В каждом из российских регионов обнаруживаются специфические черты в развитии процессов оформления и распространения информационных потоков в капиталистическую эпоху. Важным становится выявление моделей ее адаптированности к предыдущим культурным традициям, определение соотношения элементов в системе формирующейся печатной индустрии на различных территориях страны.
Изучение и использование в современный период опыта развития печатной индустрии и влияние данного вида производства на региональное сообщество инспирируется потребностями решения проблем представления и управления информационными потоками и минимизации возможных негативных последствий распространения и использования общественно-культурной информации.
Работ по истории общественной и культурной жизни Вятского региона в XIX столетии на местном уровне немало. Однако в этом корпусе явно недостаточно публикаций именно по истории печатного дела. На сегодняшний день работы по теме представлены в основном статьями и краеведческими материалами. В истории изучения темы выделяется три этапа:
- вторая половина XIX в.;
- в основном, период XX столетия;
- конец XX - начало XXI в.
Во время первого этапа появлялись краеведческие материалы, причем по общим (с точки зрения истории печати) вопросам. Отдельным сюжетам посвящены статьи местных исследователей [10]. Появились работы о подвижничестве деятелей церкви [3]. Накапливались материалы по истории печати, использованию её продукции жителями края. Начал изучаться контекст бытования издательской продукции, в частности - ее образовательная и художественная функции. Одним из направлений использования печатной продукции стало просвещение национальностей [1]. История печатного дела в Вятской губернии в рассматриваемый период соотносилась с общероссийскими тенденциями. В общем, сведения по истории печатного дела в губернии накапливались, научные обобщения в сфере исторической науки начали оформляться в некий комплекс.
Второй этап в изучении темы начался после 1917 года и длился примерно до конца XX столетия. В это время появились статьи по отдельным сюжетам развития печати. Развилось направление изучения старообрядчества как яркого явления в истории региональной книжности [5]. В изучении староверия наметилась тема книжности, но художественное оформление и типографские особенности книг староверов в регионе комплексно не исследовались. Другим направлением в изучении печатного дела стало использование его в общественно-политической жизни [6].
Сформировалось еще одно направление - персоналии деятелей, связанных с книжностью. Среди них - виднейший просветитель Л. Горка. Появились работы о личности художников-оформителей, в том числе Е. Чарушине [4]. Все региональные исследования вписывались в общегосударственное изучение издательского дела. Все эти работы стали основательным дополнением для сравнительно-исторических построений. Обращает на себя внимание появление некоторых публикаций по печатному делу [9]. Во второй период изучения рассматриваемой темы ракурс региона стал более четко проявляться в исследованиях. Исторических обобщений, теоретических работ по истории издательского дела в XIX веке в Вятском крае не появилось.
Третий этап изучения темы связывается с концом XX - началом XXI в. В это время развиваются новые и актуализируются некоторые ранее существовавшие методологические подходы к изучению истории, в том числе издательской деятельности, появляются труды по истории Вятского региона в новых парадигмах [7, 8]. Проблемы истории печати в Вятском крае получили по-новому осмысленный, расширенный контекст для исследований. Различные аспекты этой темы предстали в работах региональных ученых. Темы духовности, культуры и образования на рассматриваемой территории предстали в более полном преломлении и с новыми сюжетами.
Так, к началу XXI века насчитывалось немало работ, в которых описывались различные обстоятельства истории издательского дела в Вятской губернии в XIX в. Появились труды общероссийского уровня охвата информации, новые подходы к изучению исторических процессов. Однако до сих пор обобщающих трудов на эту тему нет. Дальнейшие исследования возможны при расширении источниковой базы и обновлении методологической основы.
К опубликованным документам и материалам по истории печатного дела на рассматриваемой территории относятся законодательные акты, протоколы, отчёты, уставы, периодическая печать: журналы, газеты, тематические сборники регионального издания, относящиеся к XIX столетию. Основным источником для осмысления особенностей развития печати явились комплекты периодических изданий рассматриваемого периода. Среди них: «Вятские губернские ведомости» (1838 - 1917 гг.), «Вятская газета» (1894 - 1907 гг.), «Вятский край» (1895 - 1898 гг.), «Вятская жизнь» (1905 - 1906 гг.), «Крестьянская газета» и др. Всего в рассматриваемый период в губернии издавалось более 30 периодических изданий.
Неопубликованные исторические источники составляют материалы фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Кировской области (ГАКО). Они дополняются фондами Кировского областного краеведческого музея (фонды рукописных и старопечатных книг, печатных изданий и художественных репродукций XIX века), Кировского областного художественного музея (фонды рукописных, старопечатных книг, эскизы, литографии и другая художественная продукция), а также Отдела редких книг и рукописных изданий Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.
Использование и анализ разноплановых источников в комплексе призваны обеспечить должное качество проводимых исследований.
Объектом исследования является история издательского дела в XIX веке. Предметом исследования являются книжная культура в Вятском крае до XIX века, становление и развитие типографского дела в Вятском наместничестве / Вятской губернии в XIX веке, и виды общественного использования печатной продукции. Цель исследования заключается в анализе истории печатного дела в Вятской губернии в XIX веке. Обозначенная выше цель обусловила постановку следующих задач: характеристику истории печатного дела в Вятской губернии до XIX столетия; анализ возникновения и деятельности в регионе первой губернской типографии; исследование направлений использования региональным сообществом печатной информации и роли последней в культурной жизни губернии.
Верхняя граница хронологических рамок исследования деятельности первой губернской государственной типографии - это рубеж 1917 г., когда завершился период капиталистического, рыночного развития края. Нижняя граница - конец XVIII в. Однако для реконструкции процессов генезиса печатного дела на рассматриваемой территории целесообразно использование более раннего исторического материала, частично связанного со средневековьем, монастырями, старообрядчеством. Территориальные (географические) рамки исследования в целом определяются границами Вятской губернии, которые оставались неизменными до 1917 года. Так как территория современной Кировской области лишь частично совпадает с Вятской губернией, то целесообразно употребление некоего обобщающего названия - Вятский регион.
Реформирование и развитие издательского дела в Вятской губернии исследуется как общее и особенное в системе общероссийской истории печати в XIX веке. В исследовании используются положения формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических процессов. Исследование строится на принципах научности и историзма. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический, историко-генетический методы, а также метод художественного анализа печатной продукции.
В предыстории издательского дела региона выявляются сюжеты, связанные с книжной культурой в Вятском крае до XIX века, а именно - со средневековыми свидетельствами грамотности и книжности в Вятской земле, библиотеками вятских монастырей. Переселение в край русских ускорило распространение грамотности. Фрагменты берестяных грамот, застежки от книг и другие предметы свидетельствуют о проникновении в край грамотности и книжности вместе с новгородцами в XII - XIV вв. [9] Эстафету продолжили монастыри, среди которых знаменитый Трифонов Успенский мужской монастырь, основанный в 1580 году. В нем и в других монастырях были собраны уникальные книжные собрания, включавшие как рукописные, так первопечатные книги [8]. Однако спрос так называемого «пред-модерна» на информацию удовлетворялся не только этими источниками книжности; он дополнялся ярким, значительным явлением в истории Вятки - культурой книги в местном старообрядчестве.
Производство рукописных и печатных книг в старообрядческой среде Вятского региона до XIX века и после этого времени демонстрировало значительные успехи в воспроизводстве текстов, их оформлении «красными» буквами, заставками, иллюстрациями [7]. Бумага, скрепление листов, традиционное оформление обложки, переплета и застежек говорили о том, что книгоиздание в местном староверии и в регионах культурных связей находилось на высоком уровне и внесло весомый вклад в полиграфическое дело в XIX веке.
Старообрядческие традиции переписывания и типографского издания книг восполняли вакуум потребности человека в аграрном обществе в информации, которая была, главным образом, религиозной.
Светское просвещение в Вятском регионе в основном ведет свой отсчет именно с Лаврентия Горки. Обладая жестким характером, этот общественный деятель проводил, подобно Петру I, «варварскими методами борьбу против варварства», чем вызывал недовольство среди местного духовенства. Однако его деятельность носила прогрессивный характер, за что он и получил впоследствии в народе почетное знание «просветителя Земли Вятской». Но кроме расширения сферы потребления информации посредством создания светского обучения грамоте Лаврентий Горка заложил основы светского библиотечного дела и поэтического творчества. Данные явления требовали дополнения «типографскими» ресурсами, поэтому логичным в региональной истории стал сюжет о распространении в регионе лубочных картин.
Вятские лубочные картины - одно из направлений развития издательского дела в регионе к XIX столетию. Становилось очевидным, что жителям пред-модерна уже не хватало печатного письменного слова и немногочисленных иллюстраций в типографских изданиях. Стало необходимым создание государственных, масштабных типографий. Так, в региональном сообществе сформировалась потребность в массовой информации, при этом не только текстовой, но и иллюстративной.
Развитие Вятского края шло по пути наращивания рыночных явлений. Вслед за созданием горнозаводской промышленности в крае, образованием новых школ, развитием городской инфраструктуры возникла потребность в создании масштабной типографии, новых техниках печати газет, журналов и книг. В 1797 году в Вятке, при губернском правлении, открылась первая государственная типография.
В процессе становления и развития типографского дела в Вятском наместничестве / Вятской губернии в XIX веке яркими представляются темы организации работы первой государственной типографии и ее технического оснащения. В период с конца XVIII века до 1917 года, когда выявляется ряд закономерностей в организации и управлении новым видом производства - издательского дела [2]. Специфичным являлся поиск кадров, готовых заниматься данным производством, а также - заказчиков, потребителей информации. Появилась конкуренция - кроме губернской государственной типографии создавались меньшие по размаху, частные, но занимавшие определенную нишу на формировавшемся в губернии рынке издательских услуг. Чуть ли не на первый план выступила еще одна новая проблема - современное для того времени типографское оборудование. Для необходимого размаха полиграфическому делу в Вятской губернии была необходима должная техническая поддержка.
В развитии технической стороны дела в работе губернской типографии выделяются некоторые закономерности. Вятская губерния в географическом плане находилась достаточно далеко от западноевропейского развития печати, от центральных (столичных) российских территорий, с их бо́льшими возможностями к внедрению новинок индустриального времени. Показательно, что современное для того периода новшество в регионе было внедрено при участии приезжего, но закрепившегося в крае человека - В.Н. Котлевича, с его сформировавшимися до этого знаниями и опытом в полиграфическом деле. Именно этот польский уроженец привез стоящее оборудование для типографии и продал его губернским властям [9]. «Встроенный в вятскую историческую реальность», он сумел развить издательскую деятельность на соответствующем для европейского зарубежья уровне оборудования, предоставив для Вятской губернской типографии комплекс необходимого импортного оборудования и станков, внедрив в регионе прогрессивные и апробированные в Европе полиграфические технологии.
Время с конца XVIII века до 1917 года на примере истории издательского дела в крае можно считать временем активного внедрения индустриальных, рыночных технологий. Четко прослеживается цепочка «от кадров - к оборудованию, технологическим процессам и представлению к потреблению обществом». Формируется круг заказчиков, потребителей информации. В дополнении государственного сектора частным в издательском деле видится появление конкуренции, верного спутника рыночного времени. Благодаря своеобразной начавшейся подвижности населения, а именно - деятельностью общественных персон из других регионов обеспечивалась необходимая техническая поддержка нового общественного производства.
Вятская губернская типография была оснащена передовым и качественным оборудованием. Она стала очагом просветительства в регионе, местом производства передовой литературы, а через печатные СМИ - экономической, политической и культурной информации для широких слоев населения края.
При рассмотрении способов общественного использования печатной продукции в Вятской губернии в пореформенное и послереформенное время акцентируется внимание на влияние полиграфической продукции на местное сообщество и определение «лица» провинциальной прессы. Издание «Памятных книжек Вятской губернии», «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» аккумулировало актив местной интеллигенции. В их подготовке принимал участие известный ученый А.А. Спасский. Разночинная интеллигенция стала новатором в духовном развитии края, собирала и публиковала источники по его истории и культуре. У нее сложился свой стиль общения как с народом, так и с властями [7].
Художественные произведения, рукописный журнал, краеведческие сборники стали яркой страницей в истории издательского дела в Вятской губернии. На их страницах собраны и сохранены материалы по истории, этнографии, экономике края. Издания повлияли на создание образа местной интеллигенции, во многом - гуманитарной, формирование круга ее чтения.
Однако на порядок выше была востребованность, а значит и круг потребителей полиграфической информации у другого вида печати - газет. Газетное дело развилось в Вятской губернии пышным цветом. Среди изданий: «Вятские губернские ведомости», «Вятские епархиальные ведомости», «Вятская газета», «Вятский край». В провинциальной прессе сложилась система, включающая в себя несколько уровней и структур: с одной стороны, газета, журнал, памятная книжка (календарь), труды (сборники), которые выделяются по родовым признакам; с другой стороны, правительственная (официальная), земская, частная и коммерческая печать, которая характеризуется социально-политическими признаками. Кроме того, все эти издания имеют частотный характер: ежедневный, еженедельный, ежемесячный и разовый.
Типографские издания способствовали пространственному расширению информации, демократизировалась общественная жизнь, Вятская губерния с ее почти полностью крестьянским населением эволюционно втягивалась в общероссийскую экономику, культуру и информационное пространство. Как известно, в индустриальной эпохе (в так называемом «обществе Второй волны») выявляются взаимосвязи между техносферой, социосферой и информ-сферой [10]. Существо рыночной эволюции в Вятской губернии выявлялось в том, что так называемая «техносфера» в полиграфии влекла за собой изменения в «социосфере» и «информ-сфере». На примере Вятской губернии - российского региона с ярко выраженной агрикультурной спецификой - проявлялись особенности вхождения в капиталистическое / рыночное / индустриальное состояние территорий со значительной долей сельского хозяйства в экономике. В такой «пограничной» между материальной и духовной культурой сфере как полиграфическое дело капиталистическая эволюция шла поступательно.
Исследования по истории типографского производства в российских регионах помогают выявить эффективные направления в развитии данной сферы и в современный период.
Рецензенты:
- Иванов А.Г., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории ФГОБУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Черных А.В., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», г. Пермь.