Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего офицера, а развитие этой компетентности - как первоочередная задача высшего военного образования. Современный этап развития общества, новая парадигма образования наполняют эту проблему новым, более ёмким содержанием. Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности будущего офицера позволяет выделить два взаимосвязанных её уровня: первый определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, поведении человека; второй - включает педагогические коммуникативные ценности, ориентацию и специфику профессиональной мотивации курсанта, его потребность в общении. Следует отметить, что проблема коммуникативной компетентности и её влияния на успешность учебной деятельности на сегодняшний день получила дополнительную теоретическую и прикладную привлекательность в связи с обучением в ряде военных вузов Министерства обороны РФ курсантов не только мужского, но и женского пола.
Цель исследования. Выявить гендерные особенности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов и определить степень их влияния на успешность учебной деятельности.
Методы исследования. Для диагностики проявлений коммуникативной компетентности были использованы: методика оценки коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика оценки уровня коммуникативного контроля (М. Шнайдер), методика экспресс-диагностики уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко), методика оценки коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Результаты исследования и их обсуждение. Современное общество потребовало нового офицера, способного быть компетентным во всех вопросах, связанных с профессиональной деятельностью, а, следовательно, изменений в системе военного образования. Первоочередной задачей высшей военной школы становится личностное гуманистическое развитие будущего офицера, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте воспитательной деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а развитие этой компетентности - как особая задача профессионального становления личности будущего офицера [1].
Профессию офицера можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности офицера - компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном общении, межличностном восприятии [5].
Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психические перегрузки создают напряженность в процессе общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает офицера более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.
Под коммуникативной компетентностью понимается: во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с военнослужащими различных категорий, членами их семей, гражданским персоналом [3].
Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [4].
О. М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [2].
Проведенная в ходе исследования диагностика коммуникативной компетентности курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы.
Уровень коммуникативного контроля (таблица 1) имеет наивысшие показатели среди курсантов-девушек. Они достаточно легко управляют своими эмоциями, хорошо осведомлены о том, где и как себя вести. У курсантов-юношей отмечен средний и низкий уровни коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, излишней прямолинейностью, непластичностью поведения в различных ситуациях.
Таблица 1. Результаты диагностики уровня коммуникативного контроля
Категории респондентов |
Уровень коммуникативного контроля, % |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
курсанты-девушки |
63,5 |
33,9 |
2,6 |
курсанты-юноши |
32,8 |
50,1 |
17,1 |
Личностная фрустрация как один из факторов, в определенной мере влияющих на эффективность коммуникативной деятельности, обнаружила следующие тенденции (таблица 2). Наименьшие показатели личностной фрустрации отмечены у курсантов-юношей. Курсантам-девушкам в большей мере свойственен высокий уровень фрустрации, что свидетельствует об их эмоциональной привязанности к учебной деятельности, развитой эмпатии, тонкой психике.
Таблица 2. Результаты диагностики уровня личностной фрустрации
Категории респондентов |
Уровень личностной фрустрации, % |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
курсанты-девушки |
64,7 |
24,1 |
11,2 |
курсанты-юноши |
18,0 |
52,4 |
29,6 |
Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности (таблица 3) снова подтвердили наличие «слабых» мест в профессиональной подготовке курсантов-юношей - у них отмечен низкий уровень коммуникативной терпимости. Они склонны навязывать своё мнение, стремятся отгородиться от проблем окружающих, нетерпимы к инакомыслию. Курсанты-девушки обладают высокими показателями коммуникативной толерантности, что подтверждается их умением найти контакт с сослуживцами, командирами и преподавателями, оказать психологическую поддержку в трудных ситуациях.
Таблица 3. Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности
Категории респондентов |
Уровень толерантности, % |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
курсанты-девушки |
40,4 |
48,6 |
11,0 |
курсанты-юноши |
24,8 |
42,3 |
32,9 |
Также в ходе исследования были выявлены особенности сформированности коммуникативной социальной компетентности. Под коммуникативной социальной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная социальная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Коммуникативная социальная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм [3].
Коммуникативная социальная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
В ходе опроса было установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем общительности, жизнерадостности, чувствительности, независимости и самоконтроля по сравнению с курсантами-юношами (таблица 4). При этом показатели общительности, жизнерадостности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости находятся в высоком диапазоне сформированности, а показатели чувствительности, независимости, логического мышления - в среднем диапазоне. Это позволяет курсантам-девушкам быстрее адаптироваться в ситуациях нового общения, устанавливать контакты, они достаточно свободно владеют значительным кругом вербальных и невербальных средств общения.
Таблица 4. Результаты диагностики коммуникативной социальной компетентности
Показатели |
Уровень проявления, баллы |
|
курсанты-юноши |
курсанты-девушки |
|
Общительность |
12,0 |
13,5 |
Жизнерадостность |
11,3 |
12,2 |
Чувствительность |
6,8 |
10,2 |
Независимость |
6,1 |
10,1 |
Самоконтроль |
13,1 |
15,1 |
Логическое мышление |
14,0 |
12,1 |
Эмоциональная устойчивость |
14,6 |
13,1 |
Склонность к асоциальному поведению |
14,4 |
10,4 |
Для курсантов-юношей характерен более высокий уровень развития логического мышления и эмоциональной устойчивости по сравнению с курсантами-девушками. Перечисленные показатели, а также уровень самоконтроля расположены в высоком диапазоне сформированности, показатели общительности и жизнерадостности характеризуются средним уровнем развития, а показатели независимости и чувствительности имеют низкую степень сформированности. Кроме того, курсанты-юноши демонстрируют большую склонность к асоциальному поведению.
В ходе исследования также предполагалось определить степень влияния сформированности коммуникативной компетентности курсантов на успешность их учебной деятельности. Корреляционный анализ позволил установить зависимость между показателями успеваемости и уровнем сформированности коммуникативного контроля (r=0,46), личностной фрустрации (r=0,37), коммуникативной толерантности (r=0,45), самоконтроля (r=0,49), логического мышления (r=0,39) и эмоциональной устойчивости (r=0,31).
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о наличии гендерных различий в уровне сформированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Курсанты-девушки обладают более высоким общим уровнем коммуникативной компетентности по сравнению с курсантами-юношами, что выражается в большей степени включенности курсантов-девушек в коммуникативную деятельность и определяет успешность их учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность) и формирующимся общекультурным и профессиональным компетенциям.
Рецензенты:
- Комарова Э. П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой межкультурных коммуникаций Воронежского института высоких технологий, г. Воронеж.
- Григорьева Е. И., доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов.