Органический характер связи между осмыслением сути профессиональной деятельности и переживанием является условием, определяющим срабатывание механизма формирования профессионального идеала и стиля профессиональной деятельности будущего социального педагога.
Многоуровневый подход к усвоению профессионально-ориентированных знаний будущими социальными педагогами в вузе сегодня позволяет максимально учесть неравномерность профессионального становления будущего социального педагога и тем самым обеспечить индивидуализацию и дифференциацию его обучения. Он выявляет связи между установками, убеждениями и деятельностью; между интеллектуальным, эмоционально-волевым и психофизиологическим в структуре будущей профессиональной деятельности. При этом обнаруживается комплексный характер связей.
Интеллектуально-эмоциональные комплексы лежат в основе профессиональных качеств личности. Органическое взаимодействие между мышлением и чувствами, эмоциональное принятие цели будущей деятельности лежат в основе волевого поведения. Оценивание личного смысла и соответствующие переживания приводят к тому, что они приобретают для будущего социального педагога объективную значимость, переходят в устойчивое свойство его личности.
Комплекс связей обеспечивает будущему социальному педагогу перспективу внутреннего роста, который выражается в единстве самосовершенствования и становления профессионального мастерства, гражданской зрелости и углубления профессионально-мировоззренческой позиции. Исходя из этого, можно сформулировать закономерность формирования профессионализма, который заключается в едином, органическом сочетании нравственного и психологического развития в профессиональном становлении личности. Отсюда содержание воспитательного процесса должно предусматривать органическое сочетание нравственного и психологического развития, профессиональных действий и эмоциональных восприятий в процессе обучения.
Таким образом, сформулированный психологами принцип - вне деятельности нет развития психики - действует и в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Для того, чтобы сформировать у них те или иные желаемые качества, их нужно включить в специально организованную деятельность [5, с. 30].
Однако далеко не любая деятельность, даже профессионально направленная, обеспечивает результативность профессионального становления социального педагога в условиях вуза. Она должна быть организована таким образом, чтобы одновременно требовать и развивать те личностные качества, которые необходимы будущему социальному педагогу, содержащие его интеллектуальный и нравственный потенциал.
Осознание отношения к деятельности является важным стимулом формирования устойчивых свойств личности как субъекта деятельности. Отношение характеризует степень интереса, силу эмоций, желания и потребности. Поэтому оно является определяющим в развитии личности. Отношение помогает личности глубже проникнуть в сущность самой деятельности, понять ее значение, более сознательно относиться к ней.
Определенный интерес в профессиональном развитии будущего социального педагога представляют характеристики стремления личности к самоактуализации, данные А. Маслоу: самоактуализация - переживания, связанные с повышенным сознанием, вниманием и интересом; самоактуализация - выбор из множества альтернатив пути, ведущего к личностному росту, независимо от его сложности и непредсказуемости; актуализироваться - значит стать реальной, а не потенциальной личностью, быть ответственной за свои действия; самоактуализироваться - значит уметь обнаружить и снять свои «психологические запреты», развивать свои способности [4, с. 78].
Самоактуализация в профессии - это стремление человека искать и находить пути реализации своих возможностей в профессии. Студент уже в процессе профессионального обучения начинает вырабатывать, определять индивидуальные критерии личной успешной работы.
Самоутверждение есть стремление человека к самоосуществлению, реализации себя в объективном мире, усвоение индивидом своей деятельностной сущности [3, с. 18]. Основой самоутверждения является устремленность индивида удовлетворить одну из главных потребностей - потребность в деятельности, дающую возможность реализовать свое «Я».
Самосовершенствование - это стремление личности к развитию, обогащению своих сущностных сил с тем, чтобы впоследствии иметь возможность самореализовываться на более высоком уровне [2, с. 126].
Способность к постоянному профессионально-личностному совершенствованию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности социального педагога как профессионала. В этом смысле существенную роль выполняют самоанализ и самооценка. Самооценка - это сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним [1, с. 126]. Являясь продуктом самосознания, она одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития.
В профессиональном становлении личности социального педагога определяющим базовым основанием выступает «Я - образ», «Я - концепция». Реализация индивидуально-творческого подхода предполагает, прежде всего, формирование и развитие у студентов идеального личностно-профессионального «Я»: каким я должен стать, чтобы быть специалистом высокого уровня; что я из себя представляю как высококонкурентоспособный специалист. Это, в свою очередь, связано с перестройкой мотивационной сферы будущего социального педагога. Результатом такой перестройки является возникновение цели «внутри себя», осознание студентами личностного смысла профессионально-ориентированных знаний, умений, навыков, качеств, развитие профессиональной рефлексии.
Профессиональное развитие личности - длительный процесс. Он неотделим от освоения ведущей деятельности, профессионального обучения и профессионального воспитания. Учебная, общественная, трудовая деятельность в рамках процесса профессионального образования должна быть организована так, чтобы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, т.е. требования, которые она ему предъявляет, а также свои возможности и недостатки. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой, у него не только развивается умение и потребность в познании других людей, гуманистическом отношении к ним, но и происходит саморазвитие себя как профессионала. Все это - свидетельство роста профессионально-личностного развития, саморазвития специалиста.
Подход к профессиональной подготовке с гуманистических позиций меняет роль преподавателя. В его задачу входит рефлексивно-психологическое управление, создание атмосферы сотрудничества в обучении, при которой студент и преподаватель ощущают внимательное, поддерживающее окружение, когда учитываются их потребности и цели; при этом от обучающегося требуется предельно активная и индивидуально-творческая позиция на протяжении всего учебного процесса, что предполагает его самостоятельность в выборе альтернативных вариантов форм, видов и содержания материала.
Сегодня процесс обучения будущих социальных педагогов в вузе должен быть ориентирован на поиск нового знания лично для себя как специалиста и необходимого постоянного получения профессионально-ориентированных знаний, усовершенствования себя как будущего специалиста; поиск необходимого недостающего знания, а это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность студентов, формирует отношение каждого студента к себе как высококвалифицированному, конкурентоспособному специалисту, готовому решать любые профессиональные задачи. Необходимость личностного присвоения профессионально-ориентированного знания позволяет будущему социальному педагогу совершенно по-другому относиться ко всей системе обучения в вузе и нести ответственность за свое знание перед собой как профессионалом.
Рецензенты:
- Сенатор С. Ю., д.п.н., профессор кафедры психолого-педагогического образования ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, г. Москва.
- Леванова Е. А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии НОУ ВПО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва.