По данным статистических исследований последних лет Фонда «Общественное мнение» о желании создать собственный бизнес, в общем опросе молодых россиян о трудовых планах было получено 30 % утвердительных ответов, тогда как на прямой вопрос ответили уже 36 % респондентов. Ещё 9 % затруднились ответить. При этом в ближайшие пару лет воплотить эти планы в жизнь намерены 12 % соотечественников 16-26 лет [7].
А кто же такой молодой предприниматель с научной точки зрения? Точного и однозначного определения современная наука и законодательство не дают. Автором статьи на основе изучения и обобщения специальной литературы предлагается под термином «молодежное предпринимательство» понимать следующее.
«Молодежное предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами, возраст которых не превышает 30 лет, прошедших государственную регистрацию в качестве предпринимателя, а также российскими коммерческими организациями, учредителями (участниками) которых являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которых не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет». (Примечание: следует знать, что согласно законам Российской Федерации к молодежи относятся лица от 14 до 30 лет, но регистрация в качестве индивидуального предпринимателя или учредителя юридического лица возможна только с 18 лет.)
В свою очередь, «субъект молодежного предпринимательства» (молодой предприниматель) - гражданин, возраст которого не превышает 30 лет, прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, либо коммерческая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации, учредителями (участниками) которой являются граждане, возраст которых не превышает 30 лет, и в штате которой не менее 75 % сотрудников являются гражданами, не достигшими 30 лет».
Для того, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно, чтобы молодой человек уже в школьном возрасте был готов усвоить и реализовать полный набор предпринимательских компетенций, которые будут ему необходимы в работе [3].
Общие компетенции автором предлагается подразделить на шесть блоков (таблица1).
Таблица 1. Модель компетенций молодого предпринимателя
Общие предпринимательские компетенции |
||
Успехи и достижения
|
Взаимодействие и отношения
|
Образование
|
Личностные возможности
|
Лидерство
|
Предпринимательское мышление
|
Формирование данных компетенций - сложный и комплексный процесс, который зависит от разных факторов, среди которых ключевыми являются: профессиональные качества преподавателя экономических дисциплин в школе, целенаправленная подготовка педагогов к такому направлению [1], работа классного руководителя, воспитательная система учреждения, психолого-педагогическая поддержка лидерских и деловых качеств, умения работать в команде, желания постоянно учиться и развиваться.
Попыток и опыта обучения основам бизнеса и предпринимательства достаточно. Но, следует отметить, что не всегда такая работа системна (чаще имеется единичный успешный опыт) и ведется, в основном, на старшей ступени образования в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Так, для классов социально-экономического профиля имеется целый ряд программ элективных курсов, например, «Основы бизнеса и предпринимательства», автор И. В. Липсиц [5], «Основы предпринимательства» В.Д. Симоненко [5,6] .
По мнению автора, наибольший эффект формирования предпринимательских компетенций может быть достигнут только, когда осуществлен комплексный подход к данной проблеме. Когда работа ведется планово, в системе и с использованием возможностей социального партнерства. Нельзя оставлять школу, которая готовит будущее поколение страны, формирует будущих деловых людей один на один с этой проблемой.
Всё современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое учебное заведение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе, его проблем и его перспектив. Образование работает для общества, отвечает на его социальные чаяния, его социальные заказы.
Организовать социально ориентированную систему обучения и воспитания, развитие определенных, требуемых в данном регионе компетенций у школьников и молодежи помогает социальное партнерство.
Многие страны мира, особенно Европы, имеют широкий опыт такой совместной практики подготовки подрастающего поколения к адаптации в обществе с позиций не только гражданственности, умения общаться, но и профессиональной ориентации, активной жизненной позиции, навыков самостоятельного анализа и решения ситуаций, и развития предпринимательского мышления, и готовности обеспечивать себе достойную жизнь своим собственным трудом.
Опыт стран, где будущих предпринимателей (будущее экономики страны) готовят не только в общеобразовательном учреждении, а с помощью различных социальных партнеров (Нидерланды, Германия, Финляндия, Дания, Великобритания), доказывает, что экономическая эффективность партнерства подтверждается высокой производительностью труда и уровнем трудоустройства выпускников в соответствии с полученной специальностью (около 90 %), самыми низкими уровнями безработицы среди молодых людей и интенсивностью притоков молодежи и взрослых в учреждения общего и профессионального образования [4]. При этом работа ведется не только со школьниками старшей ступени, а с младшего школьного возраста в игровой форме (не обучая их просто бизнесу, а именно формируя личность и ее деловые компетенции).
Социальное партнерство в образовании - это система отношений общеобразовательного учреждения и различных субъектов (общественных, образовательных, производственных, культурных) территории, которая ориентирована на достижение общих интересов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, исходя из социальных запросов населения данного региона и общих требований к образованию на современном этапе [2].
К субъектам социального партнерства можно отнести:
- общеобразовательные учреждения;
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения профессионального образования;
- органы управления образованием (федеральные и региональные);
- детские и молодежные общественные объединения;
- органы труда и занятости (федеральные, региональные и местные);
- работодатели всех уровней;
- общественные организации;
- предприятия и организации:
- обучающиеся, их родители, общественность.
Уровни партнерства делят на локальный уровень, муниципальный уровень партнерства, региональный уровень партнерства, федеральный уровень партнерства.
Для того, чтобы система социального партнерства была успешной, необходимы [2]:
- наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;
- взаимная заинтересованность всех партнеров;
- соответствующие юридические документы, оформляющие партнерство и закрепляющие цели и ответственность сторон;
- определение роли каждого социального партнера;
- адекватная система взаимодействия и управления;
- точное определение статуса и функций всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей, педагогов, представителей учреждений дополнительного образования, предприятий и организаций;
- желание работать в команде для достижения общих результатов по подготовке молодежи к жизни в обществе, инициативность участников.
Термин «партнерство» понимается очень широко, но главное, как его нужно понимать, это объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели [8].
Учитывая все особенности формирования предпринимательских компетенций, автор предлагает использовать модель, основанную на социальном партнерстве, приведенную на рис.1-3.
Рис.1. Общая модель средообразовательного процесса для формирования предпринимательских компетенций и деловой активности у школьников
Рис.2. Система социального партнерства МОУ гимназии №7 г. Чехова
Рис. 3. Педагогический комплекс, формирующий и развивающий предпринимательские компетенции и деловые качества у школьников через урочную и внеурочную деятельность
В схеме представлены основные субъекты образовательного процесса, возможные социальные партнеры, система их действий и предпринимательские компетенции, которые можно развить в результате их совместной деятельности.
Система должна действовать по разработанному плану, в комплексе, учитывать возрастные и психологические особенности детей, предусматривать общую линию развития от класса к классу, интересы всех сторон и общий результат. За каждое мероприятие в плане должны быть назначены ответственные.
Рецензенты:
- Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.
- Гладилина И.П., д.п.н., профессор, заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.