие способности |
|
Таким образом, в профессиограмме представлены общая характеристика профессиональной деятельности, содержание и условия работы, а также психограмма молодых научно-педагогических кадров. Научно-педагогическая деятельность представляет собой процесс производства нового научного знания в сочетании с педагогическими отношениями, возникающими между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Содержание и объём профессионального поля научно-педагогического работника определяются совокупностью трудовых действий, входящих в состав профессии, их характеристикой.
В психограмме представлены требования к молодым научно-педагогическим работникам на уровне психических процессов (познавательных и регулятивных); на уровне личности (мотивационно-ценностная сфера; черты характера; профессиональные способности).
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (госконтракт № 14.740.11.1119 от 30 мая 2011 г.)
Рецензенты
- Долгова В.И., д.п.н., профессор, декан факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.
- Котлярова И.О., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», г. Челябинск.