По мнению ученых [2, с. 49], одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей среды. В рамках данной среды дошкольник или младший школьник самостоятельно выстраивает информационную деятельность, развивая при этом способность самостоятельно оценить коммуникативную ситуацию, провести анализ заявленной проблемы и путей её решения, выбрать свой вариант решения, провести самоанализ сделанного и полученного результата. Кроме того, компьютерные средства по сравнению с другими средствами обучения можно широко применять и в индивидуальном коррекционном обучении, где каждому ребенку обеспечивается темп и способ усвоения знаний; созданы условия для проявления самостоятельности.
При этом учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для дошкольников и младших школьников виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных средств становится особенно целесообразным, так как с их помощью ребенок получает информацию в привлекательной форме.
Занятия на компьютере имеет большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук детей. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо научиться нажимать пальцами на определённые клавиши и пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Однако мнение родителей по этому вопросу часто неоднозначно. Так, проведенное исследование Лынской М.И. [3, с. 54] показало, что из 60 родителей детей с нарушениями речи, 55% респондентов хотели, чтобы педагоги использовал компьютер в занятиях с детьми. Однако 28% родителей высказываются «против» этого средства коррекции. 17% отмечают, что они не будут препятствовать внедрению компьютера в занятия, так как не видят в этом вреда. Среди недостатков родители отмечали отрицательное влияние компьютера на зрение, отсутствие «живого» общения с ребенком. Конечно, в век компьютеризации невозможно оградить ребенка от ЭВМ, и для развития ребенка являются благоприятными обучающие игры. На сегодняшний день существует комплекс упражнений для глаз, снижающий риск возникновения нарушения зрения, и другие правила безопасности работы на компьютере.
Заметим, что незнание правил безопасной работы с компьютером, использование неапробированных и научно необоснованных программ может привести к замене живого речевого общения общением с машиной, нанести вред зрению и нервной системе ребенка. Нужно учитывать и недостатки, обусловленные самой природой компьютера как определенной технической системы, а также незнанием педагогом основных принципов работы с той или иной программой [4, с. 55].
При соблюдении всех методических приемов безопасной работы с компьютером информационные программы представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения дошкольников и младших школьников в систему коррекционного обучения [1, с. 36].
Одним из таких примеров информационного средства является авторская компьютерная программа «Улица Правильной Речи», предназначенная для коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она представлена нами на электронном носителе (CD-диск). Адресована программа педагогам дошкольных образовательных учреждений, дефектологам и учителям начальной школы, но может быть использована широким кругом пользователей при условии дополнительного консультирования. Данная программа направлена на решение трех групп задач.
Первая группа - задачи ознакомительно-адаптационного цикла. Вторая группа - задачи коррекционно-образовательного и адаптационного цикла, третья группа - это задачи творческого цикла, направленные на развитие воображения, интуиции и творческой активности детей.
Реализация данного педагогического условия основана на применении следующих принципов:
- принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Использование разработанной нами компьютерной программы в коррекционном процессе способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух;
- принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. Разработанная компьютерная программа позволяет работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик: звукопроизношения, артикуляционной моторики, обратных речевых кинестезий, мелкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-логического мышления детей;
- принцип систематичности и последовательности обучения. Структура и содержание компьютерной программы позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладении новыми, обеспечивают последовательный переход от простого к сложному;
- принцип доступности обучения. Содержание заданий специализированной компьютерной программы и используемые методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников и младших школьников. Задания предъявляются детям в игровой форме. Художественное исполнение программы отражает главные существенные детали изображаемых объектов, выдержано в едином стиле и подчинено решению задач коррекционного обучения детей. Программа «Улица Правильной Речи» проста в управлении, содержит информативный интерфейс и не требует дополнительного обучения пользовательским навыкам;
- принцип индивидуализации обучения. Компьютерная программа «Улица Правильной Речи» предназначена для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерной программы «Улица Правильной Речи» принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной компьютерной среды доступными для него средствами осуществляет ребенок;
- принцип игровой стратегии обучения и введения ребенка в проблемную ситуацию. При разработке компьютерной программы «Улица Правильной Речи» нами был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерного средства обучения. Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Улица Правильной Речи», стало привлечение героев-помощников. Общение с компьютерным героем и специально подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки путем моделирования ситуации общения;
- принцип воспитывающего обучения. Работа с компьютерной программой «Улица Правильной Речи» позволяет воспитывать у школьников волевые и нравственные качества. Этому способствует также деятельность ребенка, направленная на решение проблемной задачи, желание достичь необходимого результата при повышенной мотивации деятельности;
- принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование компьютерной программы в рамках смоделированной проблемной ситуация происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности. Со стороны компьютера выступают веселые и забавные компьютерные герои, которые объясняют ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогают ему, дают итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.
Программа «Улица Правильной Речи» включает в себя пять блоков: «Обследование звукопроизношения», «Знакомство с органами артикуляции», «Артикуляционная гимнастика», «Логопедический массаж», «Звуковой домик». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовать обучение в определенном направлении. Названия блоков соответствуют названиям домов сказочной Улицы Правильной Речи, карта которой представляет собой главное меню программы.
Рецензенты:
- Беликов В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
- Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.