В Российской Федерации разработаны и реализуются специальные федеральные программы, направленные на формирование организационных, правовых, социально-экономических и гигиенических условий для осуществления мер по улучшению социальной защищенности, улучшения «социального самочувствия», оптимизации организационных форм социального обслуживания и медицинской помощи такой категории населения, как женщины репродуктивного возраста. Гарантом этих постулатов является врач акушер-гинеколог, который каждодневно несёт ответственность за репродуктивное здоровье женщин, а, следовательно, и за будущие поколения всей страны.
Проблемы повышения эффективности различных аспектов деятельности врачей- гинекологов в отношении подготовки женщин к материнству, особенно если это первородящая женщина молодого или наоборот позднерепродуктивного возраста приобретают в настоящее время особую значимость.
Современный период развития здравоохранения характеризуется постановкой качественно новых задач и выбора приоритетов в сохранении здоровья семьи, женщины-матери и ребёнка. При этом главным фактором в оказании медицинской помощи остаётся её профилактическая направленность [1, 2].
В сложившихся условиях низкого уровня рождаемости в стране в течение последних лет важными задачами становятся: повышение мотивации на рождение, как первого, так и последующих детей; улучшение состояния здоровья семейных пар; овладение необходимым объёмом знаний и навыкам по здоровому образу жизни семьи и основам материнской культуры; обучение навыкам профилактики осложнений беременности, а также снятия состояний тревожности и страхов в период беременности и перед родами путём проведения разнообразной антистрессовой психотренинговой подготовки [3].
В рамках эксперимента в 2009 г. на базе женской консультации поликлинического отделения МУЗ «Узловская районная больница» была создана школа «Я будущая мама», задачами которой являются:
- Формирование здорового образа жизни семьи;
- Разносторонняя комплексная подготовка к родам матери;
- Естественное мягкое деторождение;
- Укрепление психофизического потенциала новорождённого с помощью специальных тренировок, включающих нетрадиционные системы физического развития (закаливание, массаж, динамическая гимнастика, водный тренинг, «бэби-йога»).
В данной Школе работают акушер-гинеколог, врач-педиатр, психологи, инструкторы по подготовке семейных пар к сознательным родам и воспитанию новорождённых, привлекаются врачи-консультанты узких специализаций.
В результате двухлетней работы, даже за небольшой экспериментальный период, более чем 170 семейным парам, ожидающим ребёнка, в школах «Я будущая мама» сложилась система психофизической подготовки (ПФП) к родам, рассчитанная на 3 месяца и включающая в себя: цикл лекций, практические занятия (ребефинг, физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, посещение бассейна и сауны), консультации врачей и психологов, просмотр тематических видеофильмов и слайд-программ, чтение специальной литературы, подготовку родителей к ранним занятиям с новорождёнными с помощью лекций и альтернативного патронажа. Основными моментами, позволяющими успешно проводить психофизическую подготовку и получать хорошие результаты во время беременности родов, являются следующие:
- правильный отбор беременных для ПФП;
- проведение регулярного медицинского контроля и психодиагностического обследования женщин;
- создание у женщин хорошей мотивации для занятий ПФП в полном объёме;
- активное участие мужа в ПФП к родам и уходу за новорождённым;
- включение в ПФП широкой антистрессовой программы: ребифинг, аутотренинг, медитация, применение положительных аффермаций (утверждений), тестирование и анкетирование;
- овладение семейными парами необходимым объёмом знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни: естественным рациональным питанием, элементами массажа и закаливания и т.д.
В ходе исследования при анализе эффективности проводимых мероприятий в Школах были достигнуты положительные изменения со стороны здоровья будущих матерей: уменьшилась в 2,1 раза частота простудных заболеваний (с 4-5 раз в год до 1-2 раз в год), длительность течения простудных заболеваний сократилась в 1,5 раза (с 14,3 дней до 9,5 дней). Кроме того снизилось число обострений имеющихся хронических заболеваний у беременных в 1,3 раза (с 3-4 раз в год до 1 раза в год). Все эти положительные изменения со стороны соматического здоровья положительно повлияли на течение беременности, в частности только у 67 женщин (39,4 %) были выявлены осложнения беременности и родов (раннее излитие околоплодных вод, слабость родовой деятельности, повышение артериального давления в первый период родов, приведшее к необходимости проведения оперативного вмешательства) (рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. Структура изменения состояния здоровья будущих матерей после посещения школы (в % к итогу)
Рис. 2. Изменение течения беременности в зависимости от наличия осложнений у женщин после прохождения оздоровления в Школе (в % к итогу)
Тем не менее, у всех беременных женщин, посещавших Школу «Я будущая мама» и прошедших ПФП, было отмечено улучшение их психологического самочувствия и отмечался эмоциональный подъём при рождении ребёнка, что, несомненно, сказалось на взаимоотношении с новорождённым в первые часы их совместного пребывания в палате. После выписки из родильного дома уже 75,3 % родителей проявили желание в рождении второго ребёнка.
Таким образом, изучение состояния и качества оказания акушерско-гинекологической помощи диктуется задачей выявления резервов в использовании различных систем и методов подготовки к родам, родительским обязанностям и психокоррекции будущих родителей, а также работе кадров с учётом современных условий на любой территории. С этих позиций разработанные и апробированные мероприятия в рамках эксперимента в отдельных медицинских учреждениях можно экстраполировать и на другие ЛПУ.
Рецензенты:
- Кузнецова Э.С., ведущий научный сотрудник отдела организации и информатики здравоохранения на транспорте ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, г. Москва.
- Торшин В.И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии Российский университет дружбы народов, г. Москва.