В процессе активизации социального потенциала происходит его видоизменение. При этом можно выделить следующие закономерности: между уровнем развития социального потенциала и его конкретными проявлениями в процессе активизации нет жестких, качественно разделяемых границ. Сам переход возможности к действительности эластичен. Элементы каждой последующей формы опосредованы состоянием предыдущей. Потенции, приобретенные носителем на определенном уровне, удерживаются, развиваются на другом и взаимно влияют друг на друга. Чем в большей мере в компонентах социального потенциала закладываются потребности личности, от гомеостатических до духовных, тем энергичнее действует носитель, что проявляется в возрастании уровня активизации потенциала.
В соответствии с факторной моделью формирования и активизации социального потенциала молодежи управленческое направленное воздействие на него возможно по четырем каналам:
- Воздействие на внешние источники процесса формирования и активизации социального потенциала, т.е. на причины, вызывающие и определяющие этот процесс (формирование и реализация государственной и общественной молодежной политики, формирование нормативно-правовой основы этого процесса, ресурсное обеспечение, формирование общественных ценностных ориентаций, моральных принципов и норм и т.д.).
- Воздействие на внутренние источники, т.е. на причины, вызывающие и определяющие этот процесс изнутри (формирование потребностей, системы мотивов поведения, интересов, способностей личности и социальной группы и т.д.).
- Воздействие на условия протекания процесса формирования и активизации социального потенциала молодежи (социально-экономическая и политическая обстановка, материально-техническая база, состояние финансирования данного процесса и т.д.).
- Воздействие на субъектов управления процессом формирования социального потенциала молодежи, развитие ее социальной активности.
Главные задачи управленческого воздействия при активизации социального потенциала молодежи могут быть сформулированы следующим образом: обеспечение эффективного процесса формирования, развития и активизации социального потенциала молодых людей; создание комплекса экономических, социальных политических, культурных, психологических, нормативных, информационных и других условий для активизации социального потенциала молодежи в интересах личности и общества; разработка и внедрение инновационных социальных технологий, способствующих плодотворной активизации социального потенциала молодежи.
При этом следует учитывать тот факт, что осуществляемые управленческие воздействия только тогда будут действенными, когда в них будет учтен социальный механизм формирования личностного поведения молодого человека. Оно переопределяется социальной ролью, личностными интересами, социальными стимулами, основанными на мотивационно-личностном базисе молодого человека.
Основная сложность управленческих воздействий в процессе формирования и активизации социального потенциала молодежи заключается в специфичности его носителя, неповторимости личности каждого молодого человека. При этом осуществляется воздействие на субъективный мир человека, который отличается уровнем социализации, степенью сформированности индивидуального мировоззрения, набором ценностных ориентаций, качественными характеристиками и способностями личности и многим другим. Все это требует при осуществлении управленческих воздействий разработки методики индивидуального прогнозирования, личностного подхода.
К числу важнейших технологий управления активизацией социального потенциала молодежи региона следует отнести технологию разработки региональных программ реализации молодежной политики.
Повышенное внимание региональных и муниципальных управленческих структур к проблемам молодежи должно основываться на следующем методологическом положении: молодежь представляет собой систему, находящуюся в неравновесном состоянии и при определенном стечении обстоятельств, способную вывести из равновесия другие социальные группы и общество в целом. Переходное состояние молодежи порождает ее маргинальное социальное самочувствие [2,с.8].
Маргинальность имеет два противоположных следствия. С одной стороны, такое положение позволяет относить молодежь к группе риска. Опасность состоит в том, что молодежь, более чем другие группы населения, подвержена внешнему манипулированию и способна с воодушевлением бороться за чуждые ей интересы. С другой стороны, маргинальность порождает активное отношение к жизни, что позволяет считать молодежь влиятельной социальной группой. При благоприятных обстоятельствах активность может переходить в инновационность - столь ценное качество для прогрессивного развития общества [1].
Соответственно, молодежная политика в самом общем виде, независимо от масштаба и территориальных особенностей, должна быть направлена на компенсацию недостатков социально-биологического статуса молодежи по отношению к взрослым гражданам, обеспечение социальной безопасности молодых людей и развитие их творческого потенциала в интересах общества.
В настоящее время все более популярным методом управления становится реализация целевых программ, направленных на совершенствование различных сфер деятельности. Программно-целевой подход позволяет сформировать объемное представление о заданном участке работы: частные мероприятия приобретают дополнительный смысл, будучи взаимоувязаны с общим социальным эффектом. Молодежную политику по праву можно считать одной из значимых «точек приложения» целевого программирования.
Необходимым элементом целевой программы должна стать ее концепция. Мы придерживаемся понимания концепции как краткого изложения способов достижения целей путем указания на связи этих целей с ключевыми задачами и мероприятиями.
