Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REALIZING OF THE HUMANISTIC PEDAGOGICAL IDEAS AS A FOUNDATION OF NURSES' EDUCATION (THE SECOND MIDDLE XIX TH – THE FIRST MIDDLE XX TH CENTURIES)

Boroeva O.P. 1
1 Chita medical college
Presented агtiс1e recognizes the important го1е of humanistic ideas of the second middle of the XIX- th - the first middle of the XX-th centuries in the nurses’ education. Тhere аге main standard- educational and ethic documents in medical specialists’ education of the secondary link. There is the importance of spiritual personal’s education in the foundation of the native pedagogics, in particular, in N.I. Piroguovs’ one. The values of humanistic axiosphere were opened by K.D. Ushinsky. M. Montessori’s points of view about personal’s importance of sensitive development were analyzed in spiritual – moral education. The humanistic pedagogics by V.A. Suhkomlinsky were described and his ideas would use in the nurses’ education.
humanism
ideas of humanistic pedagogics
anthropological conception of education
person’s wholeness
values of education
mechanisms development’s spiritual – moral values
self- education
subject-individual relations
spiritual – moral education
nurses’ education.
Современное общество характеризуется динамично изменяющимися процессами в политико-экономической, социокультурной сферах. Особое внимание уделяется проблеме полноценной жизни человека и его здоровья, в связи  с чем  на государственном уровне принят ряд документов, отражающих улучшение состояния здоровья нации и функционирования системы здравоохранения. Национальный проект «Здоровье» включил в число приоритетных проблем ориентацию на принятие мер, направленных на повышение качества образовательных и медицинских услуг.  Необходимость совершенствования процесса подготовки будущих медицинских сестёр обусловлена обострением проблемы пациент - медицинский работник в последние десятилетия.

Обществом особо предъявляются повышенные требования к моральным качествам медика среднего звена. В 1997 году Ассоциацией медсестер России был разработан Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен на основе Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), Этического кодекса Международного  совета медицинских сестер (1973). В соответствии с этими документами медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного всестороннего ухода за пациентами.

Принципиально новые условия и содержание сестринского образования нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации, в Программе развития сестринского дела до 2020 года. Одним из  основных отличий данных документов является перенос акцента с предметно-дисциплинарного подхода на компетентностный, где стержнем профессиональной компетентности выступают личностные качества медицинского работника, такие как  ответственность,  сострадание, толерантность, инициатива, сотрудничество, коммуникативные способности, умение учиться, способность работать в команде и т.д. Правомерно, что содержание образования специалиста необходимо выстраивать не только как накопление специально-предметных знаний, но и как воспитание его личностных качеств. В данной области, в частности, в медицинском образовании накоплен значительный опыт, базирующийся на идеях гуманистической педагогики, провозглашающей жизнь человека в качестве высшей духовной ценности и признающей уникальность каждого индивида.

Гуманистические идеи получили фундаментальную разработку в трудах выдающихся представителей педагогической мысли второй половины XIX - первой половины XX в.:  Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева,           М. Монтессори, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и других. Несмотря на разность эпох, стран и методологических оснований, в русле которых учёными обосновывались гуманистические идеи, их позиции объединяет убеждение в первоочерёдности и приоритетности становления нравственного мира личности в процессе её образования. Сформированность гуманистического мышления, выступающего в качестве практически ориентированной философии человека, значительно расширяет горизонты его внутренней жизни и профессиональной деятельности в том числе.

Одним из первых в отечественной педагогике в таком контексте была поставлена проблема воспитания  «внутреннего человека» Н.И. Пироговым (1810-1881) - учёным, врачом-хирургом, общественным деятелем, педагогом. Жизнь и деятельность               Н.И. Пирогова проходила в непростое историческое время. В России вследствие мощного общественно-педагогического движения произошла отмена крепостного права (1861г.), которую П.Ф. Каптерев назвал «гуманитарной реформой», поскольку в центр её был поставлен человек.  В 1854 году он принимал участие в обороне Севастополя,  проявив себя не только как хирург-клиницист, но прежде всего как организатор оказания медицинской помощи раненым, как талантливый учёный, определивший принципиально новые подходы к медицинской практике. В это время  им впервые в полевых условиях была использована помощь сестер милосердия, труд которых он  высоко ценил и считал, что «нужно иметь крепкое здоровье, самоотвержение и постоянство нрава, чтобы совершать это дело милосердия, не громкое, не лестное для суеты, но существенно полезное для бедствующих больных»[4, с.43].

Свои взгляды на проблему становления «человека в человеке» он выразил в статье «Вопросы жизни», в которой акцентировал внимание российского общества на важность реализации  двух идей в процессе становления личности: 1) признания за каждым человеком своего человеческого достоинства; 2)  необходимость всем заняться воспитанием в себе «человека», т.е.  самовоспитанием. Он настаивал на развитии способности  познания самого себя, самоанализе, которые позволят  созреть и окрепнуть внутреннему человеку. Педагог утверждал: «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми... Развивайте индивидуальные способности каждого, но не забывайте и общечеловеческих свойств; уважайте врожденные силы ребенка, а не уничтожайте их и ведите дитя так, чтобы оно проникалось нравственностью божественного и человеческого мира, а не противопоставляло ему своё "я"»[3, с. 312-314].

Оценивая значение Н.И. Пирогова,  П.Ф. Каптерев писал о том, что,  когда Пирогов развивал свои идеи об общем образовании, его проповедь была особо важна, так как повсюду  господствовало профессиональное направление в образовании [1, с.370]. Как блестящий клиницист Н.И. Пирогов реорганизовал преподавание хирургии в целях обеспечения  каждому студенту возможности практического изучения предмета. По проекту Н.И. Пирогова и Медико-хирургической академии был создан первый в России анатомический институт, что позволило студентам и врачам заниматься прикладной анатомией, упражняться в производстве операций, а также вести экспериментальные наблюдения [7,с.221]. Вместе с тем, не умоляя достоинств естественнонаучного и специального направления в подготовке кадров, Н.И. Пирогов, тем не менее, подчёркивал первоочередность общего, а затем специального образования. Одной из главных тем специальной подготовки, по его мнению, должно  являться  нравственное воспитание личности [3,с.356].

Процесс морально-этического развития человека, по мнению Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1879) -   основоположника научной педагогики в России, не может быть связан только с интеллектуальной сферой. Обосновав в отечественной педагогике антропологическую концепцию целостной личности, он утверждал, что наука должна действовать не только на ум, но и на душу, чувство и психические особенности, поэтому  необходимо узнать человека во всех отношениях (физических, психических, душевных) с целью его целостного воспитания, также  педагогу необходимо учитывать возрастные, природные, индивидуальные особенности личности. Гуманистическая аксиосфера, по мнению педагога, должна включать такие ценности,  как любовь к ближнему, уважение достоинства личности, стремление делать добро, ответственность, радость от служения людям, творчество, индивидуальность, свобода, трудолюбие, национальная идентичность и другие. В качестве механизмов присвоения гуманистических ценностей К.Д. Ушинским обосновывались самопознание, самовоспитание, стремление реализовать себя. Сам великий педагог с юношеских лет приучал себя к постоянной работе, в том числе и к работе над собой.  Его мысли - правила, записанные в дневнике, выражают стремления молодого человека к духовно-нравственному совершенствованию: «сохранение совершенного спокойствия во всех ситуациях; прямота в словах и поступках; обдуманность действий; решительность и т.п.» [6, с.24].

Гуманистические идеи как культурологический феномен были в центре внимания итальянского врача-педагога М. Монтессори.  Мария Монтессори (1870-1952)   - одна из ярких представительниц  психолого-педагогической науки, считала, что врач, владея достаточными медицинскими знаниями, может ошибиться в правильности диагноза, если он не сумеет вслушаться в сердце пациента или  почувствовать незаметное биение пульса.  Особо отмечалась ею любовь, ведущая к совершенству и чувствительности, которые проявляются в страдании при виде зла и в радости при виде чужого блага.  Педагог утверждала, что сутью морального воспитания является активная поддержка внутренней восприимчивости, ее совершенствования с помощью сенсорных упражнений для умственного воспитания, позволяющих разграничивать добро и зло.  По  М. Монтессори,  моральное чувство, как и ум, способно совершенствоваться и развиваться.  В качестве педагогического кредо у М. Монтессори выступает свободное воспитание личности, поскольку реализация гуманистических идей возможна только тогда, когда личности предоставляется свобода действий и инициативы.  Она настаивала на создании условия для проявления самостоятельности личности.  М. Монтессори считала, что воспитание должно идти вслед за внутренними потребностями индивида. Следовательно, нравственное воспитание она связывала с развитием самостоятельности и внутренней независимости. Педагог  искала пути развития индивида,  резко критиковала черствость, заформализованность, невнимание к внутреннему миру личности, подавление педагогом её  естественных душевных запросов.   Задача воспитателя  заключалась в  организации помощи в  реализации природных способностей, проявлении свободной активности и поиску собственного уникального пути индивида. Дисциплину М. Монтессори трактовала как активность, которую контролирует и регулирует сам  воспитанник.  Смысл метода, разработанного М. Монтессори, заключался в стимулировании самовоспитания, самообучения, самореализации личности, а также уважении  к миру  его мыслей и желаний [2]. Высказанные М. Монтессори гуманистические идеи важны и продуктивны не только в воспитании подрастающего ребёнка: психолого-педагогический уровень обоснования идей даёт право расширить спектр их действенности и до условий профессиональной подготовки медицинских сестёр.

Гуманистическим пафосом проникнута педагогика крупнейшего учёного Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Он одним из первых в советской педагогике продолжил разработку гуманистических традиций отечественной и мировой педагогической мысли. Василий Александрович - педагог и мыслитель,  написавший более 30 книг и 5000 статей, известных  не только на Родине, но и во многих странах мира.  Его гуманистические идеи могут стать основой для духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, следует иметь в виду, что он часто сравнивал профессию учителя с профессией врача, указывая на важность развития высокой степени эмпатийных качеств, необходимых для профессионалов этих специальностей. Так, большое значение он уделял развитию нравственной чуткости личности, которая должна перестрадать  страданиями человеческими и только при этом условии она будет реагировать на мир другого человека.  Это качество он сравнивал с отношением медика к пациенту, не дающего почувствовать больному плохое, а иногда и его безнадёжное состояние. Эта азбучная истина перекликается с медицинской этикой, базирующейся на этике и общей культуре личности. Большинство конфликтов, по мнению педагога,  происходят из-за неумения человека использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать личности нравственные ориентиры. Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Поэтому их отношения должны строиться на внимании, доброжелательности и заинтересованности. В.А. Сухомлинский учил педагога чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, познавать его сложный духовный мир, но при этом - беречь, щадить  неприкосновенность и уязвимость.  Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, действий, порождающих тревогу и беспокойство,  настаивал на уважении личности воспитанника.  

 В педагогике В.А. Сухомлинского важным аспектом выступает проблема гуманистических ценностей.  Человек, по его мнению, является  высшей ценностью, а в  структуре общечеловеческих ценностей он выделяет несколько уровней: первый - это жизнь, вселенная, земля, природа, вода; второй - это человек, семья, коллектив, народ, человечество; третий - это человечность и благородство, чуткость и сердечность, любовь и доброта, совесть и стыд, честность и порядочность, честь и достоинство, чистосердечность, щедрость души  и многие другие [5].  Эти присвоенные индивидуумом ценности становятся ценностно-смысловым ядром личности, регулятором его поведения.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что в гуманистической педагогике «человек» является наивысшей ценностью. Идеалосообразность образовательного процесса, в том числе в процессе подготовки медицинских сестёр,  предполагает ориентацию на такие духовно-нравственные ценности, как любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение его достоинства, свобода, творчество и интересы личности и т.д. Одной из ведущих идей педагогов-гуманистов выступает мысль о единстве обучения и воспитания, которая позволит создать условия для становления «внутреннего человека», а затем  человека-гражданина и высококвалифицированного профессионала. Особую роль в воспитании, с точки зрения гуманистической педагогики, играет личность самого педагога.  Благодаря развитости его ценностных ориентаций, нравственной чувствительности, он становится способным к созданию субъект-субъектных взаимоотношений между участниками педагогического процесса, условий для самопознания и самовоспитания, а в конечном итоге формирования  гуманистического мышления личности, являющегося основой для гуманистически ориентированной профессиональной деятельности.

Рецензенты:

  • Рогова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета  им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.
  • Ольховская Е.Ю., д.п.н., профессор кафедры теории и истории педагогики Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита.