Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GENDER FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE MILITARY INSTITION OF CADETS

Emelyanenko A.A. 1
1 Military Air Force Engineering University
The concept of communicative competence and its significance in officer’s activities has been specified. The Formation of communicative competence of military institution cadets is considered as one of the most important challenges of the contemporary military education. Psychodiagnostic study on communicative competence of military institution cadets has been conducted. Authentic gender differences according to communication performance control, communication tolerance, personal frustration, individual factors of communicative social competence have been identified during the research. The hypothesis about the relationship between the communication competence level of cadets and the efficiency of their learning activity has been stated and confirmed. It has also been found out that the female-cadets in comparison with the male-cadets have higher levels of communicative competence in almost all the criteria considered. At the same time the female-cadets demonstrate higher levels of progress in studies, scientific research, sports and other spheres of educational process.
Keywords: communicative competence
military institution cadets
gender fea-tures.
Введение. Современные тенденции модернизации системы военного образования и объективная потребность в высококвалифицированных военных специалистах выдвигают на первый план проблему выявления факторов успешности учебной деятельности курсантов.

Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего офицера, а развитие этой компетентности - как первоочередная задача высшего военного образования. Современный этап развития общества, новая парадигма образования наполняют эту проблему новым, более ёмким содержанием. Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности будущего офицера позволяет выделить два взаимосвязанных её уровня: первый определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, поведении человека; второй - включает педагогические коммуникативные ценности, ориентацию и специфику профессиональной мотивации курсанта, его потребность в общении. Следует отметить, что проблема коммуникативной компетентности и её влияния на успешность учебной деятельности на сегодняшний день получила дополнительную теоретическую и прикладную привлекательность в связи с обучением в ряде военных вузов Министерства обороны РФ курсантов не только мужского, но и женского пола. 

Цель исследования. Выявить гендерные особенности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов и определить степень их влияния на успешность учебной деятельности.

Методы исследования. Для диагностики проявлений коммуникативной компетентности были использованы: методика оценки коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), методика оценки уровня коммуникативного контроля (М. Шнайдер), методика экспресс-диагностики уровня личностной фрустрации (В. В. Бойко), методика оценки коммуникативной социальной компетентности (КСК).

Результаты исследования и их обсуждение. Современное общество потребовало нового офицера, способного быть компетентным во всех вопросах, связанных с профессиональной деятельностью, а, следовательно, изменений в системе военного образования. Первоочередной задачей высшей военной школы становится личностное гуманистическое развитие будущего офицера, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте воспитательной деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а развитие этой компетентности - как особая задача профессионального становления личности будущего офицера [1].

Профессию офицера можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности офицера - компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном общении, межличностном восприятии [5].

Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психические перегрузки создают напряженность в процессе общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает офицера более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.

Под коммуникативной компетентностью понимается: во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с военнослужащими различных категорий, членами их семей, гражданским персоналом [3].

Коммуникативная компетентность - ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [4].

О. М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируемая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [2].

Проведенная в ходе исследования диагностика коммуникативной компетентности курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы.

Уровень коммуникативного контроля (таблица 1) имеет наивысшие показатели среди курсантов-девушек. Они достаточно легко управляют своими эмоциями, хорошо осведомлены о том, где и как себя вести. У курсантов-юношей отмечен средний и низкий уровни коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, излишней прямолинейностью, непластичностью поведения в различных ситуациях.

Таблица 1. Результаты диагностики уровня коммуникативного контроля

Категории респондентов

Уровень коммуникативного контроля, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

63,5

33,9

2,6

курсанты-юноши

32,8

50,1

17,1

Личностная фрустрация как один из факторов, в определенной мере влияющих на эффективность коммуникативной деятельности, обнаружила следующие тенденции (таблица 2). Наименьшие показатели личностной фрустрации отмечены у курсантов-юношей. Курсантам-девушкам в большей мере свойственен высокий уровень фрустрации, что свидетельствует об их эмоциональной привязанности к учебной деятельности, развитой эмпатии, тонкой психике.

Таблица 2. Результаты диагностики уровня личностной фрустрации

Категории респондентов

Уровень личностной фрустрации, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

64,7

24,1

11,2

курсанты-юноши

18,0

52,4

29,6

Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности (таблица 3) снова подтвердили наличие «слабых» мест в профессиональной подготовке курсантов-юношей - у них отмечен низкий уровень коммуникативной терпимости. Они склонны навязывать своё мнение, стремятся отгородиться от проблем окружающих, нетерпимы к инакомыслию. Курсанты-девушки обладают высокими показателями коммуникативной толерантности, что подтверждается их умением найти контакт с сослуживцами, командирами и преподавателями, оказать психологическую поддержку в трудных ситуациях.

Таблица 3. Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности

Категории респондентов

Уровень толерантности, %

высокий

средний

низкий

курсанты-девушки

40,4

48,6

11,0

курсанты-юноши

24,8

42,3

32,9

Также в ходе исследования были выявлены особенности сформированности коммуникативной социальной компетентности. Под коммуникативной социальной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная социальная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Коммуникативная социальная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм [3].

Коммуникативная социальная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.

В ходе опроса было установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем общительности, жизнерадостности, чувствительности, независимости и самоконтроля по сравнению с курсантами-юношами (таблица 4). При этом показатели общительности, жизнерадостности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости находятся в высоком диапазоне сформированности, а показатели чувствительности, независимости, логического мышления - в среднем диапазоне. Это позволяет курсантам-девушкам быстрее адаптироваться в ситуациях нового общения, устанавливать контакты, они достаточно свободно владеют значительным кругом вербальных и невербальных средств общения. 

Таблица 4. Результаты диагностики коммуникативной социальной компетентности

Показатели

Уровень проявления, баллы

курсанты-юноши

курсанты-девушки

Общительность

12,0

13,5

Жизнерадостность

11,3

12,2

Чувствительность

6,8

10,2

Независимость

6,1

10,1

Самоконтроль

13,1

15,1

Логическое мышление

14,0

12,1

Эмоциональная устойчивость

14,6

13,1

Склонность к асоциальному поведению

14,4

10,4

Для курсантов-юношей характерен более высокий уровень развития логического мышления и эмоциональной устойчивости по сравнению с курсантами-девушками. Перечисленные показатели, а также уровень самоконтроля расположены в высоком диапазоне сформированности, показатели общительности и жизнерадостности характеризуются средним уровнем развития, а показатели независимости и чувствительности имеют низкую степень сформированности. Кроме того, курсанты-юноши демонстрируют большую склонность к асоциальному поведению.   

В ходе исследования также предполагалось определить степень влияния сформированности коммуникативной компетентности курсантов на успешность их учебной деятельности. Корреляционный анализ позволил установить зависимость между показателями успеваемости и уровнем сформированности коммуникативного контроля (r=0,46), личностной фрустрации (r=0,37), коммуникативной толерантности (r=0,45), самоконтроля (r=0,49), логического мышления (r=0,39) и эмоциональной устойчивости (r=0,31).

Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о наличии гендерных различий в уровне сформированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Курсанты-девушки обладают более высоким общим уровнем коммуникативной компетентности по сравнению с курсантами-юношами, что выражается в большей степени включенности курсантов-девушек в коммуникативную деятельность и определяет успешность их учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность) и формирующимся общекультурным и профессиональным компетенциям.

Рецензенты:

  • Комарова Э. П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой межкультурных коммуникаций Воронежского института высоких технологий, г. Воронеж.
  • Григорьева Е. И.,  доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов.