Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE THEORETICAL-METODOLOGICAL BASIS OF THE MANAGEMENT OF THE REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Gerasimenko O.A. 1
1 FGAOU VPO "Belgorod State University, National Research", Belgorod
The theoretical and methodological basics of the management of the regional educational system are presented in the article. The process of improving of the management of education system, the basic functions and principles of the educational system in the region were studied by the author. Also the modern methods of the investigation of the educational system in the region were suggested such as network management structure, monitoring of the system for tracking the quality of the educational activities, development of an information environment in general education, formation of the clusters of educational innovation, introduction of the forms and methods of public-private partnership in education These proposed methods of researches can become the effective tools for decision-making in the regional educational system to form a strategy of the education development; to design a reasonable estimate of the efficiency of the elements’ activity of the regional educational system.
the regional educational system
the management system
the method
the modernization
В настоящее время проводится поэтапная модернизация образовательной деятельности в нашей стране, обусловленная необходимостью учета реалий рыночной экономики и имеющая целью повышение эффективности образования. Она связана с вхождением этой деятельности в концепцию развития человеческого капитала и устойчивого роста социально-экономических систем.

Модернизация эта осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Региональная система характеризуется определенной степенью уникальности, выражающейся системой факторов и условий, свойственных именно для данной территории. Разработка программ и организационной системы мероприятий по формированию и развитию рыночной инфраструктуры региона позволяет региональным органам управления осуществлять единую политику, обеспечивать эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, формирующих рыночные структуры, реализовать комплексный подход к развитию всех элементов и подсистем [1; 2].

Совершенствование управления системой образования предусматривает решение комплекса проблем:

  1. реализация принципов системности и эффективности в управлении образованием на всех уровнях - государственном, региональном, муниципальном;
  2. исследование современных подходов к инновационным механизмам, улучшение организации образовательного процесса;
  3. реализация принципов комплексности и интегрированности при проведении информатизации образования [2; 3].

В сфере образования на региональном уровне проблемы управления и организации связаны, прежде всего, с ее социально-экономическими и организационно-техническими аспектами. Социально-экономический аспект отражает особенности политических, правовых, экономических, социальных и других форм общественных отношений, т.е. такие вопросы управления, которые связаны с внешней средой - региональной инфраструктурой рынка; организационно-технический - воздействие внутренней среды на организацию и технологию процессов продвижения образовательных услуг и обуславливает необходимость ее изучения.

Развитие региональной системы образования может быть охарактеризовано через:

  • увеличение количества разнообразных образовательных учреждений, использующих различные образовательные программы или их сочетания;
  • уровень удовлетворения потребности различных групп населения в образовательных услугах;
  • высокое качество образовательных услуг.

Управление развитием региональной системы образования характеризуется способностью:

  • создавать условия для развития системы;
  • обеспечивать инновационную деятельность образовательных учреждений, координацию и экспертизу их деятельности;
  • создавать механизмы отбора и оценки новшеств для широкого распространения;
  • предоставлять широкие возможности повышения квалификации, обмена опытом и получения научно-консультативных услуг для всех желающих;
  • обеспечивать прогнозирование результатов развития системы образования [4].

Основными принципами управления в региональной системе образования являются:

  • принцип развития инновационного профессионально-личностного потенциала субъектов региональной системы образования, направленный на осмысление, проектирование и реализацию образовательных новшеств;
  • принцип прогностичности, предполагающий прогнозирование сценариев изменений региональной системы образования вследствие внедрения инноваций, их рисков и социальных эффектов;
  • принцип демократизации управления, предполагающий активизацию государственно-общественного управления на всех уровнях системы образования;
  • принцип оптимальности и здоровьесбережения, ориентированный на отбор инноваций с учетом оптимального использования ресурсов и предупреждения перегрузки.

Управлением в региональной образовательной системе могут быть реализованы следующие функции:

  • стимулирующая - содействие раскрытию потенциальных возможностей развития человека, мотивация педагогов на профессионально-личностные достижения в освоении, создании и реализации инноваций,
  • стабилизирующая - упорядочивание и стабилизация всех процессов, происходящих в образовательных учреждениях региона и обеспечение их общей направленности на повышение качества образования в русле реализации педагогических новшеств;
  • экспертная, предполагающая экспертизу, отбор и фиксацию такого содержания, средств и методов управленческой деятельности, которые являются эффективными для достижения запланированных результатов;
  • прогностическая, обеспечивающая сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления;
  • прагматическая - выбор и принятие управленческих решений, которые обеспечат достижение гарантированного результата посредством рационального использования ресурсов инновационного потенциала региональной образовательной системы [4].

Определим основные методы управления региональной образовательной системой.

  1. Создание и использование сетевых организационных структур. Сетевые управленческие структуры - организационная форма, использующая принцип разнообразия и учитывающая человеческий фактор. «Сетизация» является методом стратегического менеджмента, заключающимся в формировании сети с узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями клиентов и партнеров, а также в соответствии с маркетинговой конъюнктурой в области образования. Сетевые системы отражают связи между элементами внешней и внутренней среды регионального образования. Сетевая структура предполагает создание сети, объединяющей внешних и внутренних партнеров, отличающихся высокой гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, высоким творческим потенциалом, способностью разрабатывать и реализовывать самостоятельную программно-целевую деятельность в рамках единого стратегического подхода.
  2. Разработка и реализация инновационной модели управления образованием области требует создания мониторинговой системы отслеживания качества образовательной деятельности на уровне территорий, образовательных учреждений, отдельных педагогов. Только на основе анализа выявленных тенденций в состоянии образования на уровне региона возможны обоснованные управленческие инновации.

Основной критерий результативности управленческих инноваций в региональном образовании - реальное повышение учебно-личностных достижений выпускников, отвечающее требованиям общества. Такого результата невозможно достичь без разработки с использованием метода сетевых управленческих структур гибкой системы контроля за нормативно-программным обеспечением деятельности школы. Образовательная программа, созданная на основе Концепции деятельности (или Миссии) школы, включает спроектированные в соответствии с государственным и индивидуально-потребительским заказом результаты деятельности образовательного учреждения, отражает характер используемых диагностических процедур и является нормативно-правовой основой оценки результативности работы педагогического коллектива.

3. Важнейшим составным звеном, обеспечивающим выход на качественное региональное образование, является создание современной информационной среды в системе общего образования. Такая среда включает:

  • сеть школьных библиотек;
  • школьные компьютерные сети;
  • административные компьютерные сети на уровне территорий и областей;
  • подключение к общероссийским и международным информационным системам.

Создание в региональном образовании информационной среды, отвечающей возможностям современных технологий, обеспечивает накопление, систематизацию и доступность любому пользователю неограниченных объемов информации. Это дает возможность обеспечить оперативность и достаточность информации для руководителей, педагогов, учащихся, создает обратную связь вплоть до осуществления групповой управленческой и учебной деятельности.

4. Формирование кластеров образовательных инноваций, на базе которых в дальнейшем появятся культурно-инновационные процессы в региональной системе образования, обусловлено:

  • политикой региональных органов власти и управления, направленной на поддержку и развитие образовательных инноваций;
  • атмосферой доверия и творчества в образовательной среде региона, психологической готовностью к работе в режиме инновационного развития образовательных учреждений;
  • квалификацией специалистов в области образования, ориентированных на инновационное развитие;
  • взаимодействием в инновационных процессах образовательных учреждений разного уровня и их социальных партнеров;
  • развитой образовательной инфраструктурой.

Факторами, препятствующими развитию кластеров инноваций, являются:

  • низкое качество инновационного климата и уровня развития инфраструктуры системы образования в регионе;
  • неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям экономики;
  • слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями, другими социальными партнерами учреждений образования и др.

5. Внедрение форм и методов государственно-частного партнерства. Характер государственно-частных партнерств зависит от множества факторов, таких как степень развития рыночных отношений, национальные особенности, отраслевая специфика и других. Для раскрытия сущности государственно-частного партнерства важно выявить его ключевые характеристики или признаки, позволяющие разграничить ГЧП с другими типами взаимодействий государства и бизнеса.

Так, Организация экономического сотрудничества и развития по научной и технологической политике в качестве основных признаков государственно-частного партнерства выделила следующие [5-7]:

  • участниками партнерства являются как государственные, так и частные организации;
  • взаимоотношения сторон носят партнерский, равноправный характер;
  • отношения сторон партнерства зафиксированы в официальных документах (контрактах, договорах и т.п.);
  • партнеры имеют общие цели, для достижения которых они объединяют свои вклады;
  • получение и использование совместных результатов основано на распределении между партнерами соответствующих расходов и рисков.

Представляется целесообразным классификацию существующих форм и механизмов ГЧП в образовании основывать на следующих критериях. Форма государственно-частного партнерства в значительной степени определяется тем, что является объектом управления, на который направлены инициативы (усилия, действия) партнерства. Поэтому в качестве основных форм ГЧП в образовании можно выделить институциональную форму, когда объектом управления, на который направлены инициативы партнерства, является организация или отдельное ее структурное подразделение, и программно-проектную форму, при которой объектом управления является программа или проект (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация форм и механизмов ГЧП в образовании

Механизмы

Форма ГЧП

Институциональная

Программно-проектная

Финансовые

Эндаумент-фонд (ФЦК)

Образовательный кредит

Концессия

Государственные и муниципальные гарантии

Аренда

Лизинг

Налоговые кредиты

Гранты

Образовательный ваучер

Займы

Выпуск акций, векселей

Стипендиальные программы

Организационно-административные

Институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные

и иные советы)

Ярмарки проектов (образовательных и др.)

Совместные программы (в том числе грантовые)

Технопарки

Аккредитация программ и другая независимая оценка качества

ОЭЗ технико-внедренческого типа

Научно-производственная практика

Центры трансфера технологий

Стажировка преподавателей и студентов на предприятиях

Ресурсные центры

Разработка нормативов и стандартов (на программы)

Ассоциации выпускников

Контрольные

Аккредитация образовательных организаций

Договор на проведение внешнего аудита

Рейтинговая оценка образовательных учреждений

Правовые

Договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контакты на управление)

Инвестиционный контракт

В основе выделения отдельных механизмов ГЧП лежат особенности методов, посредством которых реализуются партнерские инициативы (усилия, действия). В качестве основных типов механизмов ГЧП в образовании выделяют финансовые, организационно-административные и правовые механизмы государственно-частных партнерств. В рамках такого подхода к классификации форм и механизмов ГЧП в образовании в качестве основных финансовых механизмов, применяемых для развития институциональной формы партнерств, предложены эндаумент-фонд, концессия, аренда, лизинг, налоговые кредиты, образовательный ваучер и др. В качестве ключевых финансовых механизмов при программно-проектной форме ГЧП выделены образовательный кредит, государственные и муниципальные гарантии, гранты, займы, стипендиальные программы. Важную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед сферой образования, играет эффективное развитие организационно-административных механизмов ГЧП, к которым отнесены институты общественного участия (общественные, управляющие, попечительские, наблюдательные и иные советы), различные технопарковые структуры, создаваемые при вузах (центры трансфера технологий, инкубаторы и технопарки), другие институты инновационной инфраструктуры, ассоциации выпускников. В условиях динамичных процессов модернизации системы российского образования успешное развитие государственно-частных партнерств в этой сфере в значительной степени определяется совершенствованием правовых механизмов, таких как договоры на управление имуществом (концессионные соглашения, контракты на управление), инвестиционный контракт.

Таким образом, важной отличительной чертой ГЧП является то, что при этом типе взаимодействий государство в лице своих распорядительных органов не реализует властные полномочия, а выступает для представителей бизнеса партнером ради достижения общественно значимых целей.

В целях формирования грамотной экономической политики, повышения инновационной активности, конкурентоспособности региона представляется целесообразным создание условий для эффективного взаимодействия государства и частного бизнеса.

Система управления региональной системы образования должна видоизменяться с учетом преемственности и последовательности. Образование является сферой, в которой недопустимы революционные перестройки, поскольку его система обычно формируется эволюционно в течение длительного времени. Оно ориентировано на личность человека, в отношении которой возможности проведения любых экспериментов должны быть ограничены.

Рецензенты:

  • Аничин В.Л., д.э.н., профессор кафедры организации и управления ФГБОУ ВПО «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я. Горина», г. Белгород.
  • Бахарев В.В., д.соц.н., профессор социологии и управления ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород.