Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «технология» является одним из новых в педагогике. Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные. Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению, одно или несколько его свойств (качеств) [2]. Одной из разновидностей социальных технологий является педагогическая технология. Разработкой сущности и содержания понятия, а также классификацией педагогических технологий занимались такие ученые, как В.Г. Гульчевский, В.П. Беспалько, В.С. Кукушин, Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко и другие.
Анализ подходов различных авторов к определению понятия «педагогическая технология» показывает, что среди них нет единства. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные: педагогическая технология - это 1) программа, последовательно реализуемая на практике; 2) совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели; 3) совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата. По мнению М.В. Кларина, понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения. В реальной практике ученые часто отрицают использование термина «технология» относительно процесса воспитания. С этой позиции исследователи убеждают в функционировании только категории «технология обучения», так как категория «технология образования» содержит совокупность процессов обучения и воспитания [1]. В рамках нашего исследования мы остановились на понятии технологий социального воспитания, которые Г.К. Селевко [5] определяет как группу «социальных технологий, ориентированных на осуществление важнейшей функции общества - подготовку подрастающих поколений к включению в общественную жизнь, нормальному функционированию в обществе». Мы определяем технологию социально-экологического воспитания как социальную технологию, направленную на подготовку личности к рациональному взаимодействию с окружающей его природной средой, обеспечивающему жизнеспособность настоящего и будущих поколений.
В процессе проведения исследования нами были использованы как технологии обучения, так и технологии воспитания. Рассмотрим примеры применения некоторых технологий обучения в процессе социально-экологического воспитания будущего учителя. За основу нами была взята классификация В.С. Кукушина [3].
Особую роль в процессе обучения и воспитания в последнее десятилетие приобретают компьютерные технологии [7]. Применение их в системе профессионального образования способствует реализации многих педагогических задач. Данная технология позволяет учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Социально-экологическое воспитание студентов педагогических специальностей осуществлялось нами посредством электронной почты, скайпа, телефонных переговоров. Возникающие у студентов вопросы по проблемам курсовых и дипломных проектов, тем и содержания сообщений, рефератов решались оперативно. Компьютерные технологии использовались студентами для проведения социально-экологических опросов, анкетирования и тестирования респондентов, получения информации. Кроме того, большой спектр компьютерных технологий был применим нами в процессе аудиторной работы: мультимедиапрезентации, видеоматериалы (фильмы, фрагменты уроков и внеклассных занятий, массовых мероприятий и др.). На занятиях, например, мы анализировали следующие фильмы: «Осторожно - еда!», «Глобальное потепление». Студенты высказывали свое мнение, отношение к проблеме. Будущие учителя уверены в необходимости демонстрации таких фильмов учащимся: «Я думаю, что такой материал позволит школьникам приобрести новые знания, по-другому взглянуть на себя и проанализировать отношение к своему здоровью» (Марина Ф.).
Интерактивные технологии обучения. Через спектр интерактивного взаимодействия с миром природы человек учится понимать окружающих его людей, бережно относиться к природным объектам. В последнее время реализуется интеграция педагогики, психологии и экологии в сфере интерактивных технологий экологического образования (С.И. Бурнашев, А.Н. Камнев, Д.Н. Кавтарадзе, В.А. Самкова, О.В. Хухлаева, В.А. Ясвин и др.). В процессе социально-экологического воспитания будущего учителя мы использовали такие формы интерактивных технологий, как эколого-психологический тренинг, интерактивные лекции: «Бортовой журнал», бинарные лекции, проблемные лекции. Еще одной формой интерактивных технологий, используемых нами, были семинары-диспуты, предполагающие коллективное обсуждение социально-экологической проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников и предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать социально-экологические проблемы, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Семинары-диспуты были проведены, например, по таким темам, как «Социальные болезни человека и общества», «Биологические добавки: за и против» и др.
Учебная дискуссия - одна из форм проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются и альтернативные ответы. С целью включения в дискуссию всех студентов в группе мы использовали методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: студенты объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели. Учебные дискуссии были проведены нами по таким темам, как «Социально-экологические проблемы современности и пути их решения», «Экологическое образование и воспитание: проблемы и перспективы развития».
Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для выявления креативных способностей и качеств личности, которые нужны для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Технология проектного обучения была реализована нами через мини-проекты, проблематика которых затрагивала социально-экологические проблемы современности: отношение человека к природной среде, загрязнение природы, восстановление и охрана природных экосистем, проблемы человека и его здоровья, состояние окружающей природной среды и предложения по её улучшению, антропогенное воздействие на природу и пути оптимизации. Данная технология не просто популярна сегодня, она дает реальные возможности самореализации личности, способствует формированию жизненной позиции, умений высказывать свою точку зрения, свое мнение, способствует формированию навыков защиты своей идеи, воспитывает командный дух.
Определение понятия «технология воспитания», его сущность и классификация рассмотрены В.В. Вороновым, А.К. Колеченко, Г.К. Селевко, С.Д. Поляковым, Н.Е. Щурковой и др. Г.К. Селевко определяет технологии воспитания как систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям; как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели [5]. В рамках нашего исследования особый интерес представляют ряд технологий воспитания.
Технология коллективного творческого воспитания. Целевые ориентации данной технологии: воспитание человека-творца, гуманиста, борца; формирование системы стержневых отношений: к Родине, труду, обществу, людям, к себе. Технология предполагает формирование таких качеств личности, как патриотизм, трудолюбие, активность, способность к деятельности, ответственность, сознательное отношение к общественному долгу, гуманизм и др. В рамках нашего исследования данная технология применялась при работе в детских оздоровительных лагерях, при подготовке к инструктивно-методическим сборам, подготовке к конкурсам и внеклассным воспитательным мероприятиям. Студенты осуществляли проведение мероприятий социально-экологического содержания: природоохранные и природовосстановительные акции (уборка и озеленение территории, восстановление природных экосистем), подготовка и организация КТД со школьниками в детских оздоровительных лагерях, в период педагогической практики: «В гостях у Берендея», «Особо охраняемые природные территории». Такие мероприятия формируют сознательное отношение к окружающей природной среде, родному краю, активизируют деятельность студентов.
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Л.Н. Селиванова, Ю.П. Скольников). Концептуальными идеями данной технологии являются: приоритет функции воспитания перед обучением, гуманистический подход к воспитанию, педагогика сотрудничества, интеграция воспитательных воздействий учебной и внеурочной работы; организация разновозрастного общения, средовый подход в воспитательной деятельности. Данная технология пронизывает весь процесс социально-экологического воспитания будущего учителя, через систему аудиторной (предметы специальной экологической подготовки, дисциплины педагогического цикла, спецкурсы) и внеаудиторной (педагогическая практика, летние оздоровительные лагеря, воспитательные мероприятия, конкурсы, конференции, социальное партнерство) деятельности, которая способствует формированию социально активной, ответственной по отношению к природной среде личности; формирует социально-экологическую воспитательную среду в рамках воспитательной системы социокультурного пространства региона; развивает самосознание личности, формирует ее ценностные ориентации в отношении к природе, обществу и самому себе.
Технология воспитания в современной массовой школе. Концептуальными позициями данной технологии выступают следующие положения: воспитание признается важнейшей составной частью целостного процесса образования; единство процессов воспитания, обучения и развития; воспитание понимается как культурно-историческая ценность; идеологическое многообразие воспитательных направлений; возможность создания концепции и программы воспитания в отдельно взятом образовательном учреждении. Социально-экологическое воспитание будущего учителя рассматривается нами во взаимосвязи с обучением и развитием личности; концептуальные позиции отражены в разработанной и реализуемой нами Концепции социально-экологического воспитания учащейся молодежи Чувашской Республики.
Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания. Концептуальные позиции данной технологии: признание равноценности индивидуализма и коллективизма как принципов воспитания и формирования качеств личности; необходимость диагностики индивидуальных особенностей ребенка; предоставление ребенку свободы выбора; создание условий для успеха ребенка в различных видах деятельности; сотрудничество, приверженность к диалоговым формам общения, максимальная дифференциация и индивидуализация педагогического процесса. В процессе социально-экологического воспитания будущего учителя мы учитывали индивидуальные особенности отношения личности к социоприродной среде, проводили диагностику и определяли уровень социально-экологической компетентности будущего учителя, а также учитывали особенности взаимодействия личности с коллективом, включение её в коллективную социально-экологическую деятельность; нами были созданы условия для демонстрации будущими учителями собственных успехов: конкурс профессионально-педагогического мастерства «Экология детства», открытые воспитательные мероприятия, защита индивидуальных научно-исследовательских работ; нами было организовано сотрудничество студентов в микрогруппах, сотрудничество с преподавателями, кураторами, педагогами школ и специалистами системы дополнительного образования детей; диалоговые формы общения составляли основу воспитательной деятельности, они проводились через деловые игры, дискуссии, круглые столы, дебаты, мозговой штурм, индивидуальное консультирование.
Технология воспитывающего обучения. Концептуальные положения данной технологии определяют триединство процессов обучения, воспитания и развития, приоритет воспитания над обучением, связь обучения с жизнью, практикой, производством. Ориентация знаниевой парадигмы в русло компетентностного подхода была реализована нами в процессе: изучения и обоснования компетентностного подхода в социально-экологическом воспитании будущего учителя, разработки диагностического материала социально-экологической компетентности будущего учителя, определении её критериев, показателей и уровней, апробации программ по формированию социально-экологической компетентности студентов педагогических специальностей, например через спецкурс «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», который прошел апробацию в ряде факультетов вузов Чувашии.
Технологии воспитания субъектной социальной активности человека. Концептуальные основы данной технологии сводятся к диалектическому единству социальной адаптации и социальной автономизации: социальная активность, предполагающая неравнодушие ко всему, что происходит вокруг; формирование общественно-активного гражданина. Социально-экологическое воспитание будущего учителя опирается на социальную адаптацию личности к окружающей природной среде, предполагает готовность к активной природоохранной и природовосстановительной деятельности, к решению социально значимых экологических проблем современности. Примером данной технологии может служить Круглый стол по теме «Социально-экологическая активность молодежи», который был проведен нами совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. В данном мероприятии приняли участие студенты 1-5 курсов факультета естествознания и дизайна среды ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Будущим учителям были предложены проекты по темам: «Зоны отдыха в городе», «Экологическое образование и воспитание», «Отходы, несанкционированные свалки», «Живой мир городов», «Особо охраняемые природные территории». Модераторами проектов выступали представители Министерства природных ресурсов и экологии ЧР, НИИ экологии Минприроды Чувашии, городских комитетов по экологии, представители заповедников и национальных парков Чувашии. Студенты составляли социально-экологический проект, выявляли проблемы и предлагали пути их решения. Данная форма проведения круглого стола была интересна как студентам, так и преподавателям. Елена Александровна П., кандидат биологических наук, доцент кафедры биоэкологи и географии: «Необычная форма проведения мероприятия. Мы привыкли к конференциям. Такая форма проведения способствует активности студентов, они высказывают свое мнение, собственную точку зрения, представляют свое видение решения социально-экологических проблем». Ирина К., студентка 3 курса: «Хорошо, что на нашем факультете было проведено такое мероприятие. Организация и проведение, темы проблемных групп были очень интересными. Мероприятие помогло мне раскрыть свои мысли, планы, задумки». Олеся С., студентка 3 курса: «Мне очень понравилось это мероприятие. Я осознала, что проблемы окружающей среды не остаются без внимания. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики заинтересовано во включении студентов в решение экологических проблем». Ценным, по нашему мнению, является то, что, работая в группе, студенты приобретают навыки коллективного взаимодействия, сотрудничества, умения самопрезентации, студенты учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои идеи по решению экологических проблем современности, и вместе с тем каждый из них может высказать свою точку зрения, свое мнение, свое видение проблемы, проявить социальную активность, готовность к социально-экологической деятельности.
Этнопедагогические технологии [3] предполагают внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Методология нашего исследования включает этнокультурный подход, который был реализован нами в процессе апробации программы «Этноэкологические основы формирования личности». Студенты знакомились с этнокультурными традициями взаимодействия чувашского народа с окружающей природной средой, изучали фольклор, обряды, праздники, отражающие бережное отношение чувашей к природе. На занятиях мы изучали вопросы сохранения и распространения этноэкологических традиций чувашского народа. В связи с тем, что Чувашская Республика является многонациональной, мы изучали особенности взаимодействия с природой других этносов. Это способствовало расширению кругозора, формированию у студентов толерантного отношения к другим нациям и национальностям.
Выводы. Диагностика показала, что используемый нами комплекс педагогических технологий позволил повысить уровень социально-экологической воспитанности студентов. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что многообразие современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность социально-экологического воспитания будущего учителя, способствует формированию его социально-экологической компетентности, готовит к осуществлению социально-экологического воспитания школьников.
Рецензенты:
- Хрисанова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
- Павлов И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.