Современная система медицинского образования (СВМО) функционирует в условиях, когда научные знания устаревают и обновляются быстрее, чем успевают стать содержанием обучения и усвоиться студентами в рамках специально организованной педагогической деятельности. Фундаментальное противоречие СВМО заключается в том, что она призвана подготовить человека к творческой деятельности в условиях неопределённости и высоких темпов развития. Реформирование СВМО не должно и не может ограничиваться изменением структуры учебных планов и программ, совершенствованием учебной литературы и распространением педагогических и медицинских технологий, ведущих к более полному усвоению всё возрастающего потока информации и повышению уровня предметной обученности. Медицине и человеку сегодня необходимо внедрение таких образовательных концепций и технологий, которые могут способствовать:
- становлению и реализации позиции студентов, проявляющейся в способности осваивать и самостоятельно создавать различные компетентности;
- воспитанию готовности к осознанному саморазвитию, личностному и профессиональному росту;
- формированию у обучающихся системы ценностных ориентаций гуманистического порядка, развитию толерантного сознания и поведения;
- развитию продуктивного (креативного) мышления и творческих способностей человека;
- формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Образование остаётся традиционной и инертной системой, функционирование которой продолжает определяться преемственностью педагогического опыта. Процесс преобразования педагогических систем и технологий в СВМО предполагает запуск и организацию инновационных процессов. Инновация - есть форма управляемого развития, целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые стабильные элементы. Это попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы. Педагогическая инновация - такое явление, новообразование, которого не было на предыдущей ступени развития науки и практики. В медицинском вузе она возникает в результате внутренних процессов развития образования, либо внешних влияний, требований практического здравоохранения и обретает своё место в контексте общей совокупности педагогической и медицинской культуры. В разработке инноваций необходимо задействовать инициативу преподавателя и студента как непосредственных участников процесса педагогического взаимодействия.
Важным элементом инновационной деятельности является проектирование - создание модели, образа состояния объекта или процесса в будущем. Это деятельность, под которой понимается, в сжатой характеристике, осмысливание, выстраивание того, что должно быть. Сущность проектирования состоит в конструировании состояний будущего в соответствии с научными и практическими проблемами деятельности. Педагогическое проектирование направлено на конструирование моделей преобразования учебной действительности, что развивает прогностические умения самих субъектов образования. Оно предполагает возможность изменения, развития участка учебно-воспитательной практики. Стратегии проектирования могут быть обусловлены приспособлением к социальным условиям жизни и преобразованием среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями. Проектирование инноваций сегодня становится важнейшим фактором развития системы медицинского образования, и практика его организации многообразна.
Образовательный процесс связан с движением человека, его становлением как личности, имеющей свой собственный облик - индивидуальность. Образование определяется через становление и развитие человека как субъекта, способного созидать образы собственной деятельности, культуру, самого себя. В таком контексте в наше время категория образования определяется в рамках гуманистически ориентированной педагогики. Образование раскрывается через единство и развитие трёх образов:
- образа мира, (мировоззрения человека: его идеалы, ценности, убеждения);
- образа себя (представление человека о самом себе, деятельности, поведении, общении);
- образа «я в мире» (каким образом человек решает своё жизненное предназначение).
Возможно, одна из главных проблем современной педагогической практики заключается в том, что из стен вузов ушёл образовательный процесс в своём изначальном понимании, уступив место профильному обучению, социальному воспитанию, профессиональной подготовке. В современных условиях исследователи вновь стремятся открыть сущность человека, не только механизмы его функционирования и патологии, но и выявить глубинный смысл и содержание процесса образования и развития личности. Направленность инновационных педагогических процессов сегодня определяется переносом доминанты системы высшего образования с государства на человека, поиском педагогической реальности, которая ориентирована на развитие способностей человека, признание обучаемого творцом педагогического процесса и субъектом собственного развития.