Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIAL FEATURES OF THE SIMULATION OF TRAINING THE CADETS OF THE LEGAL INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE WORK WITH THE DELINKVENTNYMI GIRL – ADOLESCENTS OF

Malchenkova V.V. 1 Fedulov B.A. 2
1 FGKOU VPO “The Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Barnaul
2 GBUZ SODS "Yunost"
This article is about the special feature of simulation as the method of a pedagogical study of the process of juridical institutes cadets training for the work with the delinkventnymi girl-adolescents. It is given the analysis of different approaches (traditional, personal- oriented, phenomenological, imitation) to the simulation. There are revealed its essence and functions (illustration, explanatory, heuristic, criterial, prognostic, that converts). This model is based on the conceptual, theoretical and systematic levels, its structure includes: external determinants, e.g. theoretical bases of model (a concept, a purpose, a task, and principles of professional preparation); professional preparation (normative- lawful base, the requirements of profession); internal determinants (motivation and the activity of the subjects of education); educational process (structure, stages, subjects), the process of instruction and training (content, forms, methods); the condition of realization (organizational, systematic, material and technical), the criterion and the indices of result. The specific character of work is reflected in the operational principles of work with the delinkventnymi girl-adolescents (legality, competence, interaction, opportuneness, uprezhdaemosti). The measures for preventive work are proposed (social, organizational, educational). There are given the results of the research-experimental study, which confirm effectiveness of the proposed model.
social-pedagogical conditions
the professional training of cadets
delinkventnye girl-adolescents
simulation
Введение. В настоящее время существует объективная необходимость в изучении особенностей женской преступности, так как количество правонарушений, совершаемых данной категорией, возрастает и оказывает отрицательное влияние на общество. Женская преступность является показателем нравственного здоровья социума, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям, ее основы формируются в подростковом возрасте. Особое значение приобретает профилактика этого явления, и, в частности, подготовка сотрудников ОВД к работе с деликвентными девушками-подростками, что определяет актуальность данной темы. В работе учитывались следующие особенности делинквентности девушек-подростков: проявления антиобщественного поведения; совершение административных правонарушений; низкий образовательный, нравственный и культурный уровень; склонность к вредным привычкам и зависимостям; дисциплинарные проступки; отсутствие интереса и потребности в создании семьи, стремлении к материнству.

Целью данной работы является выявление особенностей моделирования и обоснование модели профессиональной подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками.

Материалы и методы исследования. В работе использовались теоретические методы: системный анализ психолого-педагогических источников, обобщение, систематизация и классификация полученных результатов, моделирование; эмпирические: метод экспертных оценок, педагогические наблюдения, анкетирование, обобщение опыта практической работы в вузах, а также методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из методов, позволяющих наиболее оптимально планировать и организовывать профессиональную подготовку, является метод моделирования. В педагогической науке моделирование рассматривается как метод исследования, обеспечивающий выявление взаимосвязи между основными факторами, явлениями и структурными элементами сложных саморазвивающихся систем. В работе мы реализуем его как метод исследования объектов на аналогах определенного фрагмента социальной реальности, в частности, подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками, что позволяет переносить результаты исследования на оригинал -профессиональную подготовку, замещая при исследовании его моделью.

В процессе профессиональной подготовки курсантов юридических институтов используются различные подходы к моделированию, отражающие особенности профессии, запросы общества, специфику образовательного учреждения и др. Традиционно в образовании применяется модель систематического академического образования, направленная на передачу молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, прежде всего, к которым относятся знания, умения, навыки, идеалы и ценности, способствующие индивидуальному развитию человека и сохранению социальной преемственности обучения и воспитания.

Сегодня все чаще применяется личностно-ориентированный подход. Основываясь на взглядах, которых придерживаются П. Я. Гальперин, В. В. Сериков, Н. Ф. Талызина, М. А. Холодная, мы рассматриваем информационные, формирующие, развивающие и личностные модели [5, с. 66-69].

