Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE THEORY AND PRACTICE OF PRE-UNIVERSITY PREPARATION FOR PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS AT THE MODERN STAGE OF EDUCATION

Martynova E.A. 1 Romanenkova D.F. 1
1 Chelyabinsk State University
The article is devoted to research into pre-university preparation for people with special needs. Different approaches to interpretation of this concept “pre-university preparation” analyzed because of pre-university preparation today intends not only such aim as applicants preparing for their entering the university, but psychological adaptation, professional orientation, diagnostics and knowledge correction also. This task is especially actual with regard to people with special needs, running into great number of explosed barriers (physical, informational, psychological and low level of knowledge). Pre-university preparation has been analyzed as necessary component of the continuous educational system and integral pedagogical process, characterized by specific forms, methods, means and teaching technologies. This preparation must be fulfilled in the higher educational establishment using it’s staff, technologies and scientific potential. Theoretical foundation of the pre-university preparation were realized in the Regional Center for Education of Disabled People at the Chelyabinsk State University. Adaptational and educational pre-university preparation programme is realizing as full-time and distance learning. This programme consists of two courses groups: adaptational courses, oriented to future inclusive studying in the university (basic methodology of selfsufficient studying, professional orientation and psychology, information technology, basic law knowledge) and courses for studying entry subjects (russian language, mathematics, social sciences, history, biology and so on). About thirty disabled applicants, passing through pre-university preparation, takes up position of the Chelyabinsk State University and other universities. Their successful education, scientific and social activity, creative and sport achievement give evidence of effective inclusion into students collective and into society on the hole.
pre-university preparation
people with special needs
Право на образование является одним из основных прав человека, однако, его реализация для различных социально уязвимых категорий людей затруднена.  Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, как взрослых, так и детей. Поэтому актуальной задачей является создание условий для получения образования всеми гражданами указанной категории с учётом их психофизических особенностей. 

Образование на современном этапе постепенно переходит от парадигмы образования, основанного на знаниях, к образованию, основанному на развитии личности.Уровень развития образования является главным компонентом «индикатора развития человеческого потенциала», используемого для оценки качества жизни ЮНЕСКО по странам мира. В информационном обществе, где удвоение знаний происходит каждые семьдесят два часа [3], важно обеспечить каждому человеку возможность максимальной реализации его стремлений и способностей путем предоставления равноправного доступа к образованию. Поэтому непрерывное образование должно стать потребностью и условием постоянного развития людей. Целью непрерывного образования является  постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни. Непрерывность подчеркивает охват всей жизни человека и обоснованный переход с уровня на уровень. Педагогический смысл непрерывности состоит в систематичности обучения, в преемственности и перспективности. Процветание общества, согласно этой идее, является следствием непрерывного образования каждого его члена. Важным звеном непрерывного образования является довузовская подготовка абитуриентов. Отсюда видна роль довузовской подготовки в системе образования - подготовка к постоянному осуществлению непрерывного образования. Особое значение это имеет для инвалидов, которым особенно тяжело дается переход из системы среднего образования в систему высшего образования.

Решению этой задачи служит создание структур довузовской подготовки, основной целью которой является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей  молодых людей при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.

Несмотря на то, что довузовская подготовка заняла определенное место в современной системе образования, в педагогической теории она не выделяется как самостоятельная категория исследования. Кроме того, понятие «довузовское образование» отсутствует и в законодательстве Российской Федерации. Это связано с тем, что довузовская подготовка ориентирована на решение утилитарной задачи - поступление потенциального абитуриента в вуз. Кроме того, отсутствуют специализированные образовательные учреждения: довузовскую подготовку слушатели проходят либо непосредственно в вузах, либо в общеобразовательных учреждениях, однако, рассматриваемый нами вид образовательной деятельности не является ведущим ни в одном из них.

В настоящее время происходит расширение толкования понятия «довузовская подготовка», она понимается уже не как узконаправленная деятельность по подготовке абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов в вуз, а как комплекс мероприятий, направленных на достижение готовности абитуриентов к сознательному выбору своей будущей профессии и продолжению образования на следующей ступени.

Довузовская подготовка на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов.

Специфика современной системы довузовской подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.

Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятельное значение в современной системе непрерывного образования.

