Когда во второй половине ХХ века человечество вступило в постиндустриальную фазу своего развития, последовали радикальные изменения не только системы экономико-социально-политических отношений, но и трансформация ценностного фундамента человечества. Однако, пройдя долгий путь экономического количественного роста, безудержной эксплуатации природы, бездумного потребления, человечество вынуждено возвратиться к гуманитарной парадигме в новых условиях постиндустриального, информационного общества в рамках концепции устойчивого развития. Отказ от технократического подхода стимулирует стирание разграничений между гуманитарным и техническим знанием, позволяя считать любое знание гуманитарным, обращенным к человеку и его культуре. Следовательно, субъект современной культуры безопасности в нынешних условиях - это не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек - знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный.
В научном арсенале отечественных исследователей профессиональная педагогическая культура рассматривается с общетеоретических (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.Л. Сластенин и др.), методологических (В.В. Краевский) позиций. Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, профессионального поведения (З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов). Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур (И.И. Зарецкая, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров). Трактовку профессиональной педагогической культуры с позиций саморегуляции личности учителя в процессе его физического и духовного совершенствования дают М.Я. Виленский и И.М. Туревский [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9].
Исходя из вышеперечисленных позиций, мы предлагаем трактовать педагогическую культуру безопасности как важнейшую доминанту деятельности учителя, отражающую характеристику его личности (социальную, психологическую, квалификационную и т.д.), которая рассматривает безопасность как приоритетную цель и внутреннюю потребность, и способна обеспечить нейтрализацию (минимизацию) угроз, вызовов, рисков и опасностей для основных ценностей и жизненно важных интересов всех субъектов школьного сообщества (учащихся, педагогов, родителей) как в стенах учебного заведения, так и за его пределами. Мы бы назвали их субъектами педагогической культуры безопасности. К данному перечню добавим организации и институты, содействующие процессу обеспечения безопасности. При этом нельзя сбрасывать со счетов субъектов антиобщественного действия - преступников, террористов, деструктивные элементы и т.д.
Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать структуру педагогической культуры безопасности, составляющими компонентами которой являются аксиологический (ценностный), когнитивный, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент - это ориентир на приоритет общечеловеческих ценностей, отношение к человеку как высшей земной ценности. Здесь хотелось бы обратить особое внимание на следующие относительно устойчивые педагогические ценности безопасности: гуманистическая технология педагогической деятельности, комфортная среда, межличностное и институциональное доверие в стенах учебного заведения, сотрудничество, ориентация на диалог. Здесь же находятся и ценности личной, групповой и общественной безопасности. К таким ценностям относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности эстетические, религиозные, национальные, политические, идеологические, научные, экологические и т.д.
Когнитивный компонент педагогической культуры безопасности - это совокупность знаний о смысле человеческого бытия. По большому счету это тот уровень и качество теоретических, практических и методических знаний учителя по вопросам безопасности в целом, который свидельствует о факторах, сущности и структуре безопасности в социуме, закономерностях в области обеспечения безопасности образовательного учреждения, знаниях факторов, отрицательно влияющих на безопасность участников образовательного процесса и технологий их предупреждения. Эти знания, идеи, концепции, касающиеся безопасности, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают и в качестве педагогических ценностей.
В свете вышеперечисленного отметим, что некоторые теоретики культуры безопасности включают в структуру безопасности рефлексивный компонент. С педагогических позиций - это адекватная оценка себя как субъекта безопасности образовательного процесса, осознание своей ответственности за обеспечение собственной безопасности и безопасности учащихся. Адекватная оценка образа жизни с точки зрения сохранения и укрепления здоровья также входит в данный перечень. Однако мы полагаем, что указанные характеристики также могут быть включены в когнитивный и аксиологический компоненты, что позволяет более рельефно представить структуру педагогической культуры безопасности.
Технологический компонент педагогической культуры безопасности - это деятельность по перенесению знаний и компетенций по безопасности в область практического применения в образовательное учреждение, по укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. По мере освоения и развития педагогической деятельности, в процессе непрерывного профессионального совершенствования учитель оценивает, переосмысливает идеи, концепции безопасности и внедряет их в педагогические технологии в новых условиях рисков и угроз современного общества.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры безопасности проявляется непосредственно в личности учителя. Именно она выступает носительницей культуры безопасности, которая выражена в ценностях, нормах, знаниях и вере, превращенных в поведение человека, в его отношение к другим людям и к миру в целом. В процессе воспитания ценности, нормы, знания и убеждения как составляющие культуры безопасности присваиваются в деятельности и реализуются в поведении школьника, проявляясь в его отношении к проблеме безопасности других людей, общества и природы в целом. При этом А.Н. Лук утверждает, что творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, что в контексте безопасности имеет немаловажное значение [8].
Международные исследования в области рисков, с которыми сталкивается учитель современной школы и которые вызывают наибольшее беспокойство у общественности, ученых, социологов, психологов, педагогов, показывают, что 15% субъектов образовательного процесса, среди которых не только учащиеся и их родители, но и учителя, в развитых странах мира (Франция, Германия, Бельгия, Голландия и пр.), проявляют симптомы психических страданий от ухода в себя до опасных привычек. Потеря интереса к семье, школе, друзьям; суицидальные попытки, алкоголь, наркотики; анорексия, булимия; отказ от медицинской помощи, личной гигиены - этот перечень сформированных типов поведения, привычек пренебрежения к личному здоровью и безопасности, что получает все более широкое распространение в школьной среде. Телесное и душевное самочувствие человека в стенах учебного заведения рассматривается с позиций риска - курения, злоупотребления спиртными напитками, нарушения питания, то есть связывается с теми факторами, которые существенно его нарушают. Субъективное чувство одиночества также приравнивается к фактору риска, грозящему здоровью и безопасности. Данные тенденции обусловлены непрерывным нарастанием интенсификации учебной деятельности, вызывающей так называемый школьный стресс у 80% участников образовательного процесса. Так, научные работы, проведенные в рамках проекта ВОЗ «Здоровье молодежи Европы», заключают, что 52% школьников боятся учителей, более 46% учащихся подвергаются унижению. С другой стороны, подчеркивается, что и учителя испытывают беспокойство и страх при самоутверждении и завоевании личного авторитета как в коллективе педагогов, так и среди учащихся, в установлении оптимальных отношений с родителями. В исследованиях приводится статистика, которая подтверждает незащищенность сегодняшнего учителя и учащегося от бытового хамства и вандализма. Доказано, что суициды, занимающие высокое место в статистике молодежной смертности, также во многих случаях связаны с чрезмерными стрессовыми ситуациями, сопровождающими школьную и внешкольную жизнь [10].
Поэтому поиск эффективных средств развития профессиональной педагогической культуры безопасности является одной из важнейших проблем современной педагогической науки и практики. Мы полагаем, что в данных условиях поэтапное вовлечение педагогических кадров в деятельность по развитию современной культуры безопасности возможно и должно реализовывать через массовую физкультурно-спортивную деятельность. Именно через занятия физической культурой и спортом, полагаем, современный учитель скорее приблизится к цели развития профессиональной педагогической культуры безопасности как к идеальному представлению о желательных изменениях в его личности. Именно так будет осуществлен переход от стратегической цели к тактическим и оперативным мероприятиям физкультурно-спортивного характера, которые лягут в основу теоретической модели развития культуры безопасности, наполнят содержание, выступят средствами и явятся связующим звеном с целью. Мы убеждены, что специально разработанная физкультурно-спортивная программа для учителей и предусмотренные в ней виды деятельности позволят развивать все вышеперечисленные компоненты культуры безопасности, выраженные в конкретных качествах личности и профессиональных компетенциях. Данный вектор развития профессиональной педагогической культуры безопасности позволит вовлечь в физкультурно-спортивную деятельность не только различные субъекты образовательного процесса, начиная с учителей, но и различные институты, способные и готовые внести свой вклад в развитие культуры безопасности. Данный ракурс позволит наладить сотрудничество педагогического и спортивного сообщества и рассматривать проблемы профессиональной педагогической культуры безопасности в рамках современной идеологии обучения через всю жизнь (long life learning).
К сожалению, научные исследования в области проблемы развития культуры безопасности в контексте физической культуры и спорта грешат некоторой узконаправленностью. В основном рассматриваются вопросы безопасности учащихся на уроках физкультуры в контексте мер по избеганию травматизма или же в контексте здорового образа жизни в различных его трактовках как одного из эффективных средств достижения безопасной жизнедеятельности. По всей видимости, именно такое понимание обеспечено традиционным объединением дисциплин и направлений подготовки БЖ и ФК. Однако мы связываем проблему профессиональной педагогической безопасности с более широким социальным контекстом.
Мы полагаем, что физическая культура и спорт в рамках множества социальных и коммуникативных практик, технологий, эмоциональных, поведенческих, когнитивных, методологических, духовных факторов являются эффективнейшим средством преодоления современных рисков, связанных с образом жизни и здоровья всех субъектов образовательного процесса современной школы. Это предполагает сотрудничество школы и общественных структур, школы и семьи, учителя и родителя, учителя и учащегося. Это способствует социализации, укреплению солидарности, сплоченности, толерантности и взаимопомощи, то есть процессу безопасной эволюции всего общества. Мы убеждены, что в социальном контексте особый интерес представляют специальные образовательно-оздоровительные, спортивно-массовые, спортивно-эстетические и художественные программы для учителей школ, которые повышают ценностное отношение к личной и общественной безопасности, способствуют снижению заболеваемости и смертности, вплетены в контекст концепции «Благополучие» Всемирной организации здравоохранения, соответствуют всемирной программе действий ООН, касающейся образования.
Рецензенты:
- Шайденко Н.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.
- Орехова Е.Я., д.п.н., профессор кафедры молодежной политики, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.