Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DECISION-MAKING TECHNIQUE BY OPTIMIZATION OF CURRICULUMS OF VOCATIONAL TRAINING IN HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Tarasov N.G. 1 Fedulov B.A. 2
1 GKOU VPO «the Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Barnaul
2 GBUZ SODS "Yunost"
In work bases of acceptance of administrative decisions are presented and their features применительно for pedagogical activity of legal institutes of the Ministry of Internal Affairs of Russia reveal. At allocation of specificity of a technique of acceptance of the administrative decision for pedagogical activity following conditions are opened: social, organizational, personnel, methodical, psihologo-pedagogical, material. The algorithm of decision-making on formation and optimization of programs of preparation of the future experts in the field of the law-enforcement activity, including following blocks is opened: 1. Definition of the purposes of preparation taking into account requirements on realization of educational and educational problems. 2. Definition of an initial educational level and education. 3. Construction of logiko-didactic structure of the program of preparation. 4. The estimation by private criteria of each element of the program on an optimality and taking into account achievement is more whole an estimation on the generalized indicator quality of the developed program. 5. The analysis of results of formation of programs and its updating. The offered technique of decision-making allows to carry out operatively an estimation and optimization of curriculums, to improve their structure, the maintenance, volume, sequence of passage of disciplines, and also a choice of optimum methods of training and education. Results are resulted is skilled-experimental research, confirming efficiency of an offered technique.
vocational training of cadets
the curriculum
a decision-making technique
the administrative decision
Введение. В настоящее время в учебных заведениях системы МВД идет процесс совершенствования методов и форм обучения с учётом компетентностного подхода, внедряются новые государственные образовательные стандарты, все это предъявляет повышенные требования к управлению педагогической деятельностью. Поэтому существует объективная необходимость повышения качества управления профессиональной подготовкой и, в частности, совершенствования методики принятия управленческих решений в педагогической деятельности, что определяет актуальность данной темы.

Принятие управленческого решения в статье рассматривается как результат нахождения наиболее рациональных путей и способов решения конкретной управленческой проблемы в педагогической деятельности. Анализ различных подходов к управленческой деятельности позволяет определить, что методика принятия управленческого решения включает в себя: выработку и постановку целей, которые определяют концепцию развития образовательных учреждений и основные направления их деятельности; оценку педагогических проблем на основе получаемой информации; обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемого решения; оценку затрат на реализацию рассматриваемых решений в педагогической деятельности; выбор и формулирование оптимального решения в педагогической деятельности и анализ полученного результата. С учетом этих позиций в статье рассматриваются особенности принятия управленческих решений на примере оптимизации элементов учебных программ.

Цель работы состоит в разработке методики принятия управленческих решений при оптимизации учебных программ профессиональной подготовки в вузах МВД России.

Материал и методы определены целью и задачами исследования и включают: изучение и обобщение философской и психолого-педагогической литературы; теоретический анализ фактов, явлений и процессов управления; моделирование; педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Для обоснования специфики методики принятия управленческого решения выделим общие условия, характерные для педагогической деятельности.

1. Социальные условия: наличие заказа на юридическое образование (со стороны государства, ведомств, родителей и абитуриентов); наличие определенной законодательной и нормативной базы для организации управления образованием; деловые, профессиональные, партнерские отношения вуза МВД с органами управления образованием, государственными структурами, предприятиями, учреждениями и общественными организациями.

2. Организационные условия: организационные документы, регламентирующие образовательный процесс, Устав вуза МВД, учебные планы, программы, расписание, Положение о приеме в вуз, организация контроля за ходом образовательного процесса; организация материально-финансового обеспечения деятельности вуза, организация представления дополнительных образовательных услуг, участие в материальном обеспечении образовательного процесса родителей, обучаемых, спонсоров.

3. Кадровые условия: комплектование кафедр высококвалифицированными педагогами; подбор и расстановка руководящих кадров вуза МВД; создание системы внутривузовской аттестации педагогических кадров; создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, самообразование педагогов; методическая поддержка деятельности кафедр вуза МВД.

4. Методические условия: создание и отработка учебных планов вуза; анализ и использование передового педагогического опыта инновационных учебных заведений; разработка и апробация авторских учебных программ, учебных методических пособий, педагогических технологий; создание модели содержания образа жизни в вузе МВД.

5. Психолого-педагогические условия: методическое обеспечение экспериментальной работы по совершенствованию методов и форм организации образовательного процесса; совершенствование психологической службы в вузе МВД по различным направлениям: работа по учету индивидуальных особенностей обучаемых, формирование психологического климата, взаимодействие между разными группами субъектов педагогического процесса: администрация - педагог, администрация - курсант, администрация - родитель, педагог - курсант, курсант - курсант, курсант - родитель, родитель - педагог.

6. Материальные условия: обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом вуза МВД; наличие материальной базы, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней статусом; наличие фонда развития вуза МВД, в том числе для финансирования научного обеспечения экспериментальной работы.

Исходными данными для разработки методики принятия управленческих решений, при оптимизации учебных программ, согласно ряду исследований [1, 2, 3], определены: цели подготовки, исходный и требуемый уровень подготовки специалиста по предназначению.

С учетом обобщения различных подходов [4, 5] выделены основные требования к программам: формировать уровень подготовки, обеспечивающий полное использование обучаемых по профессиональному предназначению; развивать общекультурные и профессиональные компетенции, отвечающие современному уровню развития правоохранительной системы РФ; обеспечить подготовку с учетом индивидуальных особенностей и способностей; оптимально сочетать теоретическую и практическую подготовку; обеспечить подготовку специалистов в оптимальные сроки; содержание программ должно быть дифференцировано и предоставлять возможность для реализации обучаемым индивидуальных планов; способствовать развитию личности обучаемого.

С учетом данных требований создан алгоритм, который представляет собой комплекс объединенных общей целью компонентов, позволяющих формировать и оптимизировать элементы учебных программ подготовки курсантов вузов МВД. Структурная схема состоит из системы взаимосвязанных блоков. 1. Определение целей подготовки с учетом требований по реализации образовательных и воспитательных задач, определение потребных умений, способностей, уровня мышления, ценностных ориентаций и системы потребностей согласно профессиональному предназначению. 2. Определение исходного уровня образования и воспитания, с которого начинается движение к поставленной цели. 3. Построение логико-дидактической структуры программы подготовки, реализуется выполнение следующих работ: определение и оптимизация содержания программы; определение оптимального потребного объема подготовки; определение оптимальной последовательности прохождения теоретической и практической подготовки; выбор эффективных методов обучения и воспитания. 4. Оценка по частным критериям каждого элемента программы на оптимальность и с учетом достижения целей, оценка по обобщенному показателю, качество разработанной программы. 5. Анализ результатов формирования программ и ее корректировка. Если качество разработанных программ не удовлетворяет требованиям по общему показателю эффективности, то проводится её корректировка до получения заданных показателей. Далее раскроем каждый элемент оптимизации.

При принятии решения на определение оптимального содержания учебных программ применяется системно-целевой метод [5, 6]. Для каждого раздела и дисциплины подбираются соответствующие теоретические и практические вопросы, изучение и отработка которых обеспечивает формирование необходимых знаний и умений. Отбор конкретных тем и их содержания заключается в следующем. Исходя из конечной цели подготовки, вытекают темы, которые имеют свои частные цели, ориентированные на конечный результат, и составляют её в совокупности. Темы определяют учебные вопросы, которые имеют свои частные цели, составляющие в совокупности цель темы. Темы и учебные вопросы в комплексе образуют дисциплину, которая ориентирована на конечную цель профессиональной подготовки. Основным критерием отбора содержания тем подготовки является необходимое и достаточное количество информации, обеспечивающее ее усвоение. Для проверки качества полученного содержания проводится экспертная оценка.

Принятие решения на определение оптимального объема учебных программ осуществляется с учетом обобщения положений различных методик [3, 5]. Объем может быть оптимальным только в том случае, если он обеспечит требуемый уровень подготовки в соответствии с учебно-воспитательными целями. Отсюда основными критериями оптимальности объема целесообразно считать степень усвоения профессиональных умений, развитие способностей, мышления и социально-нравственной направленности личности. Вместе с тем потребный объем подготовки должен сопоставляться с реальными возможностями по времени на обучение. Таким образом, задача оптимизации объема подготовки сводится к определению потребного времени, обеспечивающего решение основных учебно-воспитательных задач по каждой дисциплине и разделам программ при условии, что оно не превышает заданных значений и отвечает требованиям образовательного стандарта.

Расчет потребного количества учебных часов теоретической и практической подготовки выполнен с использованием обобщённых методик [5] в следующей последовательности:

Определяется потребное количество учебных часов теоретической подготовки по i-той теме:

Ттпi = Тпи + Туи + Тцо                                           (1)

где: Тпи - количество учебных часов для передачи учебной информации;

Туи - количество учебных часов для осмысливания и усвоения полученной информации.

Тцо - количество часов для передачи и усвоения ценностных ориентаций (определены экспертным путем и составляют до 10 % времени от Тпи).

Количество учебных часов, необходимое для передачи учебной информации (Тпи), рассчитывается по формуле:

Тпи = Qстр. * Упи + Qстр. *Упи * (1 + Кс)         (2)

где: Qстр - объем учебной информации (в страницах) по i-той теме;

Упи - скорость передачи информации одной страницы текста, которая определена опытным путем [6] и составляет 3-5 минут;

Кс - коэффициент сложности учебного материала i-той темы.

Количество часов, необходимое для усвоения полученной информации обучаемыми, рассчитывается по формуле:

                   f                                (3)

где: Туср - среднее время усвоения учебного материала 2-х часового занятия (80 минут - определено экспериментально);

n - количество 2-х часовых занятий:

Общий потребный объем теоретической подготовки (час) будет равен:

              f                                 (4)

Аналогично определяется потребное количество учебных часов практической подготовки, где учитывается потребное время на отработку навыков и формирование умений.

Распределение фактического и потребного объема времени по разделам учебных дисциплин определяется с учетом общего объема подготовки по формуле:

           Тподг = Тmn + Tnn                              (5)

Принятие решений на определение последовательности прохождения учебных программ предполагается проводить с использованием метода многокритериального сравнения альтернатив. Для выполнения работ по данному методу, путем логического анализа определена взаимосвязь между теоретической и практической подготовкой. Устанавливается информационно-логическая и дидактическая связь прохождения между отдельными дисциплинами и их группами.

На основании известных принципов приняты следующие критерии распределения учебного материала: зависимость раздела подготовки от других разделов (зависимости не существует, незначительная зависимость, существенная зависимость); формирование общего представления о профессии (формируется общее представление, формируется частное представление, формируются конкретные представления); сложность раздела для изучения (наименее сложно, сложно, наиболее сложно); важность раздела для профессиональной деятельности (менее важно, важно, наиболее важно). Для каждого раздела определяются значения по уровням и далее с учетом важности критериев определяется последовательность прохождения различных дисциплин и тем.

При выборе эффективных методов обучения и воспитания учитываются принципы и критерии оптимальности. Основой функционирования сложноорганизованных систем являются следующие общие принципы [2]: целостность - высокая степень взаимосвязи всех ее элементов; укрепление достигнутой структуры и повышение прочности связей между ее элементами; совместимость системы с условиями функционирования, заключающаяся в обеспечении соответствия ее внутренней организации и внешних условий; оптимизация системы, состоящая в достижении высокой степени соответствия ее элементов целям,  ради которых система создана; программно-целевого подхода, он требует учитывать конечную цель - развитие личности специалиста в области дисциплины; оптимальности - проявляется в соответствии элементов системы - методике подготовки современным психолого-педагогическим концепциям.

Оптимизируемые методы зависят от учебно-воспитательных целей, сложности учебного материла, уровня подготовки обучаемых и состояния учебного материальной базы, квалификации преподавательского состава. Поэтому для каждой конкретной педагогической ситуации необходимо выбирать оптимальное сочетание методов обучения и воспитания.

Эффективность методов обучения и воспитания целесообразно оценивать по таким частным критериям, как степень соответствия методов учебно-воспитательным задачам, сложности учебного материала и важности формируемого качества или способности, при этом необходимо установить для каждого критерия качественные пороговые значения и их весовые ранги, что позволит осуществить выбор наиболее эффективных методов. При этом следует учитывать основные факторы, определяющие готовность специалиста к выполнению профессиональных задач, ими являются: практический опыт по видам специальной подготовки, качество выполненных творческих задач, профессиональные способности, образное мышление, социально-нравственная направленность и психофизиологическая подготовка.

Используя метод системного анализа, выполняется количественная оценка методов обучения и воспитания по обеспечению необходимой эффективности подготовки. Для этого разрабатывается матрица численных значений эффективности методов по основным критериям. Используя минимальные и максимальные значения показателей эффективности методов, определяется общий его прирост по формуле:

Δ Э = Эmax - Эmin                                        (6)

где: Δ Э  - численное значение прироста эффективности методов.

Эmax, Эmin - максимальное и минимальное значение эффективности методов.

По данной методике для курсантов вузов МВД России в процессе обучения рекомендуются такие методы, как: образно-логический, программированный и адаптивный. Для решения задачи формирования мышления: проблемный, адаптивный и игровой. Эффективные способы развития ценностных ориентаций: самоактуализация, личный пример, убеждение; методы: аффектно-коллективный и адаптивный. Для формирования духовных потребностей - способы: самореализации и оценочный; методы аффектно-коллективный, деятельностный и адаптивный.

Для проверки эффективности предлагаемой методики было проведено опытно-экспериментальное исследование на база Барнаульского юридического института МВД России. Были выбраны две группы кафедр: экспериментальная и контрольная. Основными критериями для оценки эффективности были определены: временные, содержательно-плановые и качественно-количественные показатели при разработке учебных программ. Результаты формирующего эксперимента показали существенный прирост в контрольной группе по основным критериям. Так, временные показатели возросли на 42 %, содержательно-плановые -  на 38 %, качественно-количественные - на 36 %.

Вывод. Таким образом, предлагаемая методика позволяет существенно повысить качество управления педагогической деятельностью при совершенствовании учебных программ профессиональной подготовки. Основными факторами, влияющими на принятие решений по оптимизации учебных программ, являются: планируемый объем и степень сложности передаваемой информации; количество и степень сложности формируемых умений; уровень развития способностей, мышления и социально-нравственной направленности личности.

Рецензенты:

Лазаренко И. Р., д.п.н., профессор, директор центра дополнительного образования  Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.

Кузнецова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России,    г. Барнаул.