В то же время выявляется недостаточный уровень эколого-профессиональной подготовки педагогов к деятельности в условиях требований развивающегося общества,
На научно-методическом уровне проявляется отсутствие глубоких и прочных научных знаний, требующих разработки нового содержания подготовки педагога-эколога; существует противоречие между традиционными формами подготовки, направленными на репродуктивные способы познания, и творческой природой рефлексивных индивидуально-личностных форм освоения, ориентирующих педагогов на познание и переосмысление собственного опыта, проектирование личной педагогической системы, рефлексию и пересмотр ценностных ориентаций, коррекцию разных видов эколого-педагогической деятельности в соответствии с полученной обратной связью.
Выделение противоречий позволило сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в осмыслении непрерывной эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектной деятельности и разработке методической системы сопровождения освоения основного содержания эколого-профессиональной деятельности педагогов и ее проектирования, отвечающей требованию подготовки к экологическому образованию учащихся в новых социально-экологических условиях.
Эколого-профессиональная подготовка педагогов, по нашему мнению, представляет собой сложную, информационно открытую, нелинейную, имеющую несколько путей развития (экологическая, педагогическая, эколого-педагогическая подготовка); неравновесную (невозможно достигнуть равновесия в развитии всех ее компонентов, в определенный момент времени преимущество складывается для одного из них); способную к саморазвитию (посредством развития ее носителя-педагога, стремящегося к самосовершенствованию) систему [4].
Эколого-профессиональная подготовка педагогов к проектной деятельности - это сложная система, состоящая из следующих подсистем: а) обучение педагогов, перевод на режим самообучения, самосовершенствования, основным критерием и показателем эффективности которой является уровень профессиональной культуры педагогов; б) формирование экологической культуры педагогов; в) развитие творческих способностей педагогов в области проектирования экологического образования, становления педагогического мастерства.
Эколого-педагогическая деятельность педагога, по нашему мнению, направлена на образование учащихся в области природной, социальной, социо-природной среды и активное соучастие в экологически обоснованной деятельности в адрес природы, среды жизни. Эколого-педагогическая среда включает следующие компоненты: активные субъекты эколого-педагогической деятельности (в лице педагогов, учащихся и природы как субъекта взаимодействия и объекта деятельности); сам процесс деятельности на всех этапах; совокупность объективных условий, факторов и средств реализации эколого-педагогической деятельности. Эколого-педагогическая активность проявляется через социальную, экологическую ответственность в процессе эколого-педагогической деятельности.
Основой для сохранения и развития жизнеспособной эколого-педагогической среды является, как свидетельствует практика, наличие школ-центров экологической культуры, в которых доминирующим фактором является активность, направленная на деятельность по воспитанию экологической ответственности, практическую деятельность по сохранению, восстановлению социоприродной среды, активную экодеятельность. Многочисленные эко-социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие сегодня - один из постоянных элементов эколого-педагогической среды. С целью поддержки и систематизации возникающих инициатив применимо эколого-педагогическое проектирование.
В нашем исследовании эколого-педагогическое проектирование - это синергетическое интегрированное образование на основе экологического и педагогического проектирования. Экологическое проектирование - процесс, который предусматривает анализ, обоснование, прогнозирование, планирование, а также оценку влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также разработку мероприятий по ее сохранению и восстановлению. Педагогическое проектирование, по мнению ученых, - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Его задача состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. С другой стороны, педагогическое проектирование - это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
Под эколого-педагогическим проектированием, по нашему мнению, следует понимать процесс разработки проектов эколого-педагогической деятельности педагога в тесном сотрудничестве с учащимися, главной целью которого является формирование научного экологического мировоззрения, становление экологического сознания, усвоение ценностей, ценностных ориентаций экологически обоснованного поведения, развитие потребностно-мотивационной сферы, умений и навыков экодеятельности, в целом экологической компетентности, перерастающей в экологическую культуру личности каждого обучающегося.
Изначально выстраивающееся на педагогической основе проектирование эколого-педагогической деятельности приобретает эколого-педагогический характер, соответствующий субъектам (педагоги, учащиеся, природа), объектам (природа, компоненты экологической компетентности) и эколого-педагогической среде.
