Обществом особо предъявляются повышенные требования к моральным качествам медика среднего звена. В 1997 году Ассоциацией медсестер России был разработан Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), Этического кодекса Международного совета медицинских сестер (1973). В соответствии с этими документами медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного всестороннего ухода за пациентами.
Принципиально новые условия и содержание сестринского образования нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации, в Программе развития сестринского дела до 2020 года. Одним из основных отличий данных документов является перенос акцента с предметно-дисциплинарного подхода на компетентностный, где стержнем профессиональной компетентности выступают личностные качества медицинского работника, такие как ответственность, сострадание, толерантность, инициатива, сотрудничество, коммуникативные способности, умение учиться, способность работать в команде и т.д. Правомерно, что содержание образования специалиста необходимо выстраивать не только как накопление специально-предметных знаний, но и как воспитание его личностных качеств. В данной области, в частности, в медицинском образовании накоплен значительный опыт, базирующийся на идеях гуманистической педагогики, провозглашающей жизнь человека в качестве высшей духовной ценности и признающей уникальность каждого индивида.
Гуманистические идеи получили фундаментальную разработку в трудах выдающихся представителей педагогической мысли второй половины XIX - первой половины XX в.: Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, М. Монтессори, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и других. Несмотря на разность эпох, стран и методологических оснований, в русле которых учёными обосновывались гуманистические идеи, их позиции объединяет убеждение в первоочерёдности и приоритетности становления нравственного мира личности в процессе её образования. Сформированность гуманистического мышления, выступающего в качестве практически ориентированной философии человека, значительно расширяет горизонты его внутренней жизни и профессиональной деятельности в том числе.
Одним из первых в отечественной педагогике в таком контексте была поставлена проблема воспитания «внутреннего человека» Н.И. Пироговым (1810-1881) - учёным, врачом-хирургом, общественным деятелем, педагогом. Жизнь и деятельность Н.И. Пирогова проходила в непростое историческое время. В России вследствие мощного общественно-педагогического движения произошла отмена крепостного права (1861г.), которую П.Ф. Каптерев назвал «гуманитарной реформой», поскольку в центр её был поставлен человек. В 1854 году он принимал участие в обороне Севастополя, проявив себя не только как хирург-клиницист, но прежде всего как организатор оказания медицинской помощи раненым, как талантливый учёный, определивший принципиально новые подходы к медицинской практике. В это время им впервые в полевых условиях была использована помощь сестер милосердия, труд которых он высоко ценил и считал, что «нужно иметь крепкое здоровье, самоотвержение и постоянство нрава, чтобы совершать это дело милосердия, не громкое, не лестное для суеты, но существенно полезное для бедствующих больных»[4, с.43].
Свои взгляды на проблему становления «человека в человеке» он выразил в статье «Вопросы жизни», в которой акцентировал внимание российского общества на важность реализации двух идей в процессе становления личности: 1) признания за каждым человеком своего человеческого достоинства; 2) необходимость всем заняться воспитанием в себе «человека», т.е. самовоспитанием. Он настаивал на развитии способности познания самого себя, самоанализе, которые позволят созреть и окрепнуть внутреннему человеку. Педагог утверждал: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми... Развивайте индивидуальные способности каждого, но не забывайте и общечеловеческих свойств; уважайте врожденные силы ребенка, а не уничтожайте их и ведите дитя так, чтобы оно проникалось нравственностью божественного и человеческого мира, а не противопоставляло ему своё "я"»[3, с. 312-314].
Оценивая значение Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерев писал о том, что, когда Пирогов развивал свои идеи об общем образовании, его проповедь была особо важна, так как повсюду господствовало профессиональное направление в образовании [1, с.370]. Как блестящий клиницист Н.И. Пирогов реорганизовал преподавание хирургии в целях обеспечения каждому студенту возможности практического изучения предмета. По проекту Н.И. Пирогова и Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт, что позволило студентам и врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в производстве операций, а также вести экспериментальные наблюдения [7,с.221]. Вместе с тем, не умоляя достоинств естественнонаучного и специального направления в подготовке кадров, Н.И. Пирогов, тем не менее, подчёркивал первоочередность общего, а затем специального образования. Одной из главных тем специальной подготовки, по его мнению, должно являться нравственное воспитание личности [3,с.356].
Процесс морально-этического развития человека, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1879) - основоположника научной педагогики в России, не может быть связан только с интеллектуальной сферой. Обосновав в отечественной педагогике антропологическую концепцию целостной личности, он утверждал, что наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство и психические особенности, поэтому необходимо узнать человека во всех отношениях (физических, психических, душевных) с целью его целостного воспитания, также педагогу необходимо учитывать возрастные, природные, индивидуальные особенности личности. Гуманистическая аксиосфера, по мнению педагога, должна включать такие ценности, как любовь к ближнему, уважение достоинства личности, стремление делать добро, ответственность, радость от служения людям, творчество, индивидуальность, свобода, трудолюбие, национальная идентичность и другие. В качестве механизмов присвоения гуманистических ценностей К.Д. Ушинским обосновывались самопознание, самовоспитание, стремление реализовать себя. Сам великий педагог с юношеских лет приучал себя к постоянной работе, в том числе и к работе над собой. Его мысли - правила, записанные в дневнике, выражают стремления молодого человека к духовно-нравственному совершенствованию: «сохранение совершенного спокойствия во всех ситуациях; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность и т.п.» [6, с.24].
Гуманистические идеи как культурологический феномен были в центре внимания итальянского врача-педагога М. Монтессори. Мария Монтессори (1870-1952) - одна из ярких представительниц психолого-педагогической науки, считала, что врач, владея достаточными медицинскими знаниями, может ошибиться в правильности диагноза, если он не сумеет вслушаться в сердце пациента или почувствовать незаметное биение пульса. Особо отмечалась ею любовь, ведущая к совершенству и чувствительности, которые проявляются в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага. Педагог утверждала, что сутью морального воспитания является активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствования с помощью сенсорных упражнений для умственного воспитания, позволяющих разграничивать добро и зло. По М. Монтессори, моральное чувство, как и ум, способно совершенствоваться и развиваться. В качестве педагогического кредо у М. Монтессори выступает свободное воспитание личности, поскольку реализация гуманистических идей возможна только тогда, когда личности предоставляется свобода действий и инициативы. Она настаивала на создании условия для проявления самостоятельности личности. М. Монтессори считала, что воспитание должно идти вслед за внутренними потребностями индивида. Следовательно, нравственное воспитание она связывала с развитием самостоятельности и внутренней независимости. Педагог искала пути развития индивида, резко критиковала черствость, заформализованность, невнимание к внутреннему миру личности, подавление педагогом её естественных душевных запросов. Задача воспитателя заключалась в организации помощи в реализации природных способностей, проявлении свободной активности и поиску собственного уникального пути индивида. Дисциплину М. Монтессори трактовала как активность, которую контролирует и регулирует сам воспитанник. Смысл метода, разработанного М. Монтессори, заключался в стимулировании самовоспитания, самообучения, самореализации личности, а также уважении к миру его мыслей и желаний [2]. Высказанные М. Монтессори гуманистические идеи важны и продуктивны не только в воспитании подрастающего ребёнка: психолого-педагогический уровень обоснования идей даёт право расширить спектр их действенности и до условий профессиональной подготовки медицинских сестёр.
Гуманистическим пафосом проникнута педагогика крупнейшего учёного Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Он одним из первых в советской педагогике продолжил разработку гуманистических традиций отечественной и мировой педагогической мысли. Василий Александрович - педагог и мыслитель, написавший более 30 книг и 5000 статей, известных не только на Родине, но и во многих странах мира. Его гуманистические идеи могут стать основой для духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, следует иметь в виду, что он часто сравнивал профессию учителя с профессией врача, указывая на важность развития высокой степени эмпатийных качеств, необходимых для профессионалов этих специальностей. Так, большое значение он уделял развитию нравственной чуткости личности, которая должна перестрадать страданиями человеческими и только при этом условии она будет реагировать на мир другого человека. Это качество он сравнивал с отношением медика к пациенту, не дающего почувствовать больному плохое, а иногда и его безнадёжное состояние. Эта азбучная истина перекликается с медицинской этикой, базирующейся на этике и общей культуре личности. Большинство конфликтов, по мнению педагога, происходят из-за неумения человека использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать личности нравственные ориентиры. Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Поэтому их отношения должны строиться на внимании, доброжелательности и заинтересованности. В.А. Сухомлинский учил педагога чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, познавать его сложный духовный мир, но при этом - беречь, щадить неприкосновенность и уязвимость. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, действий, порождающих тревогу и беспокойство, настаивал на уважении личности воспитанника.
В педагогике В.А. Сухомлинского важным аспектом выступает проблема гуманистических ценностей. Человек, по его мнению, является высшей ценностью, а в структуре общечеловеческих ценностей он выделяет несколько уровней: первый - это жизнь, вселенная, земля, природа, вода; второй - это человек, семья, коллектив, народ, человечество; третий - это человечность и благородство, чуткость и сердечность, любовь и доброта, совесть и стыд, честность и порядочность, честь и достоинство, чистосердечность, щедрость души и многие другие [5]. Эти присвоенные индивидуумом ценности становятся ценностно-смысловым ядром личности, регулятором его поведения.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что в гуманистической педагогике «человек» является наивысшей ценностью. Идеалосообразность образовательного процесса, в том числе в процессе подготовки медицинских сестёр, предполагает ориентацию на такие духовно-нравственные ценности, как любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение его достоинства, свобода, творчество и интересы личности и т.д. Одной из ведущих идей педагогов-гуманистов выступает мысль о единстве обучения и воспитания, которая позволит создать условия для становления «внутреннего человека», а затем человека-гражданина и высококвалифицированного профессионала. Особую роль в воспитании, с точки зрения гуманистической педагогики, играет личность самого педагога. Благодаря развитости его ценностных ориентаций, нравственной чувствительности, он становится способным к созданию субъект-субъектных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, условий для самопознания и самовоспитания, а в конечном итоге формирования гуманистического мышления личности, являющегося основой для гуманистически ориентированной профессиональной деятельности.
Рецензенты:
- Рогова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
- Ольховская Е.Ю., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.