Особенностью, характеризующей состояние здоровья детей и подростков на современном этапе, является серьезный рост распространенности нервно-психических нарушений и заболеваний [1]. За последние годы распространенность хронических расстройств нервно-психической сферы выросла с 59,3 до 145,5 на 1000 населения [2]. Наибольший рост данной патологии отмечается у детей школьного возраста.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 79 % школьников имеют пограничные нарушения психического здоровья, значительная часть которых не выявляется.
Следует особо упомянуть психосоматическую патологию. По мнению некоторых авторов [3, 4], психосоматические расстройства у детей и подростков представляют одну из основных междисциплинарных проблем здравоохранения. Исследования последних лет позволяют расценивать отклонения в психическом здоровье детей как предикторы соматической патологии. В связи с этим психодиагностика особенностей развития детей приобретает в последнее время актуальность [1].
Для оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся важно проследить изменение психического здоровья школьников, их адаптивных возможностей для выделения групп риска со сниженными возможностями адаптации [5].
Под социальной адаптированностью принято понимать приспособляемость подростков к широкому комплексу личностных связей в школе, семье, кружках и спортивных секциях, в кругу друзей, на улице и т.д. [6].
В свою очередь не последнее место в процессе успешного освоения школьной программы занимает вегетативная устойчивость, то есть способность организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды, в том числе школьной [6].
Цель исследования
С целю изучения особенностей психофизиологического статуса у школьников было проведено анкетирование детей старших и средних классов четырех школ г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения. Изучением охвачено 525 школьников.
Методы исследования
Для этого мы использовали чешский личностный двухфакторный опросник М. Гавлиновой - на основе двух шкал - социальной адаптированности и вегетативной устойчивости, утвержденные Европейским союзом школьной и университетской гигиены и медицины (1988), адаптированные к российским условиям, и сравнивали нормативными величинами [6].
Опросник позволяет оценить уровень социальной адаптированности (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и вегетативную устойчивость (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, переносимость неприятных ощущений при стрессах и трудностях, наличие непроизвольных движений, тревожность и т.п.) школьников как отражение индивидуальных особенностей и способности адекватно реагировать на различные средовые воздействия.
Оценка тестирования производилось согласно методике, подробно описанной у А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой (2008) [6].
Результаты исследования
Оценка результатов тестирования позволила получить средние величины показателей для мальчиков и девочек (см. табл. 1, 2).
Таблица 1 Оценка социальной адаптированности школьников г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения в зависимости от пола (баллы)
Исследуемые школьники |
Социальная адаптированность у школьников, имеющих заболевания органов пищеварения (баллы) |
Социальная адаптированность у школьников, не имеющих заболевания органов пищеварения (баллы) |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
Учащиеся средних классов, n=370 |
10,43±0,08 **, *** |
11,21±0,16 |
10,94±0,05 |
11,73±0,5 |
Учащиеся старших классов, n=155 |
10,89±1,1 ** |
11,47±0,09 ** |
11,53±1,03 * |
11,82±0,05 * |
* - р<0,05 по сравнению со средними классами;
** - р<0,05 по сравнению групп, имеющих заболевания органов пищеварения и не имеющих заболевания органов пищеварения, мальчиков и девочек того же класса;
*** - р<0,05 по сравнению между мальчиками и девочками того же класса.
Как видно в таблице 1, чем меньше возраст школьника, тем больше выражено состояние дезадаптации: сравнив учащихся средних классов со старшими классами, получили достоверно меньшую величину у мальчиков - 10,94±0,05 баллов и у девочек - 11,73±0,5 баллов средних классов в группе, не имеющих заболевания органов пищеварения. В старших классах данной группы у мальчиков показатель социальной адаптированности составил 11,53±1,03 баллов, у девочек - 11,82±0,05 баллов.
Особенно важно отметить, что социальная дезадаптированность достоверно больше выражена в группе школьников, имеющих заболевания органов пищеварения: у мальчиков средних - 10,43±0,08 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 10,94±0,05 баллов) и старших классов - 10,89±1,1 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 11,53±1,03 баллов), у девочек старших классов - 11,47±0,09 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 11,82±0,05 баллов). По мнению А. А.Баранова, В. Р.Кучмы, Л. М.Сухаревой (2008), такие школьники испытывают затруднение в общении со сверстниками, учителями или родителями. Среди таких школьников встречаются очень застенчивые, тихие или, наоборот, развязные и хулиганистые; могут быть еще способные, но «одиночки» в классе, есть плохо успевающие и отверженные. Нуждаются в дополнительном обследовании психолога, программе психологической коррекции или тренинга.
Также имеются достоверные отличия между мальчиками и девочками в пределах своего класса по показателю социальной адаптированности. Так, в средних классах в группе школьников, имеющих заболевания органов пищеварения, социальная дезадаптированность достоверно больше выражена у мальчиков и составляет 10,43±0,08 баллов (у девочек - 11,21±0,16 баллов).
Согласно данным исследования вегетативной лабильности (см. табл. 2), достоверно высокую вегетативную лабильность имеют группа школьников, имеющих заболевания органов пищеварения: у мальчиков средних классов составляет 7,9±0,08 баллов (в группе мальчиков, не имеющих заболевания органов пищеварения - 6,73±0,4 баллов), у девочек средних классов - 6,64±0,2 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 5,27±0,34 баллов) и у девочек старших классов - 7,13±0,26 баллов (в группе девочек, не имеющих заболевания органов пищеварения - 5,9±0,5 баллов). Такие школьники предъявляют большое число жалоб различного характера, считают себя больными, среди них выше число часто болеющих. По своим индивидуальным особенностям и состоянию здоровья они плохо переносят повышенные нагрузки любого характера, имеют сниженные адаптивные возможности, нуждаются в дополнительном обследовании и оздоровлении.
Таблица 2 Оценка вегетативной устойчивости школьников г. Казани, имеющих и не имеющих заболевания органов пищеварения в зависимости от пола (баллы)
Исследуемые школьники |
Вегетативная устойчивость у школьников, имеющих заболевания органов пищеварения (баллы) |
Вегетативная устойчивость у школьников, не имеющих заболевания органов пищеварения (баллы) |
||
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
Учащиеся средних классов, n=370 |
7,9±0,08 *,** |
6,64±0,2 * |
6,73±0,4 ** |
5,27±0,34 |
Учащиеся старших классов, n=155 |
7,11±0,09 |
7,13±0,26 * |
6,7±0,22 |
5,9±0,5 |
* - р<0,05 по сравнению групп, имеющих заболевания органов пищеварения и не имеющих заболевания органов пищеварения, мальчиков и девочек того же класса;
** - р<0,05 по сравнению между мальчиками и девочками того же класса.
Также имеются достоверные отличия между мальчиками и девочками в пределах своего класса по показателю вегетативной устойчивости. Так, в средних классах обеих групп вегетативная лабильность достоверно больше выражена у мальчиков и составляет 7,9±0,08 баллов в группе, имеющих заболевания органов пищеварения (девочки - 6,64±0,2 баллов), 6,73±0,4 баллов в группе не имеющих заболевания органов пищеварения (девочки - 5,27±0,34 баллов).
По мнению А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой (2008), наиболее неблагоприятную группу составляют школьники, имеющие плохие показатели по обеим шкалам опросника - с плохой социальной адаптированностью и высокой вегетативной лабильностью. Это группа дезадаптантов, требующая внимания врача, так и психолога и педагога [6].
Выводы
Различия социальной адаптированности и вегетативной устойчивости зависят от пола, от наличия или отсутствия заболеваний органов пищеварения.
Наши исследования показали, что группа школьников, имеющих заболевания органов пищеварения, имеют достоверно плохую социальную адаптированность и высокую вегетативную лабильность. Также, чем меньше возраст школьника, тем больше выражено состояние дезадаптации, т.е. им труднее адаптироваться к новым социальным условиям, взрослому сообществу, что может спровоцировать стрессовые ситуации, существенно ухудшить состояние здоровья и успешность социального становления. Чем больше возраст школьника, тем меньше выражено состояние вегетативной устойчивости, т.е. они более тревожны, с трудностью переносят конфликты и стрессовые ситуации, среди них большее число болеющих.
Школьники с низкими показателями социальной адаптированности и вегетативной устойчивости должны пройти дополнительное обследование и в зависимости от его результатов получить курс реабилитации с участием врача, психолога и педагога.
Таким образом, экспресс-метод определения вегетативной устойчивости и социальной адаптированности у подростков с помощью двухфакторного опросника высокоинформативен и заслуживает широкого внедрения в практику школьного врача, психолога.
Выявленные особенности психологических признаков учащихся разные возрастные периоды могут служить в качестве ранних донозологических критериев соматической патологии, в частности, заболеваний органов пищеварения, определение которых рекомендуется включить в план диспансеризации учащихся.
Рецензенты:
- Галиуллин А. Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской экспертизы ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.
- Мингазова Э. Н., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медицинской экологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, главный специалист Министерства здравоохранения Республики Татарстан по гигиене детей и подростков, директор Центра изучения проблем детей и молодежи ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Казань.