Составная часть теста, предложенного учащимся, - часть С, представляющая сочинение-рассуждение, написанное на основе прочитанного текста. С помощью данного задания выявляется уровень сформированности речевых умений и навыков: понимать содержание предложенного текста и его проблему; формулировать собственную точку зрения по обозначенной проблеме и аргументировать её; выстраивать композицию письменного высказывания, соблюдая последовательность и связность изложения, обусловленную выбранным стилем и типом речи; отбирать средства языка, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдая нормы русского языка [5]. При подборе текстов учитываются возрастные особенности выпускника (содержание текстов не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого) и проблематика, социально значимая для подростка, дающая возможность её неоднозначной трактовки. Ниже приведён анализ сочинений 11-классников по одному из текстов, предложенных учащимся Алтайского края на тестировании по подготовке к ЕГЭ в декабре 2011 года.
В последние несколько лет к обычным страхам родителей прибавился ещё один. Всё чаще подростки пугают нас пристрастием к виртуальному общению. Вот примеры жалоб: «Детей не оттащить от компьютера. Сидят сутками. Какие-то аськи, агенты, чаты, форумы...»; «Я не понимаю, какое может быть от этого удовольствие. Но сын сидит у монитора, смеётся чему-то, а то и кулаком по столу бьёт. Мне кажется, он сходит с ума - разговаривает сам с собой»; «Раньше играл в видеоигры, это отнимало много времени, уроки забросил, а теперь вообще из рук вон - будто его нет дома. Целыми днями в Сети, говорит, у них там тусовка...»
Примерно так начинается разговор обеспокоенных родителей с педагогами и психологами. Потом выясняются детали: вместе с увлечением компьютерными разговорами стала падать успеваемость, ребёнок всё время проводит дома, сидит и смотрит в экран. Уроки подросток не делает, по дому не помогает, на улицу не ходит, спортом не занимается. Вместо разговоров по телефону и прогулок допоздна всё чаще дети общаются друг с другом через Интернет. Вообще-то и раньше мы подобные жалобы слышали, только зло исходило тогда не от компьютера, а от телефона или телевизора. Теперешние «компьютерные» дети - потомки своих «телевизионных» родителей.
Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? Скорее всего, из неё просто выросли... Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сёстры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то - неизвестно как и почему. И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи...
К чему я всё это говорю? К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... То ли ещё будет.
Нам стоит поучиться у детей. Мне тоже в своё время пришлось пройти через период раздражения и недовольства. А сейчас с помощью сына стала неплохо ориентироваться в виртуальном пространстве. Бывает, тоже «не оттащишь»...
Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. Если виртуальное общение стало всепоглощающей страстью, подросток замкнулся или стал агрессивен, обеднел его словарный запас или есть другие волнующие вас симптомы, нельзя откладывать визит к специалисту. Только важно учесть: борьбу надо будет вести не с компьютером, а с причинами, породившими зависимость. (По А. Ивановой)
Текст семейного психолога А.Г. Ивановой актуален для подростков, так как посвящён современной проблеме - роли Интернета в становлении и жизни личности. Автор ставит перед читателем следующие проблемы: Как нужно относиться к увлечению подростков к общению в социальных сетях? Полезен или вреден Интернет? Как родителям и детям достичь взаимопонимания в вопросах увлечений?
В основном будущие выпускники чётко видят обозначенные выше проблемы текста и правильно определяют их. Однако большая часть школьников акцентирует своё внимание на проблеме «отцов и детей», рассматривая её довольно широко. С этой точки зрения важно показать, что не всегда текст, рассматриваемый проблемы двух поколений, - это текст на тему отцов и детей. Чаще всего, взяв за основу проблему взаимопонимания детей и родителей, ученики начинают освещать её в общем плане (дети не понимают родителей; проблема отцов и детей), не учитывая текстовой проблематики: непонимание в вопросах увлечений. Именно этим фактом объясняются и неверные формулировки проблемы текста: Проблема борьбы родителей с Интернетом[1]; Проблема непонимания отцов и детей; В тексте А. Ивановой поднимается проблема непонимания детьми самоотверженной родительской любви; В этом тексте проблема заключается в том, что дети перестали быть грамотными, ведь о какой грамотности можно говорить, если люди перестали общаться друг с другом наяву...
Хочется привести в качестве примера отрывок из сочинения, когда ученик в конечном итоге так и не сформулировал проблему: Семейный психолог Александра Георгиевна Иванова затронула очень актуальную на данный момент тему. Указав наиболее волнующие темы, она подчеркнула именно тот факт, который указывает на главную проблему современной молодёжи. С позицией психолога я полностью согласен. И с этой проблемой, я считаю, нужно бороться. Таких работ, когда автор сочинения «ходит вокруг да около», когда наблюдаются лишь общие фразы, достаточно много, что свидетельствует о бедности речевого опыта и неспособности выразить свои мысли адекватно авторскому замыслу.
Таким образом, при работе над выделением проблемы текста необходимо акцентировать внимание учащихся на его смысловой доминанте. Это может быть, например, работа над следующими вопросами: Чему «учит» нас предложенный текст? Какие ценности, традиции отражены в предложенном тексте? Есть ли в тексте фрагменты, читая которые мы можем рассуждать на морально-этические, нравственные, социальные и другие проблемы?
Большинство сочинений по данному тексту взвешенные, рассудительные. В работах рассматриваются положительные и отрицательные стороны такого явления, как Интернет, анализируется проблема увлечения виртуальным общением, затрагивается и проблема взаимопонимания детей и взрослых по поводу увлечений последних. Рассуждения по последней проблеме, как лакмусовая бумага, отражают ситуацию в семье, отношение подростка к старшему поколению, которое, к сожалению, не всегда положительное, доброе, уважительное. Иногда в рассуждениях подростка чувствуется некоторая враждебность, например:
- Позиция автора заключается в том, что если ты считаешь себя отсталым, то нужно смириться с этим, а не винить кого-то в этом. Я согласен с Ивановай. Нельзя злиться на молодое поколение только за то, что оно быстрее осваивает техническое новшество. Прогресс не стоит на месте, нужно идти в ногу со временем, а не ругать того, кто делает это быстрее тебя...;
- Чем нас ругать, лучше бы на себя посмотрели, да компьютер бы освоили...;
- Я согласна с автором, не стоит критиковать то, о чём ты ничего не знаешь. Однажды в школе я услышала песню... Дома включила колонки на всю мощность. Мама тут же залетела в комнату с криками: «Сделай потише! Послушала бы лучше что-нибудь нормальное!» Мне было так обидно, почему она меня не понимает!
Тем не менее, отрадно констатировать, что таких работ, к которым можно предъявить нарушения в этике, единицы. В подавляющем большинстве сочинения учеников корректные, проблема определяется верно и рассматривается подробно. Довольно много работ, в которых ученики показывают себя состоявшейся личностью, понимающей и принимающей веяния современности, но отдающей предпочтение «настоящей жизни», например: А сколько игр было придумано до того, как появились компьютеры. Были казаки-разбойники, разнообразные войнушки и догонялки. В каждом дворе можно было найти шалаш, все стремились к живому общению. А сейчас? Сейчас зашёл в сеть и написал печатное и бесчувственное: «Привет».
Особенности аргументации собственной позиции по данному тексту в том, что примеры из художественных произведений в качестве доказательства приводятся редко. Это объясняется тем, что Интернет - новое явление в нашей жизни. В качестве аргумента учащиеся приводят примеры из публицистических жанров средств массовой информации. В частности, выпускники опираются на статьи, опубликованные в изданиях - «Вестник Европы» (о достижениях в области компьютерных технологий), «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Вечерний Барнаул», «Здоровье», «Заринская реклама», «На земле Косихинской» (о пользе и вреде Интернета), приводятся факты из телевизионной программы «Пусть говорят» с ведущим Андреем Малаховым. Без ссылки на автора и развёрнутой аргументации по статье такие примеры не могут быть засчитаны в качестве литературного аргумента.
