Согласно деятельностному подходу формирование готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности может быть представлено как процесс организации умственной и практической деятельности при решении нестандартных задач. Готовность к решению подобного рода задач складывается из развитой мотивации к творчеству, умений осознанно осуществлять поиск решения задач и наличия системы емких, подвижных знаний высокого уровня теоретического обобщения.
Проанализировав научную литературу, посвященную изучению готовности человека к деятельности (И.А. Зимняя [2], Сластенин [4] и др.) и рассмотрев содержание структурных компонентов готовности к различным видам деятельности, мы определяем готовность студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности как свойство личности, выражающее определенную степень знаний, умений и навыков в использовании технологий мультимедиа и проанализировавшееся как целостная система, которая включает в себя взаимосвязанные мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.
Содержание этих компонентов обусловлено спецификой профессиональной деятельности, а степень сформированности определяет готовность студента к будущей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.
Раскроем содержание мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности, которая должна быть сформирована в процессе их подготовки к применению стандартного и специального программно-аппаратного обеспечения. Можно выделить низкий, средний и высокий уровни овладения действиями для каждого из компонентов в контексте использования технологий мультимедиа студентами политехнического колледжа.
Мотивационный компонент включает в себя ценностные ориентации, интересы, потребности, мотивации к получению знаний, умений и навыков в области технологий мультимедиа, стремление к использованию их в будущей профессиональной деятельности.
Низкий уровень: отсутствуют или слабо выражены мотивы изучения технологий мультимедиа, а также использования их в будущей профессиональной деятельности.
Средний уровень: существует заинтересованность в изучении технологий мультимедиа, положительный настрой на использование технологий мультимедиа в будущей профессиональной деятельности, но есть затруднения с самостоятельным выбором того или иного средства для определенного вида деятельности.
Высокий уровень: ярко выражена заинтересованность в изучении технологий мультимедиа, устойчивый интерес к использованию различных технологий мультимедиа в профессиональной деятельности, осознание значимости использования этих средств.
Когнитивный компонент отражает наличие у студентов знаний о возможностях использования технологий мультимедиа в будущей деятельности. В содержание когнитивного компонента включены следующие группы знаний.
Базовые знания по технологиям мультимедиа - понятия «мультимедиа», «информационные ресурсы» и др.; общая характеристика процессов сбора, передачи, накопления и обработки информации; состав и назначение различной компьютерной, организационной техники; системное и прикладное программное обеспечение; основы сетевых технологий; современное состояние и перспективы развития технологий мультимедиа.
Знания стандартного программного обеспечения в профессиональной деятельности - возможности технологий мультимедиа для повышения эффективности функционирования автоматизированных систем; характеристика и особенности информационных потребностей, процессов и ресурсов в профессиональной деятельности; знание операционной системы, сервисного программного обеспечения и системы программирования; интегрированные офисные пакеты; особенности использования технологий мультимедиа в процессе осуществления профессиональной деятельности; принципы обеспечения информационной безопасности, функционирующего на базе технологий мультимедиа.
Знания специального программного обеспечения студентами политехнического колледжа - специальное программное и аппаратное обеспечение, используемые специалистами-техниками; возможности использования средств автоматизации офисной деятельности; цели и возможности использования мультимедийных средств обучения в будущей профессиональной деятельности; обладание знаниями о перспективе развития технологий мультимедиа в различных сферах профессиональной деятельности специалиста-техника.
Деятельностный компонент отражает умения и навыки студентов в области технологий мультимедиа, а также использование их в профессиональной деятельности. Содержание деятельностного компонента готовности будущего специалиста-техника к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности включает следующие умения.
Пользовательские навыки в области мультимедиатехнологий - владение стандартными аппаратными и программными средствами на пользовательском уровне.
Применение стандартного программного обеспечения в профессиональной деятельности специалиста-техника - навыки работы с файлами, выполнения операций по обработке текстовой, графической, числовой и музыкальной информации; умение создавать компьютерные презентации; навыки выполнения операций по поиску необходимой информации в глобальных и локальных сетях, умение использовать информационно-поисковые системы; умение пользоваться программами, работающими с электронной почтой, осуществлять информационное взаимодействие между пользователями в локальных и глобальных сетях.
Применение специального программного обеспечения в деятельности специалиста-техника - использование технологий мультимедиа в автоматизации офисной деятельности; использование систем электронного документооборота; использование средств информационной защиты, методик предотвращения возможных негативных последствий применения технологий мультимедиа.