В статье предлагается построение модели, которая носит комплексный характер. С одной стороны, модель подготовки курсантов к работе с делинквентными девушками-подростками строится на основе результатов прямого изучения и осмысливания начального этапа организации подготовки специалистов к обозначенному виду деятельности. При этом производится анализ противоречий, затруднений и недочетов, которые необходимо преодолевать в процессе реализации образовательного процесса. С другой - проектируемая модель рассматривается как частный случай профессионального образования, со всеми ее актуальными проблемами развития и требованиями времени [1, с. 33]. Кроме того, в процессе моделирования учитываются результаты анализа и обобщения частных, более конкретных структурно-функциональных элементов профессиональной подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками, такие, как различные виды подготовки и практики. Являясь своего рода абстракцией, упрощающей рассмотрение взаимосвязей в системных объектах, моделирование, построенное таким образом, позволяет достичь обозначенных результатов, сочетая профессиональный и общенаучный подходы.

При построении модели мы учитывали, что моделирование процесса опирается на принципы системного подхода. Единство объективного и субъективного в модели достигается путем разрешения противоречий между практической потребностью (объективное) и субъективно заданной структурой модели (субъективное). Далее мы используем положение В. Н. Богословского, согласно которому для образовательных систем в наибольшей мере подходит методология имитационного моделирования, которая раскрывается как процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на ней с целью изучить поведение системы либо оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы [1, с. 289]. Подобный подход позволяет описывать поведение систем; строить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение; использовать теорию для предсказания будущего поведения, с учетом изменений в системе либо изменений способов ее функционирования. Процесс имитационного моделирования включает как конструирование самой модели, так и аналитическое ее применение для изучения конкретной проблемы [3, с. 55]. Поэтому имитационное моделирование является экспериментальной и прикладной методологией и применимо для процесса подготовки курсантов, в частности, к работе с делинквентными девочками-подростками.

Также мы учитывали следующие психолого-педагогические критерии, которым должна соответствовать адекватная имитационная модель: простой и конкретной; целенаправленной; надежной; удобной в управлении и обращении; полной с точки зрения возможностей решения главных задач; адаптивной, позволяющей легко переходить к другим ее модификациям; допускающей постепенные изменения в том смысле, что она может во взаимодействии с исследователями становиться все более сложной [3, с. 55].

В модели учитывалось содержание программ профессиональной подготовки, которые определялись с учетом объективных требований, вытекающих из Госстандартов и насущных потребностей общества. Вместе с тем немаловажную роль в подготовке курсантов юридических институтов играют новые требования к личности полицейского. Основываясь на данном положении, при моделировании содержания процесса подготовки курсантов юридических институтов к работе с делинквентными девушками-подростками предусматриваются пути, формы и методы не только профессионального обучения, но и нравственно-правового воспитания. Это положение определяется концепцией профессионального образования, в которой выделяются гуманизм и демократичность системы, опережающий характер содержания и направленности образовательных процессов по отношению к нуждам общественной практики, гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм, открытость к дальнейшему самосовершенствованию и развитию.

Применяя рассмотренные положения к задачам нашего исследования, определено, что на методологическом уровне модель включает концептуальные положения, отражающие цели подготовки, понятийный аппарат, аксиоматическое знание, научные факты, аспектные процессы обучения и воспитания. На теоретическом уровне педагогическая модель отражает содержание профессиональной подготовки курсантов юридических институтов в связи с основными факторами, которые определяют работу с делинквентными девушками-подростками. На методическом уровне модель представляет направления и формы ее реализации в практике, а также условия, обеспечивающие ее эффективность.

Наиболее сложным при моделировании подготовки к работе с делинквентными девушками-подростками является проблема соотношения различных видов подготовки (общеобразовательной, общетехнической и специальной и т.д.) в условиях многоуровневых учебных заведений [2]. При построении модели мы реализовали следующие функции моделирования [5, с. 36]: 1) иллюстрационная - позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.; 2) объяснительная - помогающая глубже понять изучаемый объект, сформировать о нем более ясное представление; 3) эвристическая - направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; 4) критериальная - выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; 5) прогностическая - связанная с получением образца-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; 6) преобразующая - способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов.

На основании обобщения рассматриваемых особенностей по данной проблеме нами была разработана модель процесса профессиональной подготовки курсантов юридических институтов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками. В нее включаются: 1. Теоретическая основа модели (концепция, цель, задачи, принципы профессиональной подготовки); 2. Внешние детерминанты образовательного процесса (нормативно-правовая база, требования профессии); 3. Внутренние детерминанты (мотивация и активность субъектов образования); 4. Образовательный процесс (структура, этапы, субъекты), процесс обучения и воспитания (содержание, формы, методы); 5. Условия реализации (организационные, научно-методические, материально-технические); 6. Критерии и показатели результативности.