Подготовка педагогов к проектированию эколого-педагогической деятельности - основной фактор и условие ее успешности.
Под методической системой сопровождения эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектной деятельности подразумевается: комплексное планирование (целеполагание), реализация, оценивание усвоения и корректирование усвоенного содержания для достижения полноценной подготовки педагогов к эколого-педагогическому проектированию.
Структура методической системы эколого-профессиональной подготовки педагогов в новых социо-экологических условиях включает цели, задачи, принципы, содержание, критериально-оценочную систему, средства реализации, под которыми мы понимает формы, методы, приемы и направления взаимодействия преподавателей и обучаемых в ходе эколого-профессиональной подготовки педагогов-экологов.
Принципы методической системы эколого-профессиональной подготовки педагогов к эколого-педагогическому проектированию, определенные нами: принцип приоритета нравственно-экологических ценностей, ориентированный на человека, участника подсистем, процессов или ситуаций и природы как субъекта, объекта и среды деятельности. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер образования. Принцип саморазвития, самосовершенствования проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Реализация принципа динамического баланса, позволяет осуществлять движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка. Принцип равновесия в целостности предполагает обеспечение в спроектированном объекте реализацию системы требований к его функционированию. Принцип диагностируемости позволяет организовать постоянную обратную связь, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике. Принцип координационной взаимосвязи - объединяющий принцип, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.
Характерными особенностями данной подготовки являются:
- подготовка к проектированию предполагает командную работу, то есть тесное коммуникативное взаимодействие как внутри группы, так и с социально-природным окружением;
- освоение умений: выбор ключевой актуальной проблемы; достаточно полное проведение предварительного эколого-педагогического исследования;
- тесное взаимодействие с природоохранными, экологическими структурами, общественностью и властными структурами;
- продукт эколого-педагогического проекта должен иметь эколого-социальную значимость, то есть разрешать не только личные затруднения, но являться решением (попыткой решения) социальной, экологической проблемы.
В качестве механизма становления активного субъекта Ю. Н. Кулюткин и Н. В. Кузьмина определяют процесс осознания значимости обучения для развития личности [2, 3]. Авторы предлагают трансформацию учебной деятельности в познавательную, а также развитие таких новообразований, как социальная активность, ответственность, самоактуализация в процессе познавательного сотрудничества (В. Я. Леудис). Участие обучаемых в целеопределении, выборе содержания образовательной программы, конструировании форм учебной деятельности обеспечивает условия учебной и личностной рефлексии. В образовательном процессе, связанном с переподготовкой специалистов, повышением квалификации, обращение к ответственности, самоактуализации как одному из основных факторов познавательного процесса педагогов повышает эффективность их подготовки к осуществлению экологического образования.
Целевой компонент методической системы определяет фундаментальные основы проектирования содержания ЭПП педагогов в новых социо-экологических условиях. Особую группу целей составляют цели эколого-профессиональной подготовки педагогов к проектированию эколого-педагогической деятельности в новых социально-экологических условиях.
Целью проектной деятельности педагога является создание собственной системы профессиональной деятельности, направленной на повышение эффективности образовательного процесса и подготовки школьников к самостоятельной активной творческой жизни в быстро меняющемся обществе в гармонии с природой.
Задачи подготовки педагога к проектной деятельности:
- Обучение планированию (педагог должен уметь четко определить цель эколого-педагогической деятельности, рассчитанную на перспективу, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- Развитие навыков сбора и обработки информации, материалов (педагог должен уметь выбрать нужную информацию об основных тенденциях развития общества, образования и ее использовать);
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление);
- Совершенствовать умение составлять письменный отчет (составлять план работы, презентовать информацию);
- Создать условия для формирования позитивного отношения к эколого-педагогической проектной деятельности (желание проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Содержательный компонент проектируется на основе интегрального подхода к отбору, конструированию и реализации содержания подготовки педагогов-экологов на основе приоритета педагогических принципов: гармонии в целостности, главного звена, непрерывности, вариативности. Основное содержание подготовки педагогов-экологов обозначено в комплексных образовательных программах «Экологическое образование» «Экология», программе тренингов «Саморегуляция и самосовершенствование», дополнительного общекультурного компонента, коррекционного компонента, предполагающего наличие коррекционных программ специализации. В образовательных программах подготовки педагогов-экологов использован блочно-модульный подход, который позволяет при проектировании его наполнять основами гуманитарной (педагогической) и естественнонаучной (экологической) культур. При этом в программе «Экология», разрабатываемой для педагогов естественнонаучного профиля большее внимание необходимо уделять экологической составляющей, в программе «Экологическое образование» обе составляющие должны быть представлены на паритетной основе, что в полной мере позволяет реализовать потребности подготовки педагогов в активном участии в экологическом образовании в новых социо-экологических условиях.
Учебно-тематический план подготовки педагогов-экологов соответствует требованиям государственного стандарта к уровню знаний специалиста в области экологического образования (педагога-эколога). Составленный по блочно-модульному принципу, он включает следующие образовательные блоки в соответствии с отведенным для их изучения отрезком времени: «основы эко-гуманитарной культуры - модуль основ философии, этики, культурологии, истории культуры и искусства, на него отведено 5 % аудиторного времени; модуль психолого-педагогических дисциплин, его задача - знакомство с психолого-педагогическими основами экологического образования, включает основы общей и возрастной психологии, основы экологической психологии и экологической педагогики, составляет 20-30 % учебного аудиторного времени; блок «основы информационной культуры» - 5 % учебного времени. Необходимость изучения основ информатики и компьютерного программирования вызвана потребностью повышения уровня информационной грамотности, использования компьютерной техники в образовательном процессе, при обучении экологии, проектирования, организации и осуществления экологического образования, а также при выполнении курсовых и дипломных работ.
Эколого-гуманитарный блок подготовки педагогов предусматривает повышение эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества художников и музыкантов, искусствоведческих вопросов, рассматривающих тему природы в литературе, музыке, визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка педагога к эстетическому восприятию природы, проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы является важнейшим профессиональным условием эффективного экологического образования в сфере формирования субъективного отношения к природе.
Психолого-педагогический модуль подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку (по общей, возрастной и педагогической психологии, теории и истории педагогики), так и специальную (по экологической психологии и педагогике). В рамках экологической психологии формируется понятие экологического сознания личности. Рассматриваются закономерности формирования системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы формирования экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения отношения к природе отдельной личности; дается типология отношения людей к природе и характеристика различных типов этого отношения. Экологическая педагогика знакомит педагогов с представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования.
Эколого-теоретический блок подготовки направлен на овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естественнонаучных дисциплин, экологических предметов с целью образования для устойчивого развития. Синтетический по содержанию блок нашей программы, состоящий из нескольких модулей, наполняется современным содержанием. В содержание включены темы, посвященные изучению истории становления и развития концепции устойчивого развития, современного состояния природы, общества, экономики в контексте устойчивого развития. Изучение содержания данного блока формирует у педагогов целостную картину системы «человек - общество - природа». В рамках данного блока раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биоэкологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества. На основе предметов данного блока формируется понимание коэволюции общества и биосферы.
Технологический (методический) блок предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку педагога, дает ему комплекс умений ведения экологического мониторинга, экодеятельности и педагогических умений, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять процесс экологического образования школьников. На занятиях по теории и методике экологического образования анализируются концепции, принципы, содержание и формы процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования и т. д., освоение педагогических технологий формирования экологической культуры школьников. На занятиях по методике обучения экологии осуществляется формирование методических умений, осваиваются различные формы организации учебной деятельности школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического практикума, лагеря, подготовка школьных экологических олимпиад, праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, организация детских экологических движений, проведение экологических акций с целью сохранения или восстановления природных объектов, экологически социально-значимых проектов и т. д.
В целом содержание эколого-теоретического, гуманитарно-экологического блоков должно способствовать становлению аксиологического, когнитивно-содержательного компонентов, а эколого-технологического блока - формированию операционально-деятельностного и результативно-рефлексивного компонентов эколого-профессиональной культуры педагогов.
Подготовка педагогов к экологическому образованию подрастающего поколения представляет собой процесс последовательного внедрения идей проектной деятельности на основе паритетного бифуркационного взаимодействия экологического и педагогического опыта в образовании, приводящего к формированию у педагогов эколого-педагогических ценностных ориентаций, компетенций, опережающей эколого-профессиональной деятельности.
Она выполняет следующие основные функции: образовательную (подготовка педагога с определенным уровнем эколого-профессиональных знаний и умений эколого-педагогической деятельности и умения ее проектировать); развивающую (формирование личности, обладающей ценностями эколого-профессиональной культуры) и воспитательную (социализация педагога в новых условиях развития системы образования и общественного развития).
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой -предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Опираясь на исследования В. Овенс и Л. Шоенфельдт (1966), которые выявили резкое возрастание индекса умственного развития от 18 до 50 лет, а также мнение Б. Г. Ананьева о гетерохронности интеллектуального развития [1], мы учитывали, что в поздней юности - ранней взрослости интеллектуальное развитие строится на основе чувственно-образного и логического мышления. С целью повышения успешности эколого-профессиональной подготовки педагогов в образовательной деятельности нами реализуется комплекс последовательно используемых методов подготовки (диагностико-педагогических лабораторий, групповых занятий по чувственному восприятию, эколого-педагогической проектной деятельности). Данный комплекс направлен на формирование ценностного компонента эколого-профессиональной подготовки, когнитивной готовности в области экологии, педагогики, теории и методики экологического образования, умений и навыков эколого-педагогической деятельности, развитие стремления к самосовершенствованию через рефлексию результатов собственной деятельности. Означенные методы используются в следующей последовательности.
Метод диагностико-педагогических лабораторий разрабатывался с опорой на концепцию личностно-ориентированного образования, созданную В. В. Сериковым [5]. Его цель - формирование ценностного и рефлексивно-результативного компонентов эколого-профессиональной подготовки педагогов. К основным характеристикам данного подхода, следуя В. В. Серикову, относим: а) элемент проектирования - событие, в котором знание - часть его; б) само проектирование обучения - совместная деятельность преподавателя и слушателя, диалог как способ взаимодействия субъектов в образовании; в) взаимодействие участников деятельности на уровне межличностного, межсубъектного общения. Изучаемый материал как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст (ориентируется на актуализацию личностных смыслов); развитие «Я» идет через «свое другое», через диалог; усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения), а сама эта целостность, что предполагает имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций. Степень присвоения личностью педагога эколого-педагогических ценностей зависит от активности ее сознания, так как установление ценности той или иной идеи, явления происходит в процессе оценки.
Работа в малых группах по организации познания через чувственное восприятие. Для эффективного воздействия на личность педагогов в целом, познавательную деятельность в частности, разработана серия занятий под общей темой «Познание через чувственное восприятие». Знакомство с окружающим миром природы на уровне чувственного, эмоционального восприятия позволяет увидеть себя в мире природы, оценить свое место в нем. Занятия построены таким образом, что педагог становится центром (субъектом) и объектом проводимого им собственного изучения самого себя. Эта форма занятий подчеркивает надпредметную суть эколого-профессиональной подготовки педагогов, может служить связующим звеном между естественнонаучными и гуманитарными знаниями, экологической и педагогической культурой личности педагога.
Метод эколого-педагогической проектной деятельности используется с целью создания условий для развития творческих способностей слушателей в творческой среде обучения, вооружения педагогов технологией осуществления образования в быстро меняющемся мире, стремящемся к устойчивому развитию. Отличается от метода проектов, используемого в обучении и воспитании учащихся, прикладным характером полученного в процессе деятельности продукта. Проектная деятельность школьника направлена на получение заранее известного продукта с достаточно точно обозначенными его характеристиками. Педагогическая проектная деятельность способствует развитию умений, формированию навыков проектирования различных форм образовательного процесса (от классно-урочных занятий до социально-экологических проектов), разработке содержательно-деятельностного, результативного компонентов, используемых в образовании технологий, стимулирует попытку разработки собственных технологических находок.
Сущность проектной деятельности отвечает основным психологическим требованиям личности в период взрослости, является эффективным методом, который значительно повышает внутреннюю мотивацию слушателей, уровень самостоятельности, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
При подготовке к занятиям нами разработан и используется комплекс последовательно усложняющихся занятий-проектов по теории и методике экологического образования («Модель педагогического процесса освоения учащимися экологических знаний (умений)», «Педагогические технологии», и др.).
Организация эколого-педагогического практикума может быть полностью построена на проектной деятельности исследовательского характера «Исследовательская работа в малых группах». Тип проекта: межпредметная деятельность исследовательского характера. Основная цель эколого-педагогического практикума - формирование навыков ведения мониторинга и умений оценки результатов образовательной деятельности обучающихся в природе.
Организация проектной деятельности по построению собственной технологии подчиняется следующему алгоритму: знакомство с историей метода проектов; постановка проблемы путем выдвижения предположений, вопросов о том, что нас интересует, например, что собой представляет проектная технология, способствующая развитию учащихся, формирования готовности к активной жизнедеятельности через усвоение основных компетенций? Затем следует выдвижение гипотезы. После постановки задач составляется план действий по их реализации.
Задачи 1 этапа: а) проанализировать понятие «проектная деятельность», выявить ее отличительные особенности от исследовательской, конструкторской, проектно-конструкторской деятельности; б) изучить основные типы проектной деятельности, выявить их особенности; в) определить этапы проектной деятельности, дать им характеристику; г) разработать инструментарий для оценки качества проектной деятельности; д) разработать рейтинговую оценку проектной деятельности учащихся.
Для следующего этапа обучения выдвигаются задачи: а) выявить основные характеристики проектной технологии в стратегии образования; б) дать характеристику холистического подхода с позиции технологии проектной деятельности; в) обосновать с позиции технологии проектной деятельности фасилитационный подход; г) обосновать необходимость учета возрастных особенностей обучающихся; д) определить место технологии проектной деятельности в образовательном процессе; е) разработать циклограмму проектной деятельности.
Лаборатории самосовершенствования - тренинговые занятия по совершенствованию качеств личности и психофизического здоровья. Данная форма организации деятельности преподавателя и слушателей сходна с педагогической мастерской.
Критерии оценки эффективности ЭПП педагогов разработаны, исходя из ее структурно-содержательной модели с целью количественного определения уровня освоенности содержания ЭПП:
- аксиологический компонент (наличие ценностей, убеждений и идей, составляющих стержень экологической личности и экологически направленной деятельности, уровень социально-психологических, нравственно-этических, эстетических отношений, ценностных установок);
- когнитивно-содержательный (наличие базы и уровень освоенности философских, психологических, общепедагогических и специальных знаний в области педагогики, экологии, экологического образования и умение оперирования ими, уровень творчества в профессиональной деятельности);
- операционально-деятельностный (технологический) - наличие и уровень освоенности умений и навыков эколого-педагогической деятельности, знание технологий экологического образования, умение их конструировать и реализовывать, активный поиск новых форм, методов, технологий формирования экологической культуры, творческий подход к их реализации в учебно-воспитательном процессе;
- результативно-рефлексивный - понимание целей экологического образования и умение конкретизировать их; профессиональный интерес и позитивное отношение к эколого-педагогической деятельности, самооценка деятельности, стремление к самосовершенствованию.
Проведя анализ возможных классификаций оценки индивидуальных знаний, мы пришли к выводу, что усвоенные в процессе подготовки компетенции, базирующиеся на знании основного содержания ЭПП, могут соответствовать 4 уровням: эколого-педагогической грамотности; эколого-педагогической образованности; эколого-педагогической компетентности; эколого-педагогической культуры.
Рецензенты:
- Моисеева Л. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
- Савиных В. Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.