Целью работы явилась оценка медико-социальных характеристик отцовства у молодых мужчин.
Материалы и методы
Нами проведена оценка медико-социальных характеристик отцовства у мужчин молодого возраста. Базой исследования на этом этапе явились данные Урологического центра г. Иванова за 2008-2010 гг. Программа сбора информации включала использование методов опроса, копировки данных из первичной медицинской документации и источников официальной статистики. При этом проведен сбор информации из свидетельств о регистрации рождений ребенка, о числе мужчин, ставших отцами за каждый год указанного периода времени, а также о социально-гигиенической и медико-биологической характеристиках молодых мужчин в объеме информации «Карта социально-гигиенического исследования молодых мужчин-отцов». Информация включала сведения о возрасте мужчины, ставшего отцом, о возрасте женщины, имевшей беременность, завершившуюся родами от данного мужчины, о семейном положении мужчины к моменту зачатия и рождения ребенка, о социальной защищенности мужчины к моменту зачатия и рождения ребенка, о принадлежности к социальной группе мужчины и женщины, об уровне образования женщины, о состоянии жилищно-бытовых условий, об образе жизни, в том числе курении, алкоголизме, репродуктивном поведении, медицинской активности, об экологическом благополучии по месту жительства, о наличии вредных производственных факторов, о наличии внутрисемейного конфликта по поводу деторождения, а также о состоянии соматического и репродуктивного здоровья мужчины и женщины, о течении беременности у женщины и здоровье родившегося ребенка.
При анализе соматического здоровья копировались данные комплексного обследования супружеской пары, проведенного по назначению акушера-гинеколога, на момент взятия женщины на учет по беременности (наличие хронической соматической патологии, очагов хронической инфекции), а также данных анамнеза. Кроме того, копировка предусматривала получение информации о репродуктивном анамнезе у данного мужчины и женщины (о случаях перинатальной смерти, уродств у детей, самопроизвольного прерывания беременностей, зачатых от этого мужчины), а также о результатах комплексной оценки супружеских пар по группам здоровья, по степеням риска перинатальной патологии и смертности, которая проводилась дважды: на момент зачатия ребенка и на момент его рождения. Для оценки состояния здоровья родившегося ребенка использованы данные о заболеваниях и состояниях, возникших в перинатальный период, о результатах комплексной оценки здоровья по группам здоровья.
Программа обработки предусматривала формирование из общей совокупности мужчин, ставших отцами за исследуемый период времени (23608 человек), двух групп: группа наблюдения - отцы в молодом возрасте, 2 группы сравнения - отцы в активном репродуктивном возрасте. Особенностью методики формирования групп сравнения явилось уравновешивание их по критериям со стороны женщин (супруг данных мужчин), а именно: в обе группы отбирались мужчины, имеющие супруг в возрасте до 35 лет, с одинаковой группой здоровья и степенью перинатального риска. Программа обработки включала расчет показателей частоты и структуры, оценку достоверности разности показателей по критерию Стьюдента (t) с использованием программ с применением ЭВМ. Эти данные составили основу для обоснования актуальности изучения медико-социальных проблем, возникающих у мужчин, ставших отцами в молодом возрасте.
Результаты исследования и обсуждения. Проведен анализ частоты регистрации наступления отцовства у мужчин в возрасте 18 лет и меньше, 19-25 лет, 26-39 лет, 40 лет и старше. Доля молодых мужчин, ставших отцами, составляет всего 40,6% (рис. 1).
Рис. 1. Структура мужчин, ставших отцами (%).
При анализе этого показателя в динамике по годам исследуемого периода можно отметить, что регистрация случаев отцовства в ранний репродуктивный период происходит практически постоянно и не имеет тенденции к росту. В то время как у молодых мужчин указанное число в 2010 году по отношению к предыдущему выросло на 18,9%.
Эти данные определяют необходимость анализа состояния мужских факторов риска перинатальной патологии и смертности у молодых мужчин. Выявлено, что отцовство у молодых мужчин может наступать в супружеских парах с разным возрастом женщин (рис. 2).
Рис. 2. Распределение женщин по возрасту в супружеских парах молодых мужчин (%).
Анализ семейного положения показал, что большинство отцов - 59,4 случая на 100 обследуемых в молодом возрасте относилось к категории не состоящих в браке, в активном репродуктивном возрасте - 60,9 случая на 100 обследуемых. В возрасте 40 и более лет превалировали мужчины, состоящие в браке - 70,3 случая на 100 обследуемых.
При анализе социально-экономических факторов отмечено, что каждая вторая семья, созданная молодым отцом, относилась к категории социально незащищенной - 48,7 случая на 100 человек. Это отмечено, главным образом, в связи с низкой финансовой обеспеченностью семьи. Обращает внимание, что жена относилась к социальной группе учащихся студентов в 36,8 случая на 100 человек, что соответствует данным об уровне образования женщин. Оценка уровня образования женщин из супружеских пар молодых отцов показала, что имелось среднее общее и средне-специальное образование в 68,4 случая на 100 обследуемых, высшее и незаконченное высшее 31,58 случая на 100 обследуемых. Анализ бытовых условий показал, что неудовлетворительные бытовые условия имелись только в 42 случаях на 100 молодых отцов.
В группе отцов, находящихся в активном репродуктивном возрасте - от 26 до 39 лет семьи, отнесенные к категории социально незащищенных, составили только 12,4 случая на 100 отцов данного возраста. Это отмечено за счет снижения частоты женщин категории учащихся и студентов (2,4 случая на 100 мужчин-отцов данного возраста) и имеющих начальное и среднее общее образование (1,4 случая на 100 мужчин-отцов в активном репродуктивном периоде). В семьях мужчин-отцов в активном репродуктивном периоде неудовлетворительные бытовые условия установлены с частотой 21,6 случая на 100 мужчин-отцов данного возраста, что было в 2 раза реже, чем в группе молодых отцов. В группе отцов в возрасте 40 и более лет семьи, отнесенные к социально незащищенным, составили 15,7 случая на 100 мужчин-отцов данного возраста. Неудовлетворительные бытовые условия в данной группе мужчин-отцов составили только 13 случаев на 100 мужчин-отцов данного возраста.
Анализ вредных привычек показал, что у молодых отцов основной явилась привычка к курению, частота которой составила 59,6 случая на 100 человек против 2,6 случая на 100 человек по вредной привычке к алкоголю. Частота вредных привычек у мужчин, имеющих ребенка в активный репродуктивный период в возрасте от 26 до 39 лет, также показал преобладание привычки к курению над частотой привычки к приему алкоголю.
При сопоставлении частоты вредных привычек у отцов в возрасте 40 лет и более с группой молодых отцов можно отметить, что частота вредной привычки к приему алкоголя выросла в 3 раза. Частота вредных привычек у молодых мужчин-отцов в возрасте 40 и более лет по частоте также преобладала привычка к курению - 44 случая на 100 мужчин данного возраста, при росте привычки к алкоголю до 29,3 случая на 100 мужчин. Следует обратить внимание, что с возрастом у мужчин-отцов снижается частота привыкания к курению при росте частоты привычки к алкоголю.
Представлял интерес анализ такого компонента поведения отцов, как репродуктивное поведение. Анализ репродуктивного поведения показал, что в 43,1 случая на 100 молодых отцов не планировалось наступление беременности. Однако необходимо отметить, что внутрисемейный конфликт по поводу наступившей не планируемой беременности имел место только в половине случаев - 54,0%. Настораживает отсутствие в репродуктивном поведении участия молодого отца в привлечении женщины - матери их ребенка к систематическому наблюдению врачом акушером-гинекологом женской консультации, что отмечено в каждом восьмом случае.
