Переход системы высшего педагогического образования на новые образовательные стандарты третьего поколения показал, что выпускники школ не готовы к учебной деятельности в рамках предъявляемых требований. В этой связи возникает проблема организации довузовской подготовки будущего учителя, который, став студентом, будет успешно обретать профессиональные навыки.
Понятие образования в широком плане является исторически изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его целей, функций, состава, появления новых образовательных структур и соответствующих социальных институтов. Подтверждением тому является переход систем школьного и вузовского профессионального образования на новые стандарты обучения, в рамках которых обозначен новый приоритет.
В соответствии с прежними стандартами цель образовательного учреждения состояла в том, чтобы обучаемый знал предмет, т.е. имел представление о некоем наборе фактов. Основной задачей новых стандартов является научить учащегося в школе и студента в вузе так, чтобы он на основе полученных знаний умел решать конкретные задачи.
При этом уже сейчас в вузе ждут абитуриента, который готов получать профессиональное образование в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3), предполагающих принципиальное изменение организации учебного процесса. Новые ФГОС 3 ориентируют систему высшего образования на своевременную и адекватную подготовку специалистов к будущей профессиональной деятельности, т.е. не просто на повышение уровня образованности, а на формирование нового типа интеллекта, современного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся социально-экономическим, технологическим и информационным реалиям окружающего мира. Принципиально новой формой организации учебного процесса для достижения поставленной цели в рамках ФГОС 3 является переход на кредитную технологию обучения, где делается ставка на самостоятельную учебную деятельность учащихся, что, по замыслу разработчиков, позволит обеспечить российской системе образования следущее:
- вхождение в мировое образовательное пространство;
- привлечение обучающихся к участию в формировании образовательной траектории;
- академическую мобильность обучающихся;
- ориентацию подготовки специалистов на конкретного потребителя;
- внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
Для реализации этих целей необходимо обеспечить удаленный доступ всех участников к базам данных и их отчетам, большую академическую мобильность вузов и обучающихся через применение дистанционных образовательных технологий, удовлетворение потребностей работодателей, переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning) в любом месте и в любое время.
По сути, в рамках кредитной модели обучения решаются задачи, поставленные авторами компетентностного подхода в образовании, которые обсуждаются уже более десяти лет. Например, в работе Т.П. Петуховой «Организация самостоятельной работы по информатике в контексте компетентностного образования» говорится: «Анализируя современную парадигму информационной цивилизации и обращая особое внимание на характер информационного производственного процесса, следует заключить, что настоящий этап становления информационного общества предъявляет особые требования к выпускникам вузов, которые могут быть кратко сформулированы следующим образом. Современный специалист должен:
- иметь беспрепятственный доступ к разнообразным источникам информации за счет профессионального использования информационно-коммуникационных технологий и технических средств;
- уметь своевременно, быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, оптимально выбирая информационно-коммуникационные технологии;
- иметь наработанную коммуникационную среду;
- уметь на основе имеющегося знания создавать новое и применять его к той или иной деятельности;
- обладать способностью к профессиональной мобильности, социальной активности;
- иметь компетентность в смежных областях;
- обладать способностью к инновациям, исследовательской деятельности, творчеству;
- иметь навыки стратегического мышления, планирования и управления;
- уметь быстро и эффективно принимать решения;
- иметь способность к постоянному самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию.
Компетентный специалист является индивидуальностью, личностью, обладающей способностью осознавать и рефлексировать собственные действия, сопоставлять, оценивать себя, проектировать будущее».
Приведенная цитата подтверждает, что основной целью введения ФГОС 3 является реализация идеи компетентностного подхода в образовании.
Внедрение кредитной технологии обучения требует от высших учебных заведений дальнейшего укрепления учебно-методической, материально-технической и научной базы. Это требует решения целого комплекса задач, а именно: расширения библиотечного фонда (причём не только за счёт увеличения числа бумажных носителей, но и путём развития электронной библиотеки); развития учебно-методической базы, которая должна своевременно обеспечивать каждого обучающегося учебно-методическим комплексом дисциплин, компьютерной базой и технологиями, дающими возможность обучающимся регистрироваться и получать учебные материалы в режиме online, имея свободный доступ ко всему комплексу средств обучения. Последние включают как традиционные (лабораторное оборудование, приборы, компьютеры, видео, слайдпроекторы, аудиоаппаратура), так и новые мультимедийные, виртуально-тренинговые комплексы и т.п. Однако использование в сфере образования высокотехнологичных систем обучения на основе открытых, виртуальных, сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) требует создания единой виртуальной среды обучения, что является самостоятельной задачей.
Очевидно, что пройдёт определенный промежуток времени, прежде чем в вуз начнут приходить абитуриенты, готовые полноценно работать в рамках ФГОС 3. Это обусловлено тем, что первые выпускники школ, которые получат среднее общее образование в рамках новых стандартов, поступят в вузы только через десять лет. Между тем вузовский образовательный стандарт предполагает, что студент уже сегодня с первого курса должен быть готов обучаться в соответствии с требованиями ФГОС 3. Ситуация усугубляется еще и тем, что учитель в школе не в полной мере готов работать в рамках новых образовательных стандартов.
Наши исследования свидетельствуют о том, что система высшего педагогического образования имеет свою специфику и обладает высоким потенциалом, реализация которого позволит в значительной степени разрешить обозначенную проблему. Сфера педагогической деятельности отличается от всех других тем, что в процессе своего развития она (как и все другие) усложняется, но остается единой, замкнутой (студент, пришедший из школы в вуз, возвращается в школу). Другие сферы деятельности в своём развитии, как правило, дробятся, и с течением времени ветви когда-то единого целого становятся далеки друг от друга, развиваясь автономно. Зачастую при этом нечто эффективное для одной ветви уже не является таковым для другой.
В системе образования в силу упомянутой специфики любая задача должна решаться комплексно и с максимальной эффективностью. При этом по-настоящему эффективным должно считаться только то, что является таковым для системы в целом. По нашему мнению, эта особенность системы высшего педагогического образования при надлежащей организации позволит осуществлять непрерывную подготовку будущих абитуриентов педагогического вуза, а также подготовку уже работающих в школе специалистов (учителей) к профессиональной деятельности в рамках новых образовательных стандартов.
Выше указывалось, что необходимым условием реализации новых образовательных стандартов является организация соответствующей образовательной среды на базе информационно-коммуникационных технологий (виртуальной среды обучения), способствующей формированию информационно-коммуникационной компетентности участников учебного процесса.
В проводимых нами ранее исследованиях было показано, как можно организовать формирование информационно-коммуникационной компетентности в процессе непрерывной профессиональной подготовки учителя (довузовская, вузовская и послевузовская подготовка), используя имеющийся потенциал системы высшего педагогического образования. Соответствующие модели описаны в работах [1-3].
Модель довузовской подготовки будущего учителя, готового получать профессиональное образование в рамках ФГОС 3, строится на особенностях компьютерной информационной среды обучения, что позволит реализовать важную составляющую реализации новых образовательных стандартов - организацию самостоятельной деятельности как учащихся в школе, так и студентов в вузе. Наш опыт по организации довузовской подготовки будущего учителя в конце 90-х - начале 2000-х годов, убедительно доказывает, что использование системы справок, которая является обязательным элементом компьютерной информационной среды, - это эффективный метод формирования навыков самостоятельного обретения необходимых знаний. Это позволяет организовать учебный процесс в такой форме, когда компьютерная информационная среда является для учащихся не объектом изучения, а инструментом учебной деятельности. В результате они осознают, что во многих ситуациях важнее получить правильное представление о проблеме, чем запоминать отдельные детали, которые можно в нужный момент извлечь из базы данных.
Преимущества представления знаний в компьютерной информационной среде показаны давно, но по-прежнему остается нерешённой проблема, связанная с организацией обучения. В частности, в процессе реализации идеи довузовской подготовки будущего учителя остаётся открытым вопрос привлечения высокопрофессиональных преподавателей. Это связано со многими причинами, прежде всего финансовыми. Наш опыт показал, что использование компьютерной информационной среды обучения при рациональном подходе позволяет достаточно успешно решить эту задачу путём привлечения тьюторов.
Очевидно, что ассистент никогда не сможет заменить профессора. Однако использование компьютерной информационной среды позволяет уже созданный авторский курс, во-первых, отчуждать от создателя, а во-вторых, не транслировать, как это происходит в рамках традиционного обучения, а сопровождать без потерь человеку менее опытному как в предметной области, так и в плане методической подготовки. Эта особенность компьютерной информационной среды, о которой впервые было упомянуто в работе [4], была успешно использована нами в создании и реализации модели довузовской подготовки будущего учителя. В этом случае в роли сопровождающих авторский курс тьюторов могут успешно выступать студенты магистратуры, которые имеют документ о высшем профессиональном образовании, дающий им право заниматься образовательной деятельностью.
Таким образом, на современном этапе реформирования системы образования в России перед педагогической наукой стоит новая задача - подготовить выпускников школ к получению профессии в рамках новых образовательных стандартов.
В плане работы Учебной научно-исследовательской лаборатории Современных образовательных технологий Алтайской государственной педагогической академии принципы построения моделей довузовской, вузовской и послевузовской подготовки учителя к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности положены в основу построения моделей непрерывной подготовки учителя к работе в рамках новых образовательных стандартов.
Рецензенты:
- Шалаев И.К., д.п.н., профессор, зав. учебной научно-исследовательской лабораторией «Управление развитием образования» Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.
- Крутский А.Н., д.п.н., профессор кафедры физики и методики преподавания физики Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.