Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF EXPERTS OF THE MEDICAL STRUCTURE ON THE SECURITY OF ABILITY TO LIVE AND MEDICINE OF ACCIDENTS IN ALTAY STATE MEDICAL UNIVERSITY

Kudryavskiy S.I. 1 Martynenko A.I. 1 Blazhko E.A. 1
1 Altay State Medical University
New state general educational standards on all sections of preparation of experts of a medical structure are developed. Now sections « Toxicology and medical protection » and « Medicine of accidents » are transferred on 5-6 rate for the basic number of students. Feature of pedagogical problems within the limits of subject matter is capacity of the teacher to inform up to a trainee skill to analyze and compare with set of factors, conditions and the circumstances arising at liquidation of medicosanitary consequences of emergencies. It is necessary to introduce in consciousness of the student feeling of the responsibility for the actions on the organization or carrying out medicoevacuational actions at rescue of a life of people. One of the basic methodological principles of training is fastening the received knowledge and practical skills by means of the programmed control over performance of specific situational problems. For this purpose variation of process of preparation of medical workers with use of currently available methods of computer training is necessary. The special attention should be given sharp poisonings with drugs and toxic substances, including alcohol and its substitutes.
the state general educational standard
an emergency
computer testing
Отношение государства к проблеме профилактики и  оказание помощи населению при чрезвычайных ситуациях (ЧС) сформулировано остро и недвусмысленно. Чрезвычайную ситуацию необходимо предвидеть и стараться предупредить, а при ее возникновении количество людских потерь должно быть сведено к минимуму.

В новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан» представлен ряд положений по службе медицины катастроф: определены виды медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, правила и порядок ее оказания пострадавшим в ЧС.

Для оказания полной и своевременной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях следует совершенствовать навыки планирования медицинского обеспечения населения в ЧС, управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени, проведения расчетов и анализа  возможных санитарных потерь, определения потребности в медицинских силах и средствах, организации взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.

По данным Алтайского краевого центра медицины катастроф во многих лечебных учреждениях администрация уделяет недостаточно внимания  профилактике чрезвычайных ситуаций в здравоохранении и не имеет достаточно подготовленного персонала для оказания экстренной медицинской помощи. 

Целью данной статьи является анализ изменений преподавания предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» в современных условиях.

Прежде всего, обращает на себя внимание контингент обучаемых. Так, согласно прежнему ГОСу, экстремальная медицина преподавалась на 3-4 курсах студентам всех факультетов очной формы обучения. В настоящее время разделы «Токсикология и медицинская защита» и «Медицина катастроф» перенесены на 5-6 курс (9-12 семестры) для основного числа студентов, проходящих додипломную подготовку (лечебный, педиатрический и стоматологический факультеты). Раздел «Медико-санитарное обеспечение мероприятий гражданской обороны» и новый раздел «Безопасность жизнедеятельности» будут преподаваться в первом - четвертом семестрах. Это привело к необходимости разработки качественно других подходов преподавания по предмету.

С учетом требований нового ГОСа особенностью педагогических задач является способность преподавателя донести до обучаемого умение анализировать и  сопоставлять множество факторов, условий и обстоятельств,  возникающих при чрезвычайной ситуации.

Основная цель - научить будущих врачей навыкам действий в первые часы природной или техногенной катастрофы, во всех режимах ЧС, для предотвращения и сокращения людских потерь.

Реализация поставленной цели может быть достигнута решением ряда задач:

  1. Осуществлять планирование проведения лечебно-профилактических мероприятий.
  2. Уметь проводить мероприятия по оказанию доврачебной и первой врачебной помощи с использованием медицинского имущества, находящегося на обеспечении медицинской службы гражданской обороны и службы медицины катастроф.
  3. Уметь использовать индивидуальные средства защиты при осуществлении мероприятий по оказанию медицинской помощи населению в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.
  4. Уметь определять показания и использовать средства специфической терапии и профилактики.

Кроме того, в современных условиях большое значение приобретает знание врачом острых отравлений, вызванных различными токсическими агентами. Это касается как острых отравлений, вызванных токсическими веществами, встречающимися на производстве и в быту (пища, вода, бытовые химические вещества), так и отравлений алкоголем и его суррогатами, наркотиками и токсикантами.

На кафедре разработан комплекс занятий и лекций по отравлению наркотиками  и токсикантами, в том числе алкоголем и его суррогатами (три лекции и четыре практических занятия). Для преподавания привлечены сотрудники ФСНК России по Алтайскому краю, имеющие высшее медицинское образование и ученые степени.

Всего в 2010-2011 годах в Алтайском крае зарегистрировано 4837 острых отравлений (среднее абсолютное число за год).

 В настоящее время постоянно возрастает роль наркотических и токсических отравлений. Особенно это касается отравлений опиатами. Так, по данным 2011 года смертность от острых отравлений опиатами достигала в Алтайском крае 51 %, в том числе от отравлений морфином - 97,2 %.

Учитывая изменение структуры обучения, перевод занятий по медицине катастроф и токсикологии и медицинской защите на 5-6 курсы, мы считаем необходимым придерживаться следующих уровней преподавания:

  • изучение теоретических основ построения Российской единой системы предупреждения ЧС и ее составной части Всероссийской службы медицины катастроф на всех уровнях, ее структуры, целей и задач;
  • умение составить план взаимодействия с экстренными службами при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • усвоение практических навыков при оказании медицинской помощи.

Необходимо внедрить в сознание студента чувство ответственности за свои действия по организации или проведению лечебно-эвакуационных мероприятий при спасении жизни людей. 

Чтобы достигнуть этой цели, необходимо тесное взаимодействие со смежными кафедрами (терапии, анестезиологии и реаниматологии, психиатрии и др.).

Еще одним важным фактором является контроль самостоятельной подготовки студентов. В новом ГОСе на это отводится 90 часов.

Одним из основных методологических принципов обучения является закрепление полученных знаний и практических навыков с помощью программированного контроля в выполнении конкретных ситуационных задач. Необходимо отметить, что выбор правильного  решения среди неправильных или ошибочных  является важным понятийным элементом в осмыслении предпринимаемых действий при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Для этого целесообразно использовать компьютерное тестирование (например, компьютерная система MOODLE), доступ к которой возможно осуществлять через интернет. Мы рекомендуем проводить компьютерное тестирование знаний курсов «Токсикология и медицинская защита» и «Медицина катастроф» на четырех уровнях.

Первый уровень - это компьютерные тесты по каждой теме занятия (20-40 вопросов, на каждый из которых дается 5 и более ответов, количество правильных ответов может быть любое). Такие тесты доступны для прохождения при подготовке во внеаудиторных условиях (дом, общежитие, библиотека и пр.). Студенты могут пользоваться любой литературой, интернетом и пр.

Второй уровень - обучающие тесты по разделам курса. Например, по разделам: «Отравление наркотиками и токсикантами», «Отравление алкоголем и его суррогатами» и др. Мы считаем, что в таких тестах вопросов должно быть не менее ста. Однако количество правильных ответов не более двух. Их можно проходить внеаудиторно с использованием любых источников информации.

Третий уровень - проведение контрольных тестов по указанным выше разделам. Тестовые вопросы соответствуют вопросам второго уровня, однако количество ответов на них более пяти, правильными из которых может быть любое количество. Проведение теста возможно только в компьютерном зале кафедры. Ответы на вопросы не доступны для внеаудиторной работы (установлен постоянно меняющийся пароль).

Четвертый уровень - проведение итогового тестирования по курсу. Правила те же, что и при прохождении третьего уровня. Количество вопросов в тесте более 300.

Мы считаем, что основными задачами методологии педагогического процесса в подготовке врачей в связи с принятием нового государственного общеобразовательного стандарта являются:

  • более широкое использование понятийной трактовки чрезвычайной ситуации в возникновении острых  заболеваний и состояний как внезапного действия одного или нескольких поражающих факторов;
  • обучение умению планировать проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • обучение навыкам оказания медицинской помощи при различных ЧС.

Для решения этих задач необходимо использовать современные методы обучения. Особое внимание должно уделяться острым отравлениям наркотиками и токсикантами, в том числе, алкоголем и его суррогатами.

Рецензенты:

  • Меркулов И. В., д.м.н., профессор кафедры «Анестезиологии и реаниматологии» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Барнаул.
  • Федоров Д. В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой «Сестринское дело» ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России,  г. Барнаул.