В модели раскрывается специфика работы с делинквентными девушками-подростками, которая строится на ряде принципов. 1. Законности - это знание и соблюдение действующего законодательства, касающегося несовершеннолетних девушек. 2. Компетентности - каждый из участников воспитательного процесса должен заниматься своей непосредственной деятельностью (участковый, оперуполномоченный, сотрудник отдела по делам несовершеннолетних). 3. Взаимодействия - предполагает совместную деятельность всех органов и служб, ведущих профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетними девушками. 4. Своевременности - оперативно отделять подростков от криминальной среды, оздоровить условия их жизни и микросреду обитания. 5. Упреждаемости - максимальное использование временного фактора в недопущение конкретных асоциальных и криминальных проявлений девушек-подростков. 6. Последовательности - обеспечение применения различных средств с нарастающими требованиями к каждой девушке-подростку. 7. Непрерывности во времени - способствует тому, что несовершеннолетние девушки-подростки должны быть под непосредственным и постоянным воспитательно-профилактическим воздействием и социальным контролем как в учебном заведении, так по месту жительства и отдыха. 8. Комплексности - использование всей системы сил и средств в профилактике делинквентности (семья, педагогический коллектив, шефствующая организация, психологическая служба, общественные формирования, общественность по месту жительства, отделения и комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения внешкольной работы с подростками, спортобщества). 9. Дифференцированности - избирательный выбор профилактических мер в зависимости от индивидуальных особенностей, уровня межличностных отношений и направленности личности девушки-подростка.

С учетом обозначенных принципов определены меры профилактики, которые разделяются на социальные, организационные и воспитательные.

Социальные - реализация на уровне региона, города, района общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти совместно с ОВД, направленных на снижение уровня делинквентности девушек-подростков, обеспечивающих целенаправленные педагогические и психологические меры предупреждения делинквентности девушек-подростков.

Организационные - к ним относится создание соответствующих органов профилактики делинквентности девушек-подростков (советы, секции, комиссии профилактики) из проживающих в общежитиях, учебных заведениях, по месту жительства.

Воспитательные - закрепление за девушками-подростками, состоящими на учете в подразделениях и комиссиях по делам несовершеннолетних, лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние (шефов, наставников или общественных воспитателей); обеспечение тесного взаимодействия различных органов профилактики между собой и с внешними организациями; использование мер ранней профилактики делинквентности со стороны девушек-подростков; обеспечение систематического контроля за поведением делинквентных девушек-подростков внутри учебных заведений и за их пределами.

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности программы проводилась на базе ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт МВД России», в ней принимало участие 146 курсантов. Для проведения эксперимента были выделены контрольная (71 человек) и экспериментальная (75 человек) группы. На констатирующем этапе были получены данные об однородности этих групп, в дальнейшем экспериментальная группа проходила подготовку с учетом предлагаемой модели. Подготовка к работе с делинквентными девушками-подростками оценивалась по следующим критериям: когнитивный, коммуникативный, конструктивный и организаторский. Для их оценки были разработаны квалиметрические характеристики, а также применялись стандартные тесты. Анализ результатов по эффективности подготовки курсантов юридических институтов МВД России показал, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, рост когнитивного уровня составил 28,8 %, коммуникативного - 25,9 %, конструктивного - 27,2 %, а организаторского - 26,1 %, обобщенный показатель составил 25,1 % с учетом оценки минимально возможного значения показателей для каждого испытуемого.

Выводы. Анализ результатов эксперимента показал, что процесс подготовки курсантов вузов МВД России к работе с делинквентными девушками-подростками будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 1) отбор содержания психолого-педагогического образования должен соответствовать совокупности теоретических положений, необходимых для компетентного осуществления специфической работы по профилактике женской преступности; 2) внедрение спецкурса по формированию готовности курсантов к работе по предупреждению и профилактике женской преступности; 3) обеспечение поэтапного формирования готовности к работе с данной категорией; 4) выполнение комплексных квалифицированных заданий и проектов

в процессе профессиональной подготовки; 5) применение активных и интерактивных методов подготовки курсантов; 6) координация содержания дисциплин психолого-педагогической и юридической подготовки; 7) выделение в специальное направление работы профилактики женской преступности при прохождении практики.

Рецензенты:

Лазаренко И. Р., д.п.н., профессор, директор центра дополнительного образования, Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.

Кузнецова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России,    г. Барнаул.