Можно предложить следующие концептуальные положения:
- Повышение гражданской активности молодежи путем формирования молодых лидеров, вовлечения молодежи в различные сферы деятельности местного самоуправления.
- Формирование слоя экономически активных молодых людей, разделяющих идеи социально-ответственного бизнеса и «моральной экономики», посредством регулируемого развития молодежного предпринимательства, главным образом, инновационного.
- Интеграция молодежи в информационное общество путем развития, с одной стороны, способностей к виртуальному творчеству как альтернативе рутинности и девиациям, а с другой, достаточной информационной инфраструктуры.
- Облегчение процесса вхождения молодежи в трудовую жизнь за счет постепенного преодоления пропасти между вузами и рабочими местами; гармонизация наполняемости рынка труда путем преодоления стереотипов о престижных профессиях, содействия в формировании индивидуальных жизненных траекторий.
- Улучшение демографической ситуации, восстановление идеала семьи - полной, официально зарегистрированной, включающей двоих и более детей, чему будут способствовать информационные кампании и воспитательные системы, а также создание инфраструктуры репродуктивного здоровья.
- Формирование творческого отношения к жизни на примере досуговой деятельности путем организации для желающих трудового досуга и развития досуговой инфраструктуры - как повседневной (например, клубы по месту жительства), так и в рамках отдельных, либо периодических масштабных массовых мероприятий.
- Укрепление здоровья молодых людей, с одной стороны, путем профилактики социально распространяемых заболеваний, а с другой, с помощью активизации участия молодежи в массовых спортивных мероприятиях.
- Формирование позитивного поведения молодых людей с опорой на комплексную систему воспитания, включающее формирование духовности, патриотизма, созидательности.
- Нейтрализация девиантного поведения путем активизации профилактической работы с правонарушителями и лицами, имеющими вредные привычки.
- Обеспечение инфраструктуры молодежной политики путем организации профессионального обучения специалистов по работе с молодежью, а также упорядочения каналов информирования субъектов молодежной политики о положении молодежной социальной группы, в том числе путем социологических опросов.
Принципами отбора мероприятий для включения в целевую программу являются инновационность, технологичность, реалистичность, разумное сочетание организационных затрат с материальными, выраженность эффекта.
Эффективность целевой программы намного повышается, если мероприятия сопоставлены с оценочными показателями, по значениям которых можно определить степень приближения к ожидаемым результатам.
Исходя из диалектики объективного и субъективного, достижение поставленных целей можно оценивать на основе результирующей показателей двух типов - количественного, характеризующего проделанную работу и, по возможности, социальный эффект, а также качественного, основанного на критерии удовлетворенности.
Количественные показатели, в свою очередь, можно подразделить на следующие: информационные (например, объем информационной продукции для молодежи); количества человек (количество молодежи, вовлекаемой в социально-активные формы деятельности); финансовые (объем освоенных средств либо полученной выгоды); организационные (количество созданных организаций, выполненных процедур, проведенных конкурсов).
Качественные показатели могут быть измерены путем опроса граждан, либо путем экспертной оценки. Для оценки ключевых мероприятий, непосредственно связанных с достижением главных целей, могут быть привлечены эксперты из числа ученых, журналистов, общественных деятелей. Основная масса мероприятий может быть оценена путем раздачи участникам и организаторам специальных оценочных бланков - данный способ прост в исполнении и не требует особых затрат.
Помимо оценок совокупности мероприятий, можно определять состояние молодежи в целом. С этой целью следует применять показатель, соответствующий международным стандартам - индекс развития молодежи. Данный показатель соответствует методологии измерения качества жизни, принятой в ООН, и является фрагментом индекса развития человеческого потенциала. Индекс развития молодежи рассчитывается по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровья, уровень образования и уровень жизни.
На наш взгляд, основными направлениями технологизации работы органов социального управления по воспроизводству и активизации инновационного молодежного человеческого потенциала региона на ближайшие десять лет могут быть: содействие физическому, творческому, профессиональному и социальному развитию и становлению молодежи в рамках программ «Жизненный старт»; формирование духовных и нравственных ценностей, морали и гражданской культуры молодежи в рамках программ «Воспитание ответственных граждан»; нейтрализация источников экстремизма, агрессии и асоциального поведения в молодежной среде в рамках программ «Профилактика правонарушений и возвращение в общество»; включение социально-значимой активности молодежи в процессы государственного и общественного строительства в рамках программ «Национальный кадровый резерв».
Таким образом, формирование социальной политики, в том числе молодежной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, с максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств.
Рецензенты:
- Маргулян Я. А., д. соц. н., профессор, декан факультета социального управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Санкт-Петербург.
- Манько Ю. В., д. филос. н., профессор, профессор кафедры философии и истории Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург.
- Саакян А. К., д. соц. н., профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Санкт-Петербург.