Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERSONAL SENSE OF PROFESSIONAL WORK AT FUTURE SOCIAL TEACHERS

Pushkareva Т. В. 1
1 Moscow pedagogical state university
In article theoretical questions of formation of the personal importance of professional work at the future social teachers are considered. In article laws of formation of professionalism are opened, intrinsic characteristics of aspiration of the person of the expert to self-actualization which play a main role in professional development of the future social teacher are allocated. In article the concept of self-actualization of a trade as aspiration of the person to search and find a way of realization of the possibilities to trades is opened;features of professional formation of the person of the social teacher are presented; the basic directions of process of training of the future social teachers in the high school, promoting assignment of the is professional-focused knowledge and formation of informative activity are designated.
professional work
self-actualization
self-affirmation
personal sense
Образовательный процесс в вузе сегодня ориентирован на оптимизацию структурных компонентов процесса профессиональной подготовки и, прежде всего, мотивационно-ценностных, что способствует формированию механизма становления профессионализма, осознанно-эмоциональному усвоению студентами профессионально-ориентированных знаний, единства знания и переживания личностного смысла будущей деятельности со­циального педагога.

Органический характер связи между осмыслением сути профессиональной деятельности и переживанием является условием, определяющим срабатывание механизма формирования профессионального идеала и стиля профессиональной деятельности будущего социального педагога.

Многоуровневый подход к усвоению профессионально-ориентированных знаний будущими социальными педагогами в вузе сегодня позволяет максимально учесть неравномерность профессионального становления будущего социального педагога и тем самым обеспечить индивидуализацию и дифференциацию его обучения. Он выявляет связи между установками, убеждениями и деятельностью; между интеллектуальным, эмоционально-волевым и психофизиологическим в структуре будущей профессиональной деятельности. При этом обнаруживается комплексный характер связей.

Интеллектуально-эмоциональные комплексы лежат в основе профессиональных качеств личности. Органическое взаимодействие между мышлением и чувствами, эмоциональное принятие цели будущей деятельности лежат в основе волевого поведения. Оценивание личного смысла и соответствующие переживания приводят к тому, что они приобретают для будущего социального педагога объективную значимость, переходят в устойчивое свойство его личности.

Комплекс связей обеспечивает будущему социальному педагогу перспективу внутреннего роста, который выражается в единстве самосовершенствования и становления профессионального мастерства, гражданской зрелости и углубления профессионально-мировоззренческой позиции. Исходя из этого, можно сформулировать закономерность формирования профессионализма, который заключается в едином, органическом сочетании нравственного и психологического развития в профессиональном становлении личности. Отсюда содержание воспитательного процесса должно предусматривать органическое сочетание нравственного и психологического развития, профессиональных действий и эмоциональных восприятий в процессе обучения.

Таким образом, сформулированный психологами принцип - вне деятельности нет развития психики - действует и в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Для того, чтобы сформировать у них те или иные желаемые качества, их нужно включить в специально организованную деятельность [5, с. 30].

Однако далеко не любая деятельность, даже профессионально направленная, обеспечивает результативность профессионального становления социального педагога в условиях вуза. Она должна быть организована таким образом, чтобы одновременно требовать и развивать те личностные качества, которые необходимы будущему социальному педагогу, содержащие его интеллектуальный и нравственный потенциал.

Осознание отношения к деятельности является важным стимулом формирования устойчивых свойств личности как субъекта деятельности. Отношение характеризует степень интереса, силу эмоций, желания и потребности. Поэтому оно является определяющим в развитии личности. Отношение помогает личности глубже проникнуть в сущность самой деятельности, понять ее значение, более сознательно относиться к ней.

Определенный интерес в профессиональном развитии будущего социального педагога представляют характеристики стремления личности к самоактуализации, данные А. Маслоу: самоактуализация - переживания, связанные с повышенным сознанием, вниманием и интересом; самоактуализация - выбор из множества альтернатив пути, ведущего к личностному росту, независимо от его сложности и непредсказуемости; актуализироваться - значит стать реальной, а не потенциальной личностью, быть ответственной за свои действия; самоактуализироваться - значит уметь обнаружить и снять свои «психологические запреты», развивать свои способности [4, с. 78].

Самоактуализация в профессии - это стремление человека искать и находить пути реализации своих возможностей в профессии. Студент уже в процессе профессионального обучения начинает вырабатывать, определять индивидуальные критерии личной успешной работы.

Самоутверждение есть стремление человека к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире, усвоение индивидом своей деятельностной сущности [3, с. 18]. Основой самоутверждения является устремленность индивида удовлетворить одну из главных потребностей - потребность в деятельности, дающую возможность реализовать свое «Я».

Самосовершенствование - это стремление личности к развитию, обогащению своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализовываться на более высоком уровне [2, с. 126].

Способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности социального педагога как профессионала. В этом смысле существенную роль выполняют самоанализ и самооценка. Самооценка - это сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним [1, с. 126]. Являясь продуктом самосознания, она одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития.

В профессиональном становлении личности социального педагога определяющим базовым основанием выступает «Я - образ», «Я - концепция». Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, формирование и развитие у студентов идеального личностно-профессионального «Я»: каким я должен стать, чтобы быть специалистом высокого уровня; что я из себя представляю как высококонкурентоспособный специалист. Это, в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы будущего социального педагога. Результатом такой перестройки является возникновение цели «внутри себя», осознание студентами личностного смысла профессионально-ориентированных знаний, умений, навыков, качеств, развитие профессиональной рефлексии.

Профессиональное развитие личности - длительный процесс. Он неотделим от освоения ведущей деятельности, профессионального обучения и профессионального воспитания. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, т.е. требования, которые она ему предъявляет, а также свои возможности и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой, у него не только развивается умение и потребность в познании других людей, гуманистическом отношении к ним, но и происходит саморазвитие себя как профессионала. Все это - свидетельство роста профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста.

Подход к профессиональной подготовке с гуманистических позиций меняет роль преподавателя. В его задачу входит рефлексивно-психологическое управление, создание атмосферы сотрудничества в обучении, при которой студент и преподаватель ощущают внимательное, поддерживающее окружение, когда учитываются их потребности и цели; при этом от обучающегося требуется предельно активная и индивидуально-творческая позиция на протяжении всего учебного процесса, что предполагает его самостоятельность в выборе альтернативных вариантов форм, видов и содержания материала.

Сегодня процесс обучения будущих социальных педагогов в вузе должен быть ориентирован на поиск нового знания лично для себя как специалиста и необходимого постоянного получения профессионально-ориентированных знаний, усовершенствования себя как будущего специалиста; поиск необходимого недостающего знания, а это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность студентов, формирует отношение каждого студента к себе как высококвалифицированному, конкурентоспособному специалисту, готовому решать любые профессиональные задачи. Необходимость личностного присвоения профессионально-ориентированного знания позволяет будущему социальному педагогу совершенно по-другому относиться ко всей системе обучения в вузе и нести ответственность за свое знание перед собой как профессионалом.

Рецензенты:

  • Сенатор С. Ю., д.п.н., профессор кафедры психолого-педагогического образования ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, г. Москва.
  • Леванова Е. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва.