С появлением и реализацией в постсоветской России новой парадигмы непрерывного профессионально-педагогического образования как индивидуально-ориентированного образования через всю жизнь, в центр системы образования поставлена личность с ее интересами и возможностями [Смирнов, 1995, с. 41]. Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития является спецификация (совершенствование) предоставляемых образовательных услуг.
Анализ ряда исследований по проблемам профессионального образования позволил выделить область задач системы совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей в современных условиях российского общества. Можно выделить следующие группы задач.
К первой группе следует отнести задачи: а) реализация междисциплинарного подхода в технологиях и моделях практико-ориентированной профессиональной компетентности будущих работников технических специальностей; б) уточнение, конкретизация, приведение в соответствии с современными требованиями профессиограмм работников технических специальностей, готовящихся в вузах и колледжах по различным специальностям и специализациям; в) проведение квалиметрического мониторинга в отечественной практике профессионального образования; г) согласование при организации учебно-воспитательного процесса технического вуза и колледжа традиционных и новых технологий обучения, базирующихся на проблемных методах и модульно-рейтинговом контроле; д) разработка и обоснование теоретико-методологической основы процесса совершенствования профессиональной компетентности будущих работников технических специальностей в вузе, колледже и системе повышения квалификации.
Ко второй группе можно отнести следующие задачи: а) необходимость оптимизировать процесс совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей, в частности, для многофункциональных отраслей производства, с наличием большого количества специализаций и технических направлений, расположенных в различных регионах, специализирующихся в той или иной промышленной сфере; б) разработка профессионального коммуникативного компонента подготовки будущих работников технических специальностей, включая разработку специализаций профессиональной коммуникативной компетентности с учетом специфики региона и рынка труда; в) создание межрегиональных методических центров для переподготовки и повышения квалификации работников технических специальностей; г) разработка критериев оценки качества процесса совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей.
Наиболее сложные задачи образуют третью группу, к которой можно отнести следующие: а) разработка общей концепции совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей в регионах России; б) определение критериев эффективности процесса совершенствования образовательной политики будущих работников технических специальностей в современном обществе; в) разрешение противоречий между теорией и практикой процесса совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей и разработка парадигмы процесса совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей в российском обществе с учетом перспектив ее развития; г) формирование международных научно-исследовательских программ по актуальным проблемам профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей.
Совершенствование профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей в вузе и колледже базируется на государственно- образовательной, производственно-образовательной, научно-образовательной, культурно- образовательной парадигмах.
Особенность государственно-образовательной парадигмы заключается в том, что она позволяет рассматривать возможности и перспективы профессионального образования, адаптированного для регионов с различными типами и видами производств, характером и уровнем развития государства и института международных отношений. Оптимальным для развития системы совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей (следовательно, и личности, и общества в целом) является государство с многоотраслевой промышленностью.
Суть производственно-образовательной парадигмы не следует трактовать прямолинейно как направленность профессионального образования на непосредственную подготовку людей к конкретной производственной деятельности. Требования производства к профессиональному образованию в начале XXI века иные, нежели столетие и даже полвека назад. Они состоят в том, что полученные знания и умения должны легко модифицироваться в смежных сферах применения, что будет способствовать успешной адаптации специалиста, получившего профессиональное образование, к мировым изменениям в той или иной области деятельности. Производственно-образовательная парадигма в значительной степени касается перспектив и процессов изменения стандартов высшего и среднего специального профессионального образования. Так, например, в связи с повышением требований работодателей к уровню профессиональной компетентности работников технических специальностей необходимо усиление дисциплин профессиональной подготовки в ФГОС СПО и ВПО.
Научно-образовательная парадигма определяется тем, насколько полно и глубоко используются достижения науки в развитии специального технического профессионального образования, как они отражаются в его содержании. Эта зависимость определяет уровень образования: чем лучше используются новейшие достижения науки, тем он выше. Однако проблема состоит в том, как превратить новые научные завоевания в достояние учащихся и студентов. Средства решения этой проблемы вариативны: это и современные учебники (учебные пособия), и практика повседневного специально-ориентированного преподавания, и использование образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, и непосредственное, живое общение людей науки с педагогами, учащимися и студентами технических вузов и колледжей.
