Целью данной работы является выявление особенностей моделирования и обоснование модели профессиональной подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками.
Материалы и методы исследования. В работе использовались теоретические методы: системный анализ психолого-педагогических источников, обобщение, систематизация и классификация полученных результатов, моделирование; эмпирические: метод экспертных оценок, педагогические наблюдения, анкетирование, обобщение опыта практической работы в вузах, а также методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Одним из методов, позволяющих наиболее оптимально планировать и организовывать профессиональную подготовку, является метод моделирования. В педагогической науке моделирование рассматривается как метод исследования, обеспечивающий выявление взаимосвязи между основными факторами, явлениями и структурными элементами сложных саморазвивающихся систем. В работе мы реализуем его как метод исследования объектов на аналогах определенного фрагмента социальной реальности, в частности, подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками, что позволяет переносить результаты исследования на оригинал -профессиональную подготовку, замещая при исследовании его моделью.
В процессе профессиональной подготовки курсантов юридических институтов используются различные подходы к моделированию, отражающие особенности профессии, запросы общества, специфику образовательного учреждения и др. Традиционно в образовании применяется модель систематического академического образования, направленная на передачу молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, прежде всего, к которым относятся знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие индивидуальному развитию человека и сохранению социальной преемственности обучения и воспитания.
Сегодня все чаще применяется личностно-ориентированный подход. Основываясь на взглядах, которых придерживаются П. Я. Гальперин, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, М. А. Холодная, мы рассматриваем информационные, формирующие, развивающие и личностные модели [5, с. 66-69].
В статье предлагается построение модели, которая носит комплексный характер. С одной стороны, модель подготовки курсантов к работе с делинквентными девушками-подростками строится на основе результатов прямого изучения и осмысливания начального этапа организации подготовки специалистов к обозначенному виду деятельности. При этом производится анализ противоречий, затруднений и недочетов, которые необходимо преодолевать в процессе реализации образовательного процесса. С другой - проектируемая модель рассматривается как частный случай профессионального образования, со всеми ее актуальными проблемами развития и требованиями времени [1, с. 33]. Кроме того, в процессе моделирования учитываются результаты анализа и обобщения частных, более конкретных структурно-функциональных элементов профессиональной подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками, такие, как различные виды подготовки и практики. Являясь своего рода абстракцией, упрощающей рассмотрение взаимосвязей в системных объектах, моделирование, построенное таким образом, позволяет достичь обозначенных результатов, сочетая профессиональный и общенаучный подходы.
При построении модели мы учитывали, что моделирование процесса опирается на принципы системного подхода. Единство объективного и субъективного в модели достигается путем разрешения противоречий между практической потребностью (объективное) и субъективно заданной структурой модели (субъективное). Далее мы используем положение В. Н. Богословского, согласно которому для образовательных систем в наибольшей мере подходит методология имитационного моделирования, которая раскрывается как процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на ней с целью изучить поведение системы либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы [1, с. 289]. Подобный подход позволяет описывать поведение систем; строить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение; использовать теорию для предсказания будущего поведения, с учетом изменений в системе либо изменений способов ее функционирования. Процесс имитационного моделирования включает как конструирование самой модели, так и аналитическое ее применение для изучения конкретной проблемы [3, с. 55]. Поэтому имитационное моделирование является экспериментальной и прикладной методологией и применимо для процесса подготовки курсантов, в частности, к работе с делинквентными девочками-подростками.
Также мы учитывали следующие психолого-педагогические критерии, которым должна соответствовать адекватная имитационная модель: простой и конкретной; целенаправленной; надежной; удобной в управлении и обращении; полной с точки зрения возможностей решения главных задач; адаптивной, позволяющей легко переходить к другим ее модификациям; допускающей постепенные изменения в том смысле, что она может во взаимодействии с исследователями становиться все более сложной [3, с. 55].
В модели учитывалось содержание программ профессиональной подготовки, которые определялись с учетом объективных требований, вытекающих из Госстандартов и насущных потребностей общества. Вместе с тем немаловажную роль в подготовке курсантов юридических институтов играют новые требования к личности полицейского. Основываясь на данном положении, при моделировании содержания процесса подготовки курсантов юридических институтов к работе с делинквентными девушками-подростками предусматриваются пути, формы и методы не только профессионального обучения, но и нравственно-правового воспитания. Это положение определяется концепцией профессионального образования, в которой выделяются гуманизм и демократичность системы, опережающий характер содержания и направленности образовательных процессов по отношению к нуждам общественной практики, гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм, открытость к дальнейшему самосовершенствованию и развитию.
Применяя рассмотренные положения к задачам нашего исследования, определено, что на методологическом уровне модель включает концептуальные положения, отражающие цели подготовки, понятийный аппарат, аксиоматическое знание, научные факты, аспектные процессы обучения и воспитания. На теоретическом уровне педагогическая модель отражает содержание профессиональной подготовки курсантов юридических институтов в связи с основными факторами, которые определяют работу с делинквентными девушками-подростками. На методическом уровне модель представляет направления и формы ее реализации в практике, а также условия, обеспечивающие ее эффективность.