Иногда в качестве аргумента приводятся примеры (не всегда логичные и подтверждающие выдвинутый тезис) из современной художественной литературы: В произведении Семцова «Сеть» главный герой Сергей, сидя за компьютером, строит мультимедийную империю, приносящую огромные доходы. Это подтверждает пользу Интернета.
Необходимо отметить, что если задаться целью приведения литературных аргументов напрямую по проблеме, «в прямом смысле» (про социальные сети, про Интернет, про влияние его на подростков), то это довольно сложно. Но если подойти к пониманию описанных выше проблем в опосредованном, обобщённом смысле, то становится понятно, что Интернет - это часть большой проблемы, когда человек живёт в своём выдуманном мире, где ему по разным причинам комфортно и удобно. И те старшеклассники, которые «проникали» в подтекст, с лёгкостью приводили литературные примеры:
- Проблема зависимости от виртуальной жизни актуальна не только сегодня. Своеобразной виртуальной жизнью можно назвать жизнь Ильи Ильича Обломова из произведения Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой будто спрятал себя в кокон, отстраняясь от настоящей жизни. Эти тапочки и халат как будто слились воедино с героем, вся жизнь Обломова похожа на сон, бесконечный сон, можно сказать, что это его привычное состояние. Илья Ильич, как и современный подросток, живёт в своём маленьком мирке, обособившись от окружающих...
- В романе современного польского писателя Януша Вишневского «Одиночество в сети» рассказывается пронзительная история любви. Герои произведения встречаются в интернет-чате, обмениваются мыслями, фантазиями, рассказывают истории своих жизней. В этом виртуальном мире всё хорошо. Но настоящая встреча станет и настоящим испытанием, когда не виртуальные, а живые люди стоят друг перед другом, когда реальные чувства проходят испытания «вживую» и не выдерживают их. В настоящем мире всё оказывается гораздо сложнее, а главное - не получается лгать, глядя любимому в глаза...
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить грамматическим и речевым ошибкам, наиболее часто встречающимся в работах учащихся. Их анализ позволит учителю спланировать уроки так, чтобы акцентировать внимание именно на данных проблемах. Выделим наиболее часто встречающиеся типы грамматических и речевых ошибок в работах учащихся.
1. Нарушение согласования, управления: Так, благодаря сайтов с новостями...; Именно об этом доносит до нас автор...; Нет времени для серьёзного чтения...; Он озабочен о материальных проблемах...; Принести большую пользу для армии...; Я была удивлена бессердечию людей...; ... радоваться за успехи окружающих; Первым автор уделяет внимание на комплексующих людей.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Молодёжь, сутками находясь в виртуальной сети, забывают о реальности; Но современное поколение по необоснованным причинам безжалостно стирают их с лица земли; А те, кто обладает благородством, очень востребован в обществе.
3. Ошибки в построении предложения с однородными членами: Нужно заботиться и хранить каждую частичку прошлого; Нужно беречь, помнить об архитектурных ценностях; ... приходится избегать и уходить от конфликтов; Они злые, беспечные и бесчувственны.
4. Ошибки в построении предложения с причастным / деепричастным оборотом: Читая множество произведений, у человека начинают появляться чувства, переживания...; Прочитав текст Ивановой, появляются тревожные мысли; И даже после смерти, лёжа в гробу, на нём была улыбка (о «Человеке в футляре»); Сидя у монитора долгое время, начинают болеть глаза.
5. Нарушение лексической сочетаемости: В последние несколько лет стала процветать проблема...; Есть люди, которых не мучают моральные принципы; В мою голову приходят только грусть и тоска; Ну почему человек делает плохие поступки?; Приносить хорошую пользу окружающим...; ... происходит деградация мозга...; ... выполнять свои гражданские права; Нужно воспитывать свой внутренний мир.
Таким образом, можно констатировать низкий уровень владения грамматическими нормами русского языка. Анализ обозначенных ошибок позволяет учителю планировать упражнения и задания по их предупреждению и устранению. В этом плане художественный текст как образцовое речевое произведение даст необходимый речевой опыт и позволит увидеть, как мастер слова «пользуется» языком для выражения замысла.
К особого рода ошибкам следует отнести нарушения фактологической точности. Как правило, фактические ошибки в своём большинстве связаны с искажением наименований, жанров, авторов литературных произведений: В романе «Война и мир» Толстой возмущён тем, что творили французы с нашей культурой; Лермонтов «Преступление и наказание; В произведении «Капитанская дочь»; Большинство современной молодёжи не знают таких известных произведений, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Гроза» Горького, «Герой нашего времени» Н.И. Лермонтова; Чингиз Айментов в романе «Буранный полустанок». Реже встречаются неверные трактовки фонового материала: Александр Матросов закрыл своим телом стреляющую пушку врага, спасая жизни своих товарищей; В 2011 году был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве.
И наконец, довольно большой пласт ошибок, в принципе, невозможно квалифицировать как типичную речевую, грамматическую или фактическую ошибку. Таким ошибкам, скорее, подходит наименование «Нарочно не придумаешь», например: Можно вспомнить произведение Гоголя «Тарас и Бульба»; Книги надо читать, ведь они написаны живой рукой поэта; Мне проще залезть в Интернет и прочитать Пушкина «Война и мир», чем посмотреть данный рассказ в виде кинофильма; Очень жаль, что во времена развития поэзии не существовал Интернет. Я считаю, произведение Толстого «Война и мир» было бы ещё увлекательнее; В XXI веке у детей появилась новая пристрасть - компьютеры! ... Заменять привычного Пушкина на всякого рода чтиво: детективы, семейные романы - это не дело! Вот вырастет твой ребёнок, попросит книжку почитать, а ты ему Донцову. Ничего путного из него не вырастет.
«Подлинная высота речевой культуры, - отмечает Г. А. Золотова, - определяется разнообразием способов выражения одного и того же смысла, находящихся в распоряжении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче» [1]. В приведённой цитате отражено представление о речевой культуре как части общей духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающимися представителями. Анализ выполнения части С даёт возможность учителю скорректировать учебный процесс, акцентировав внимание на выделенных проблемных зонах. Одним из наиболее эффективных способов развития речевой культуры старшеклассника, на наш взгляд, можно считать обращение к тексту и его анализ в единстве формы и содержания. Именно речевая практика есть средство создания внутреннего мира личности, богатства её содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности, жизненное самоопределение. В этом смысле текст как явление речевой практики выступает и как результат первичной, и как объект вторичной коммуникативной деятельности, что определяет востребованность новых методических приёмов в обучении речевой культуре учащихся на основе текстовой деятельности и с ориентацией на неё, что, в свою очередь, предполагает акцентирование внимания не только к процессу речи, но, прежде всего, к качественным изменениям личности.
Таким образом, для осуществления и, прежде всего, включения ученика в творческую деятельность по анализу текста и созданию на его основе собственного речевого произведения необходим перенос ранее усвоенных знаний и сформированных умений анализа в новую ситуацию, которая характеризуется взаимосвязью аналитической и продуктивной деятельности и может быть реализована в обучении на основе тексто-технологического подхода.
Рецензенты:
- Каракозов С.Д., д.п.н., профессор, I Проректор Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
- Суворова Е.П., д.п.н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
[1] Примеры из работ учащихся приводятся в полном соответствии с оригиналом.