Инновационное развитие социально-экономической системы российских регионов, предполагающее процессы перманентного обновления как ее технологического базиса, так и всего комплекса производственных отношений, основывается, прежде всего, на активизации инновационной деятельности, что сопровождается увеличением рисков, их качественным изменением. Так, внедрение различных инноваций и современные технологии не только несут блага для человечества, но и создают серьезные угрозы социально-экономической, политической, культурной стабильности. В то же время в современных обществах ускоренно развиваются глобальные тенденции, возникает признание неопределенности и риска как естественной составляющей социальной самоорганизации, экономической свободы человека в созидании и творчестве.
Соединение свойств инерции и новации, а также неизбежно возникающие риски обеспечивают реальное развитие хозяйственной жизни в процессе воспроизводства, выступают постоянным сильнодействующим фактором движения экономики. Следует учитывать, что такое соединение противоречиво. В ряде случаев оно сопряжено с накоплением рисков, угроз и конфликтного потенциала сверх меры устойчивости системы экономических отношений, тогда ускоренное обновление общественно-хозяйственной жизни оборачивается спадом производства, функциональными и структурными кризисами.
Таким образом, инновационная функция рисков состоит в самообновлении сложившейся системы управления рисками, в преодолении внутренней инерции последней и в поддержании динамического баланса между возникающими угрозами и ресурсным потенциалом безопасного экономического развития.
Глубокое изучение специфики принятия решений в ситуации риска позволяет выявить возможности и способы использования риска в качестве действенного рычага управления инновационным развитием и направления экономических ресурсов в наиболее полезное для общества русло для увеличения социально-экономического потенциала и уровня инвестиционной привлекательности регионов. Следовательно, главными управленческими задачами являются выявление и оценивание степени риска и умение управлять им.
Эффективная система управления регионом строится на совмещении элементов стратегического управления (выполнение обозначенной миссии системы, достижение ее целей и задач), оперативного управления (реализация механизмов продвижения системы по пути достижения ее целей), управления риском (снижение вероятности и величины отклонения системы от достижения собственных целей).
Система управления риском направлена на оптимизацию условий, ресурсов и факторов регионального развития, обеспечение согласованности интересов всех субъектов хозяйствования, формирование благоприятного климата для повышения активности и снижения рисков предпринимательской деятельности при условии сохранения целостности окружающей природной среды. Его инструментарий включает совокупность методов и инструментов, с помощью которых органы управления субъектов РФ оказывают запланированное регулирующее воздействие на среду функционирования хозяйствующих субъектов, что позволяет поддерживать стабильность и безопасность социально-экономического развития как регионов, так и отдельных экономических субъектов.
Система управления риском состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы - объекта управления и управляющей подсистемы - субъекта управления. Субъектами системы в зависимости от характера участия (агенты народного хозяйства) выступают хозяйственные системы различного уровня (государство, макрорегион, регион, предприятия и организации, население). Объект взаимодействий - риск, рисковые вложения капитала, экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.
Анализ экономической литературы позволил нам выделить ряд принципов, которые должны быть положены в основу функционирования систем, обеспечивающих защиту экономического субъекта от негативного воздействия внутренней и внешней среды, в частности системы управления риском [1; 4; 5]:
- принцип эволюции механизмов регулирования хозяйственных систем, который предполагает, что способы и методы управления изменяются и развиваются в зависимости от предшествующего исторического опыта и тенденций развития общества и включают в себя принципы поступательного и циклического развития хозяйственных систем;
- принцип изменчивости функционально-структурной организации механизмов регулирования хозяйственных систем, определяющий важнейший фактор методологии их проектирования - принцип системной логики и последовательности процесса: сначала строится их функциональная структура, затем производится привязка элементов морфологической структуры к выделенным группам функций;
- принцип преемственности функционально-структурной организации механизмов регулирования, определяющий наследование каждой новой его формой основных функций и структурных элементов предшествующих механизмов, который базируется на принципах специализации и универсализации;
- принцип обновления функционально-структурной определенности механизмов регулирования, раскрывающий процессы образования новых форм их организации, действие которого отражается в принципах разнообразия «генофонда» и эволюционного отбора хозяйственных систем.
Принципы построения и развития механизмов регулирования составляют базис для изучения их эволюции в процессе изменения организационных форм и методов управления хозяйственными системами, а также для методологии функционально-структурного проектирования этих механизмов на различных уровнях организации хозяйства.
Процесс управления региональным риском представляет собой поэтапную деятельность, включающую диагностику предприятий, выработку и принятие решений по стратегии управления рисками, разработку механизмов минимизации и устранения рисков, бюджетирование системы управления рисками (таблица 1).
Таблица 1 - Этапы риск-менеджмента в регионе
Этапы риск-менеджмента в регионе |
|||
Диагностика предприятий региона |
Выработка и принятие решений по стратегии управления рисками |
Разработка механизма минимизации и устранения рисков |
Бюджетирование системы управления риском |
картографирование рисков (определение опасных и узких мест предприятий в разных аспектах: технологическом, географическом, финансовом, социальном и др.); ранжирование рисков, определение приоритетов; выделение критических рисков |
макроэкономическая адаптация (налоговая политика, учет тенденция развития национальной и мировой экономики и др.); микроэкономическая стратегия (повышение надежности и качества взаимодействия подразделений предприятий, повышение устойчивости управления и др.) |
реструктуризация предприятий (диверсификация, вертикальная или горизонтальная интеграция и др.); анализ и пересмотр партнерских отношений; создание компенсационных экономических и социальных систем, минимизирующих риски |
прогнозирование экономических выгод от функционирования системы управления рисками; прогнозирование затрат на функционирование системы управления рисками; создание системы резервов |
Источник: составлено автором.
Важной составляющей данного процесса должно быть исследование причин и условий возникновения и проявления рисков, а для этого необходимо проводить полномасштабное исследование внешней и внутренней среды региона. Именно с этих позиций должны быть расширены и скорректированы этапные задачи комплексного управления риском в регионах. Указанные аспекты позволяют сформировать модельную блок-схему организации и функционирования комплексной системы управления риском в регионе (рис. 1).
В представленной модели выделено три блока: мониторинг внутренней и внешней среды функционирования региональной системы; анализ факторов и оценка уровня риска; нормативно-справочная, статистическая, аналитическая и методическая информация.
Следует отметить, что система управления риском включает обязательный этап мониторинга внутренней и внешней среды региона как значимых для проведения идентификации и селекции рисков - с одной стороны, как факторов развития и повышения устойчивости региона, а с другой стороны, как деструктивного элемента, снижающего конкурентоспособность региона [2].
На вход блока поступает информация, характеризующая текущее состояние социально-экономической системы и внешней и внутренней окружающей среды.
В блоке II информация, поступающая из блока I, с помощью соответствующих методов анализируется и оценивается. В результате аналитической работы определяется практический состав потенциально возможных нежелательных событий, к которым может привести реализация какого-либо стратегического решения. Устанавливается набор ситуаций, т.е. факторы риска и комбинации факторов риска, характеризующие неопределенность событий в принимаемом решении.
На основе ранее выбранных количественных и качественных характеристик альтернативным способом измеряется новое значение уровня риска. Происходит сопоставление значения уровня приемлемого риска с его измеренным новым значением.
Рис. 1. Организационно-функциональная модель системы управления риском социально-экономического развития региона.
Источник: составлено автором.
Если полученное значение уровня риска не превышает установленного порога приемлемого риска, функция контроля завершается и оформляется протокол риска и передается в блок III. Если уровень риска не уменьшается до установленных пределов, то вновь происходит анализ и оценка уровня риска в блоке II и повторяется до тех пор, пока не будет обеспечен приемлемый уровень риска. Если этого не происходит, то осуществляется отклонение первоначально предложенного решения. Для выполнения всех функций управления в подсистеме управления рисками требуется сосредоточение в блоке III всей необходимой информации.
Предлагаемая модель системы основана на концепции активного динамического управления риском, предполагающая системное преобразование риска в процессе целенаправленного воздействия на условия и среду, ресурсы, субъекты и объекты, процессы и результаты их функционирования в целях:
- с одной стороны, отражения возникающих угроз и защиты региональной экономики от негативных факторов социально-экономической трансформации;
- с другой стороны, направления ресурсов региона в сторону увеличения социально-экономического потенциала и реализации позитивных факторов социально-экономического развития.
В данной системе риск рассматривается как регулятор основных тенденций безопасного социально-экономического развития, как необходимый ресурс повышения устойчивости региональной экономики в условиях нарастающей неопределенности.
Таким образом, в отличие от обычных приемов, форм и технологий менеджмента, процесс комплексного управления риском в регионе направлен на:
- обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов организаций региона при любых экономических, социальных и политических изменениях в стране;
- применение наиболее эффективных в российских условиях управленческих инструментов;
- превентивное предупреждение возможных затруднений при оперативном решении текущих внутрирегиональных проблем;
- оперативное реагирование на существенные изменения внешней среды с учетом заранее разработанных альтернативных вариантов, предусматривающие различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации;
- осуществление постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях системы;
- использование оптимальных и рациональных управленческих и финансовых механизмов, влекущих наименьшие для региональной экономики потери.
Рецензенты:
- Калинина А.Э., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, проректор по научной работе и информатизации Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.
- Лебедева Н.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.