Низкий уровень: владение элементарными навыками работы с операционной системой и интегрированным офисным пакетом; отсутствие умений и навыков работы со специализированным программным обеспечением в профессиональной деятельности техника.
Средний уровень: владение навыками работы с операционной системой и интегрированным офисным пакетом; умение работать со специализированным программным обеспечением в деятельности специалиста-техника по аналогии с демонстрационным примером.
Высокий уровень: владение навыками работы с операционной системой и интегрированным офисным пакетом; умение работать со специализированным программным обеспечением в деятельности техника, разрабатывать исходные требования, формулировать и самостоятельно решать профессионально значимые задачи; умение использовать средства информационной защиты, методики предотвращения возможных негативных последствий использования технологий мультимедиа.
В настоящее время наблюдается новый этап информатизации различных видов деятельности человека, вызванный развитием телекоммуникаций, Интернета, Web-технологий (гипертекст, гипермедиа и др.). Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности [5].
Прежде чем создавать мультимедийные продукты, студенты должны представлять структуру презентации. Для этого можно использовать продукты фирмы «1С», а именно мультимедийные образовательные продукты.
Большое применение в учебном процессе нашего колледжа получили программные продукты фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «ФИЗИКОН», а также образовательные интернет-ресурсы, авторские электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) по различным дисциплинам, которые позволяют сделать каждое занятие насыщенным и динамичным, развить у студентов навыки работы с персональным компьютером, организовать самостоятельную работу студентов.
На основе данных продуктов студенты понимают, что мультимедийные презентации представляют собой сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру. Чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда позволяет донести информацию о продукте, компании или услуге в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Основой любой мультимедийной презентации являются: сюжетная линия, сценарий и навигационная структура.
Одним из первых разработчиков мультимедиаколлекций стала компания «ФИЗИКОН». В настоящее время библиотека интерактивных наглядных пособий компании представлена 20 курсами.
В настоящее время особенно актуальным стало умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. И здесь не обойтись без эффективного использования интернет-ресурсов. Доступ к сети Интернет дает как учащимся, так и педагогам возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют:
- обогатить уроки разнообразными идеями и методами;
- восполнить дефицит источников учебного материала;
- развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности учащихся;
- объективно оценивать знания в более короткие сроки.
Преподаватели создают собственные электронные образовательные ресурсы в виде слайд-лекций, презентаций, видеофильмов.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» по поручению Министерства образования и науки была создана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.
На лекционных и практических занятиях по спецдисциплинам нами используется данный сайт, который позволяет педагогу при подготовке к ним:
- компоновать и моделировать урок из отдельных цифровых объектов;
- получить большое количество дополнительной и справочной информации;
- провести эффективный поиск информации в комплекте ЦОР;
- подготовить контрольные и самостоятельные работы;
- обмениваться результатами деятельности с другими педагогами.
При проведении занятий оказывают следующую помощь:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование студентов и помощь в оценивании знаний.
Данные ресурсы используют студенты при подготовке домашних заданий, которые оказывают им следующую помощь:
- повышение интереса у студентов к предмету за счет новой формы представления материала;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- помощь им в организации изучения предмета в удобном для них темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от их индивидуальных особенностей восприятия.
Нами на основе гипертекстовой технологии разработаны мультимедийный учебно-методический комплекс по курсу «Компьютерные сети» и электронное мультимедийное пособие по дисциплине «Информатика», которые установлены на компьютерах вычислительного центра колледжа.
В исследовании вопроса готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа нами теоретически спроектирована дидактическая модель формирования готовности студентов политехнического колледжа к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности.
При разработке дидактической модели готовности мы руководствовались общим понятием модели, предлагаемым Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым [3], которые рассматривают ее как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Базируясь на системном подходе, мы разработали модель формирования готовности студентов технического колледжа, включающую методические условия, под которыми нами понимается отбор, конструирование и использование соответствующего содержания, форм, методов, организационных форм, контроля, средств и планируемых результатов, обеспечивающих готовность их к использованию технологий мультимедиа в профессиональной деятельности [1].
Рецензенты
Баламирзоев А.Г., д.т.н., профессор кафедры информатики и вычислительной техники ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Везиров Т.Г., д.п.н., профессор кафедры методики преподавания математики и информатики ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.