Культурно-образовательная парадигма подчеркивает, что уровень культуры в обществе зависит от состояния и уровня развития образования. Ни с одним другим социальным институтом образование не связано такими прочными узами, как с культурой. Эта связь имеет функционально-генетический характер. И образование, и культура как социальные институты транслируют опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности, осуществляют контроль за тем, как создается и распределяется продукция духовной жизни общества, организуют взаимодействие учреждений и групп людей в ходе производства, воспроизводства, сохранения и распределения духовных ценностей и т.д. Причем осуществлялись эти функции образованием и культурой на протяжении всего процесса развития общества практически синхронно.
Совершенствованием профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей являются: сценирование складывающихся в обществе новых общественно-политических, социально-экономических, профессиональных ситуаций и их отражение в содержании образования молодого поколения; прогнозирование последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере профессионального образования; проектирование и моделирование новых образовательных учреждений профессиональной подготовки специалистов; программирование управленческих действий в сфере образования.
Сегодня, когда в России формируется новая система развития общества, происходит становление адекватной ей системы подготовки работников технических специальностей, что предполагает доработку государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ, учебников и учебных пособий, адаптированное использование зарубежных образовательных технологий, а также накопленного в России позитивного опыта фундаментализации, гуманизации профессионального образования [Металова, 2007, с. 137].
Решение проблем совершенствования профессиональной коммуникативной компетенции будущих работников технических специальностей невозможно без качественного учебно-методического обеспечения. В этом контексте приобретают большое значение содержание учебных пособий и учебно-методических материалов, включающих программы, дидактические материалы (тесты, литература, наглядные и технические средства обучения) и т.п.
Развитие системы совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей предполагает необходимость увеличения практической составляющей профессионального образования. К сожалению, существующая структура многих образовательных программ профессиональной подготовки специалиста в вузе и колледже предусматривает лишь периодическое кратковременное пребывание обучаемых в учебных заведениях в форме практики и отдельных видов учебных занятий.
В перспективе необходимо установить увеличенный срок стажировки студентов старших курсов вуза и колледжа на промышленных предприятиях. Это возможно при такой организации учебного процесса, когда первые семестры студенты будут проходить общеобразовательную и теоретическую подготовку по специальности в рамках системы очного обучения, а последующее обучение будет вестись в форме открытого образования (дистанционно) в процессе трудовой деятельности, с выполнением выпускной квалификационной работы студентов.
Исследования проблемы совершенствования профессиональной компетентности будущих работников технических специальностей в вузе было бы продуктивно проводить в рамках «теории управления изменениями» [Темплар, 2004, с. 120].
Управление изменениями - это разновидность управленческой деятельности, специфический род административно-организационной деятельности по обоснованию и реализации намеченных мер, действий, мероприятий, направленных на качественное (принципиально новое) преобразование какого-либо аспекта трудовой, учебно-профессиональной сферы. Реализация технологии управления изменениями в профессиональной деятельности предполагает выполнение информационно-аналитической и организационной работы, в которой наиболее принципиальными являются следующие вопросы. Управление изменениями - наиболее сложная разновидность проявления и реализации субъектной активности в практической управленческой деятельности, так как связана с преодолением привычек, сопротивления персонала, устоявшихся, но явно устаревших форм и методов работы и т.д. Здесь, так же как и в «обычном управлении», особое значение имеют аналитическая основа (где, что и почему нужно изменять), разработка стратегии и тактики проведения изменений, их практическая реализация. Изменения должны быть обоснованными и проводиться организованно.
Таким образом, совершенствование профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей позволяет вузам и колледжам обеспечить свою жизнеспособность и устойчивость при неблагоприятной социально-экономической конъюнктуре, маневрировать ресурсами в рамках организации в ответ на изменение спроса на тот или иной вид профессиональных услуг.
Процесс совершенствования профессиональной коммуникативной компетентности будущих работников технических специальностей в вузе и колледже востребован специалистами, готовящимися работать на предприятиях государства с многоотраслевой промышленностью в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры. Он способствует подготовке профессиональных кадров, умеющих адаптироваться к изменениям на рынке труда, содействует жизненному и профессиональному самоопределению, профессионально-личностному развитию будущего специалиста.
Рецензенты:
- Мазкова И. Г., д.п.н., доцент, профессор кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
- Лавина Т. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.