Наиболее сложным при моделировании подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками является проблема соотношения различных видов подготовки (общеобразовательной, общетехнической и специальной и т.д.) в условиях многоуровневых учебных заведений [2]. При построении модели мы реализовали следующие функции моделирования [5, с. 36]: 1) иллюстрационная - позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.; 2) объяснительная - помогающая глубже понять изучаемый объект, сформировать о нем более ясное представление; 3) эвристическая - направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; 4) критериальная - выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; 5) прогностическая - связанная с получением образца-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; 6) преобразующая - способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов.
На основании обобщения рассматриваемых особенностей по данной проблеме нами была разработана модель процесса профессиональной подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками. В нее включаются: 1. Теоретическая основа модели (концепция, цель, задачи, принципы профессиональной подготовки); 2. Внешние детерминанты образовательного процесса (нормативно-правовая база, требования профессии); 3. Внутренние детерминанты (мотивация и активность субъектов образования); 4. Образовательный процесс (структура, этапы, субъекты), процесс обучения и воспитания (содержание, формы, методы); 5. Условия реализации (организационные, научно-методические, материально-технические); 6. Критерии и показатели результативности.
В модели раскрывается специфика работы с делинквентными девушками-подростками, которая строится на ряде принципов. 1. Законности - это знание и соблюдение действующего законодательства, касающегося несовершеннолетних девушек. 2. Компетентности - каждый из участников воспитательного процесса должен заниматься своей непосредственной деятельностью (участковый, оперуполномоченный, сотрудник отдела по делам несовершеннолетних). 3. Взаимодействия - предполагает совместную деятельность всех органов и служб, ведущих профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетними девушками. 4. Своевременности - оперативно отделять подростков от криминальной среды, оздоровить условия их жизни и микросреду обитания. 5. Упреждаемости - максимальное использование временного фактора в недопущение конкретных асоциальных и криминальных проявлений девушек-подростков. 6. Последовательности - обеспечение применения различных средств с нарастающими требованиями к каждой девушке-подростку. 7. Непрерывности во времени - способствует тому, что несовершеннолетние девушки-подростки должны быть под непосредственным и постоянным воспитательно-профилактическим воздействием и социальным контролем как в учебном заведении, так по месту жительства и отдыха. 8. Комплексности - использование всей системы сил и средств в профилактике делинквентности (семья, педагогический коллектив, шефствующая организация, психологическая служба, общественные формирования, общественность по месту жительства, отделения и комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения внешкольной работы с подростками, спортобщества). 9. Дифференцированности - избирательный выбор профилактических мер в зависимости от индивидуальных особенностей, уровня межличностных отношений и направленности личности девушки-подростка.
С учетом обозначенных принципов определены меры профилактики, которые разделяются на социальные, организационные и воспитательные.
Социальные - реализация на уровне региона, города, района общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти совместно с ОВД, направленных на снижение уровня делинквентности девушек-подростков, обеспечивающих целенаправленные педагогические и психологические меры предупреждения делинквентности девушек-подростков.
Организационные - к ним относится создание соответствующих органов профилактики делинквентности девушек-подростков (советы, секции, комиссии профилактики) из проживающих в общежитиях, учебных заведениях, по месту жительства.
Воспитательные - закрепление за девушками-подростками, состоящими на учете в подразделениях и комиссиях по делам несовершеннолетних, лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (шефов, наставников или общественных воспитателей); обеспечение тесного взаимодействия различных органов профилактики между собой и с внешними организациями; использование мер ранней профилактики делинквентности со стороны девушек-подростков; обеспечение систематического контроля за поведением делинквентных девушек-подростков внутри учебных заведений и за их пределами.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы проводилась на базе ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», в ней принимало участие 146 курсантов. Для проведения эксперимента были выделены контрольная (71 человек) и экспериментальная (75 человек) группы. На констатирующем этапе были получены данные об однородности этих групп, в дальнейшем экспериментальная группа проходила подготовку с учетом предлагаемой модели. Подготовка к работе с делинквентными девушками-подростками оценивалась по следующим критериям: когнитивный, коммуникативный, конструктивный и организаторский. Для их оценки были разработаны квалиметрические характеристики, а также применялись стандартные тесты. Анализ результатов по эффективности подготовки курсантов юридических институтов МВД России показал, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, рост когнитивного уровня составил 28,8 %, коммуникативного - 25,9 %, конструктивного - 27,2 %, а организаторского - 26,1 %, обобщенный показатель составил 25,1 % с учетом оценки минимально возможного значения показателей для каждого испытуемого.
Выводы. Анализ результатов эксперимента показал, что процесс подготовки курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) отбор содержания психолого-педагогического образования должен соответствовать совокупности теоретических положений, необходимых для компетентного осуществления специфической работы по профилактике женской преступности; 2) внедрение спецкурса по формированию готовности курсантов к работе по предупреждению и профилактике женской преступности; 3) обеспечение поэтапного формирования готовности к работе с данной категорией; 4) выполнение комплексных квалифицированных заданий и проектов
в процессе профессиональной подготовки; 5) применение активных и интерактивных методов подготовки курсантов; 6) координация содержания дисциплин психолого-педагогической и юридической подготовки; 7) выделение в специальное направление работы профилактики женской преступности при прохождении практики.
Рецензенты:
Лазаренко И. Р., д.п.н., профессор, директор центра дополнительного образования, Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
Кузнецова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул.