Существуют различные подходы к исследованию понятия субкультуры: социологический подход к определению субкультуры базируется на понимании культуры как совокупности всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством [6]; деятельностный подход заключается в рассмотрении культуры как процесса творческой деятельности человека [4]; системно-динамический подход представляет субкультуру как сложную систему, претерпевающую фазовые преобразования; синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс, а также информационный, генетический, иерархический, трофический, экологический, эпидемиологический подходы [3], когнитивный подход [8]. Л.В.Шабанов объединяет различные концепции в три реально существующих подхода: структурно-функциональный, психоаналитический подходы и антропологическую концепцию молодежных субкультур [10].
Аксиологический подход в изучении молодежной субкультуры объединяет различные методы, методики и позволяет выработать многомерный взгляд на молодежную проблему, а также разрешить целый ряд вопросов, связанных с исследованиями молодежной субкультуры, среди которых - вопрос об определении аксиологических параметров исследования молодежной субкультуры.
В контексте аксиологического подхода мы рассматриваем молодежную субкультуру как коммуникативную систему, самовоспроизводящуюся во времени, как систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной субкультурной группы, отличающуюся от господствующей в обществе культуры, но порожденную ею и неразрывно с ней связанную. Эта система обеспечивает воспроизводство и изменение жизни социальной группы во всех ее основных проявлениях. Выделяя студенчество как отдельную молодежную субкультуру, имеющую свою историю, отличающуюся особым способом поведения и стереотипами, собственной ритуальной практикой, своими языковыми особенностями, определяем ее как динамическое образование, представляющее собой актуализированную личностью культурно-образовательную среду, обладающую темпоральными и пространственными характеристиками. Студенческая субкультура - автономное и относительно целостное образование.
Студенты позитивно оценивают свою принадлежность к студенчеству как особой социальной группе и ставят ее на одно из первых мест по престижности, отмечая преимущественное положение студента в «молодежной иерархии», высокий интеллектуальный уровень, большие шансы «устроиться в жизни». Высшее учебное заведение они воспринимают не только как институт профессионального образования, но, в первую очередь, как среду общения. Среди признаков, консолидирующих студенчество, указывают осознание себя как группы, набор ритуалов (посвящение в студенты, «экватор», защита диплома, первая сессия), магические представления и связанные с ними ритуальные действия (приметы, поведенческие и ритуальные табу), личностные характеристики (умение выживать в любых условиях, повышенная работоспособность, особенно, во время сессии, подверженность суевериям), студенческий лексикон, так называемый сленг.
В результате диагностического исследования в рамках реализации аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524) выявлены аксиологические характеристики студенческой субкультуры: ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.
«Аксиологическим ядром» молодежной субкультуры выступают ценности. Вслед за А.В.Кирьяковой, в широком смысле определяем ценность как объект окружающего мира, наделенный особым значением, как положительным, так и отрицательным для человека, социальной группы, общества в целом. Ценностью является любой объект, материальный или идеальный, реальный или воображаемый, ситуативный или устойчивый, локальный или универсальный, которому отдается наибольшее предпочтение. С одной стороны, ценность - это все то, что считается нормальным, правильным, чем восхищаются, на что равняются, стараются придерживаться. С другой стороны, то, что считают анормальным, что осуждают, не одобряют. Это - так называемые антиценности. К ценностям, которые характеризуют, выделяют субкультуры как таковые, относим именно те, которые присущи определенной субкультурной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.
Результаты исследования позволили определить следующую типологию ценностей молодежной субкультуры с полярным профилем дихотомии «добра» и «зла»: моральные ценности (с положительной коннотацией: здоровье, мужество, уважение, гордость, счастье, свобода, любовь к природе, естественности, ненасилие, торжество жизни во всех ее проявлениях, противостояние несправедливости, жажда самовыражения, преданность, ответственность, патриотизм; с отрицательной коннотацией: цинизм, критичность в отношении всего, наплевательское отношение к ценностям внешнего мира, анархизм, смерть, агрессивность, культ силы, свобода в передвижении и действиях без оглядки на норму, мораль); интеллектуальные, профессиональные ценности (с положительной коннотацией: работа, карьера, книга, игра, знания, стремление обеспеченной жизни, достижение успеха в профессиональной сфере, успех в работе и спорте, интерес к истории, языкам, боевым искусствам, фехтованию и др., развитие и преобразование виртуального пространства, его всеобщая доступность и привлекательность, творчество, любознательность; с отрицательной коннотацией: работа только для пропитания, развлечения и невмешательство, ничегонеделанье; стремление к халяве); общественные ценности (с положительной коннотацией: семья, дружба, любовь, свобода, братство, взаимовыручка, солидарность, сплоченность, общительность, самоутверждение через воспроизведение исторического сюжета, против войны, за мир, вера в человеческий дух, традиции предков, традиции; с отрицательной коннотацией: необязательность, отказ от ценностей старшего поколения и разрыва с ним, отрицание общества, основ государства, собственности, бродяжничество, отрицание семейных ценностей, непотребное отношение к женщине); эстетические ценности (с положительной коннотацией: эстетика, искусство, музыка, красота, юмор, мода, протест против безвкусицы, пестроты, развитый ум, изысканный гардероб, коллекции пластинок, хорошая библиотека, протест против стереотипов поведения, против единообразия в одежде, музыке, стиле жизни; с отрицательной коннотацией: небрежность (в одежде); эпатажность).
Обращает на себя внимание представленность в молодежных субкультурах ценностей, связанных с утверждением в обществе, ближайшей социальной средой, ценностей, связанных с удовлетворением в общении, а также с самосовершенствованием, самовыражением. Приоритет, безусловно, принадлежит общечеловеческим ценностям (семья, любовь, дружба, личная жизнь, работа, знания, карьера). Антиценности (наркотики, алкоголь, агрессивность, цинизм, национализм и др.) характеризуют отдельные молодежные субкультуры и являются индикатором традиционно отрицательного отношения к данному явлению.
Следующим параметром исследования молодежной субкультуры считаем ценностные ориентации, под которыми понимаем избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему его установок, убеждений, предпочтений, выраженную в поведении. Ценностная ориентация, по утверждению А.В.Кирьяковой, - это сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, развертывающийся «по спирали» как в пространстве, так и во времени, это «ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» [1,49].
Ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Синтез ценностных ориентаций как реализованных возможностей, так и не удовлетворенных потребностей личности в самоуважении, саморазвитии, самореализации есть не что иное, как аксиологический потенциал личности, та «ось сознания», которая определяет выбор, пронизывая все жизненные ситуации, и влияет на весь процесс жизнедеятельности человека. От того, насколько развит аксиологический потенциал молодого человека, в значительной мере зависят его жизнь и качество его деятельности, его ориентация в пространстве молодежной субкультуры.
Ценностное самоопределение молодого человека в пространстве молодежной субкультуры представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени молодежной субкультуры. Этот процесс предполагает качественные изменения в ценностном отношении личности к собственной жизни в пространственно-временном континууме молодежной субкультуры, благодаря формированию целостного представления о мире и осмыслению своего места в нем.
Заинтересованное отношение студента к молодежной субкультуре, к представителям различных молодежных субкультур, собственная активная позиция, скорее, участие в молодежных субкультурах определяют субъектность, являющуюся уровневой характеристикой человека. Субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего (Т.А.Ольховая). Субъектность молодого человека в пространстве молодежной субкультуры - это целостное, развивающееся качество его личностной позиции, которое характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к молодежной субкультуре; выражается в его сориентированности в пространстве молодежной субкультуры, в желании и умении видеть и определять, оценивать социализирующие, развивающие возможности молодежной субкультуры, выработать собственное отношение к молодежной субкультуре; может выступать предпосылкой и показателем личностного, возможно, профессионального становления.
Применительно к молодежной субкультуре под стереотипом понимаем образ субкультурной группы, который может отражать как физические, так и интеллектуальные черты, сформированный под воздействием определенной информации, опыта и зафиксированный в сознании с помощью эмоций, и реализуемый в поведении.
В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы как один из аксиологических показателей молодежной субкультуры, которые в той или иной степени должны разделять все участники. По своей сути - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Они являются стандартом нормативного поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются.
Способ и характер нормативного поведения, деятельности субкультурной группы определяются также идеалами, раскрывающимися в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие идеалов связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей.
Таким образом, аксиологический подход позволяет под новым углом зрения рассматривать молодежную субкультуру, конструировать участие в ней как ценностно-детерминированный, креативно-деятельностный и личностно-ориентированный процесс, способствующий ценностному самоопределению молодого человека, а аксиологическими параметрами ее исследования выступают ценности, ценностные ориентации, ценностное самоопределение личности в пространстве молодежной субкультуры, аксиологический потенциал личности, субъектность, стереотипы, нормативное поведение, идеалы.
Работа выполнена в рамках реализации Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (регистрационный номер 2.1.3/9524)
Рецензенты:
- Попов Е. Б., д.п.н., доцент кафедры иностранных языков, Оренбургский институт (филиал) Московской государственной юридической академии, г. Оренбург.
- Колобова Л. В., д.п.н., доцент, профессор кафедры французского языка и методики преподавания французского языка, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.