Нами проведен анализ состояния репродуктивного здоровья молодых отцов и дан по таким показателям, как характер течения беременности у женщин из супружеских пар с молодым отцом, комплексная оценка степени риска перинатальной патологии, перинатальной смертности, частота перинатальной патологии у зачатых от них детей, а также частота андрологической патологии.
В супружеских парах, в которых отец ребенка находился в молодом репродуктивном возрасте, выше доля имеющих третью и четвертую степень риска перинатальной патологии и смертности нарастала с увеличением (р<0,05).
Анализ состояния репродуктивного здоровья у молодых отцов проведен в сравнении с отцами, находящимися в активном репродуктивном возрасте, на основе данных о здоровье родившихся у них детей и о факторах риска перинатальной патологии и смертности, присоединившихся в период гестации, показал, что превышение частоты развития угрозы прерывания беременности, наступившей у женщин от молодых мужчин-отцов, отмечено, главным образом, за счет повышения её во II триместре почти в 2 раза и в III триместре в 7 раз. У женщин от мужчин-отцов в возрасте 26-39 лет за счет повышения в I и II триместрах беременности в 4 раза и у женщин от мужчин в возрасте 40 и более лет за счет I триместра беременности в 5,5 раза.
Доля средней и тяжелой степени анемии составила около 13,3%, что в 3,5 раза превышает величину показателя в группе отцов, находящихся в активном репродуктивном возрасте (26-39 лет) - 4,0% и в 2,5 раза в возрасте 40 и более лет - 5,3%.
Оценка состояния плода свидетельствуют о превышении частоты регистрации задержки роста и развития плода в супружеских парах отцов в молодом возрасте до 25 лет до 36,7% по отношению к группе отцов в активном репродуктивном возрасте 9,8% и в возрасте 40 лет и более 16,6% (t<0,05).
Подобные изменения выявлены по отношению к частоте развития внутриутробных инфекций у детей, родившихся в супружеских парах молодых отцов (t<0,05).
Показатель перинатальной смертности свидетельствует о повышении частоты внутриутробной гибели ребенка в группе молодых отцов (t<0,05).
О неблагополучии репродуктивного здоровья отцов в молодом возрасте свидетельствуют полученные данные о частоте имеющейся у них хронической специфической инфекции.
Таким образом, анализ структуры мужчин-отцов по возрасту указывает на постоянное наступление случаев отцовства в молодом возрасте, причем с некоторой тенденцией к росту в последние годы.
Результаты исследования социально-гигиенической оценки характеристики и образа жизни молодых отцов свидетельствуют о наличии таких медико-социальных проблем, как высокая частота встречаемости такого фактора, отрицательно влияющего на репродуктивное здоровье, как курение, высокая частота низкой степени медицинской активности, социальной незащищенности, неудовлетворительного материально-бытового состояния.
Оценка репродуктивного поведения молодых мужчин выявила компоненты неправильного репродуктивного поведения в связи с не планируемым наступлением беременности для завершения ее родами. Высокая частота внутрисемейного конфликта в связи с нежелательностью деторождения. В ходе сопоставительного анализа показателей здоровья детей, родившихся у молодых отцов, у отцов в активном репродуктивном возрасте и в возрасте 40 лет и более, а также анализа частоты формирования дополнительных факторов риска перинатальной патологии и смертности во время беременности и родов в супружеских парах отцов указанных групп установлено, что уровень этих показателей достоверно хуже в группе молодых отцов.
Сопоставление выявленных компонентов социально-гигиенической характеристики, образа жизни, медицинской активности с факторами риска перинатальной смертности и патологии свидетельствует о наличии у молодых мужчин значительного числа неблагоприятных социально-гигиенических, поведенческих факторов.
Рецензенты:
Алексеев В.Б., д.м.н., профессор, заместитель директора по организационно-методической работе Федерального бюджетного учреждения науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», г. Пермь.
Малютина Н.Н., д.м.н., профессор, зав. кафедрой профессиональных болезней, промышленной экологии и терапии с курсом профпатологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития России, г. Пермь.