Волгина Т. Ю. уделяет внимание деятельностному аспекту довузовской подготовки, определяя ее как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи [1].

Красильникова Н.В. определяет довузовскую подготовку учащихся как пропедевтический этап профессионального становления личности, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня образованности и адаптацию к условиям учреждений высшего профессионального образования [6].

Заслуживает внимания подход к довузовской подготовки Матекиной Т. В., которую она рассматривает как компонент технологической модели непрерывного образования опережающего типа [8].

Как вид самостоятельного, самоценного, личностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных потребностей личности образования, ориентированного на получение профессионального высшего образования, на подготовку к творческой деятельности, предоставляющего возможности самореализации и саморазвития личности учащегося, формирование готовности к обучению в высшей школе, определяет довузовскую подготовку М. С. Капелевич [4]. Являясь видом образования, довузовское образование имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.

По иному определяет место довузовской подготовки Князевский Д. А., рассматривая ее как допрофессиональную, предшествующую высшему профессиональному образованию [5]. Она включает наряду с профориентационной работой, предпрофильным и профильным обучением работу объединений довузовской подготовки, обеспечивающих практико-ориентированную и профессиональную направленность взаимодействия учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями. В учреждении дополнительного образования детей она, соответственно, включает наряду с профориентационной работой работу в объединениях довузовской подготовки школьников.

Рассуждая с общепедагогических позиций, можно с уверенностью заявить, что довузовская подготовка  как подсистема непрерывного предпрофессионального образования должна реализовывать триединую цель образования: обучение - воспитание - развитие, выходя на результирующий компонент - деятельность [2].

Особенно актуальна эта задача для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Проблемы, связанные с состоянием здоровья инвалидов, зачастую затрудняют получение качественного школьного образования, что препятствует поступлению в вуз и дальнейшему обучению. Образуется разрыв между школой и вузом, когда недостаточный уровень знаний сочетается у детей-инвалидов с нарушением социальных связей, с недостаточно развитыми коммуникативными навыками, слабой профориентацией, низкой мотивацией, несформированной гражданской позицией и т.п. Кроме того, обучение в вузе по формам и методам существенно отличается от учебы в школе.

Практика показывает, что у инвалидов уровень знаний, наличие способностей к развитию, мотивация редко находятся в единстве [7]. Поэтому конкурсному отбору в вуз должен предшествовать глубокий по своему содержанию и развернутый по времени этап педагогического взаимодействия с абитуриентами инвалидами, на котором выявляются противоречия, определяется уровень согласованности качества знаний, способностей к развитию и мотивации.

Необходимость специальной довузовской подготовки обусловлена тем, что инвалиды-выпускники школ зачастую не готовы к обучению в вузе. Это связано и с недостаточным уровнем базовых знаний, вызванным частыми пропусками занятий по болезни, и с тем, что обучение в вузе по формам и методам кардинально отличается от учебы в школе. Особенно сложно дается переход от школы к вузу выпускникам коррекционных школ и выпускникам, учившимся надомно. Кроме того, недостаточность коммуникационных навыков, способов саморегуляции и самокоррекции, слабая включенность в социум, неразвитость навыков самостоятельной работы затрудняют эффективность обучения в вузе.

Необходимость довузовской подготовки понимают все вузы, занимающиеся обучением инвалидов. Однако в каждом вузе эта задача решается по-разному. Например, в МГТУ им. Н.Э. Баумана довузовская подготовка инвалидов по слуху осуществляется в базовых коррекционных школах, в рамках специальных договоров, заключаемых университетом. В профильных специализированных школах организованы лицейские классы, содержание учебных программ в этих классах обеспечивает реализацию непрерывной образовательной траектории. Их цель - создать необходимые условия плохо слышащим школьникам для получения общего образования с углубленным изучением профильных предметов для последующего инженерного образования, а также для их социализации и интеграции, с учетом происходящих в стране реформ в образовании, труде, занятости и в целом в социальной сфере.

Можно выделить ряд барьеров, препятствующих обучению инвалидов в вузе [7]: физический барьер, связанный с имеющимися нарушениями органов и систем организма; информационный барьер, связанный с особенностями восприятия информации; психологический барьер, связанный с недостаточным развитием коммуникативных навыков; барьер успеваемости, связанный с недостаточным уровнем школьных знаний.

В целом система довузовской подготовки направлена на коррекцию и восполнение пробелов, имеющихся у абитуриентов-инвалидов, допущенных на предыдущих стадиях социализации: адаптации и персонализации.

Мы рассматриваем довузовскую подготовку инвалидов как составную часть системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, довузовская подготовка инвалидов является необходимым элементом в системе непрерывного образования, и мы рассматриваем ее как целостный педагогический процесс со специфическими формами, методами, средствами и технологиями обучения. Эта подготовка должна осуществляться на базе высшего учебного заведения.  Существенным фактором успешности довузовской подготовки является использование кадрового, технологического, научно-методического потенциала вуза.

Выделим частные дидактические принципы, на которых основывается система довузовской подготовки инвалидов:  принцип осуществление индивидуального подхода с учетом физических нарушений; принцип доступности учебных материалов; принцип интерактивности; принцип постоянной обратной связи; принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы; принцип сочетания on-line и off-line технологий; принцип формирования индивидуальной образовательной траектории.

Необходимым условием эффективности довузовской подготовки инвалидов является комплексное использование специальных информационных и дистанционных образовательных технологий, которые являются технологической основой информационно-образовательной среды.

На практике теоретические основы довузовской подготовки инвалидов реализованы в образовательном процессе Регионального центра образования инвалидов ЧелГУ.

Основой учебного процесса в Региональном центре образования инвалидов (РЦОИ) является инновационная образовательно-реабилитационная программа довузовской подготовки.

Образовательно-реабилитационная программа из двух групп дисциплин:

  • адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее интегрированное обучение в вузе (основы методики самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, информационные технологии, основы правовых знаний);
  • дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний (русский язык, математика, обществознание, история, биология и т.п.).

Программы дисциплин предметной подготовки составляются в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования  с учетом спецификации единого государственного экзамена и кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена.

В задачи изучения дисциплин адаптационного цикла входит формирование у слушателей навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе, самостоятельной работы, компьютерной грамотности. Важной составляющей частью адаптации является организация обучения молодых людей самопознанию и приемам самокоррекции.

К воспитательным задачам образовательно-реабилитационной программы довузовской  подготовки можно отнести формирование профессиональных качеств, социальных и гражданских черт своей личности, выработка уверенности в своих силах; освоение механизмов саморегуляции и самореализации; развитие интереса к познанию другого человека, самопознанию; усвоение закономерностей процесса общения в жизни каждого человека и пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах вузовской жизни, так и вне ее, привитие коммуникативных навыков.

Образовательно-реабилитационная программа реализуется по очной и дистанционной форме. В ходе обучения по очной форме предусмотрены лекции, практические занятия, тренинги, тесты, система самостоятельных заданий, рефераты, библиографические описания, домашние сочинения, дневники самонаблюдений, психологические автопортреты.

Особенностью дистанционной формы довузовской подготовки инвалидов является не столько то, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляются преимущественно с помощью средств телекоммуникаций, а то, что дистанционное обучение меняет содержание всех элементов учебного процесса. Применяются следующие формы поддержки дистанционного учебного процесса инвалидов: интернет-лекции и вебинары, очные и дистанционные консультации преподавателей-тьюторов, тематические форумы, индивидуальные консультации по вопросам организации обучения и использования учебно-методического сопровождения курса.

Для реализации адаптационно-образовательной программы помимо традиционных применяются активные методы обучения: индивидуальные (выполнение практических задач, тренировка) и групповые (групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, элементы социально-психологического тренинга).

Ежегодно через систему довузовской подготовки проходят около тридцати слушателей, из них от 70 до 95 % становятся студентами ЧелГУ и других вузов. Эффективность их дальнейшего обучения, а также активное участие в научной и общественной работе, творчестве и спорте свидетельствует об успешной социализации и интеграции в студенческий коллектив и общество в целом.

Таким образом, довузовская подготовка является важной составной частью системы высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ее роль состоит в создании условий для осуществления довузовской адаптации и подготовки инвалидов к поступлению в вуз и дальнейшему интегрированному обучению.

Рецензенты:

  • Ларионова Г. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой математики ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинск.
  • Чернецов П.И., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.