Комплексное изучение психолого-педагогических особенностей обучения кадетов; оценка реального состояния проблемы в условиях комплексного применения межпредметных связей математики и информатики в рамках профильного обучения и характера их сочетания с традиционными методами обучения в подготовке учащихся кадетских классов; подробное изучение возможностей использования межпредметных связей математики и информатики; собственный педагогический опыт использования таких средств в математической подготовке кадетов, рассматриваемой как неотъемлемая составляющая всей их будущей профессиональной подготовки; анкетирование и беседы с кадетами пензенских школ, Тверского кадетского корпуса, Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса позволили представить особенности работы по интеграции математики и информатики на основе применения профильного элективного курса в виде соответствующей модели (см. рисунок).
В основе построения этой модели лежит ряд основных принципов, конкретизирующих возможности работы по реализации профильного обучения в кадетских школах, таких как: принцип пропедевтико-профессиональной направленности; принцип преемственности; принцип деятельности; принцип дифференциации и индивидуализации; принцип межпредметной интеграции.
Центральное место среди них занимает принцип пропедевтико-профессиональной направленности, который изначально предполагает необходимость установления тесной связи обучения с будущей учебно-профессиональной деятельностью в военно-инженерном вузе (в данном случае обучения кадетов с целью их подготовки к обучению военно-инженерным специальностям). В соответствии с ним фундаментальная подготовка, с одной стороны, должна обеспечивать потребности профильных дисциплин, с другой, - способствовать формированию социальной и психологической направленности на будущую военную профессию и, наконец, с третьей, - создавать условия для овладения кадетами отдельными составляющими опыта будущей профессиональной деятельности.
Раскроем компоненты данной модели и проанализируем характер связей между ними.
Лидирующим компонентом любой дидактической системы являются, как известно, цели обучения. Применительно к интегрированному элективному курсу для кадетских классов, выделим две укрупненные группы целей [1, 5]:
- Образовательные цели.
- Формирование профессионально значимых качеств специалиста.
Вполне очевидно, что в будущей профессиональной деятельности военного специалиста, как правило, нет необходимости в конкретных математических знаниях. Трудно вообразить себе, например, военного-связиста, разворачивающего спутниковую антенну и решающего при этом дифференциальное уравнение или берущего определенный интеграл. Однако в тоже время без определенных профессионально значимых качеств и высокого уровня мыслительного развития сегодня нельзя представить военного специалиста, деятельность которого зачастую осуществляется в близких к экстремальным условиях, когда решения должны быть быстрыми, максимально логичными и единственно правильными. Военный профессионал в своей деятельности выступает при этом не только в роли человека-оператора, но и в роли проектировщика-исследователя.
Определенные профессионально значимые качества будущего военного специалиста, как известно, могут формироваться и развиваться в значительной мере в процессе изучения содержания различных разделов математики и информатики. Данный процесс, как показывает собственный опыт преподавания, может быть существенно интенсифицирован за счет реализации межпредметных связей математики и информатики в рамках интегрированного элективного курса. Соответственно, следующий компонент модели представляет собой содержание профильного элективного курса, организованного в кадетских классах. В качестве содержательной основы для его конструирования рассматриваются ключевые компетенции в затрагиваемой предметной области, математический материал военно-прикладного характера, историко-математический материал военно-патриотической направленности.
Рисунок. Модель профильной подготовки кадетов на основе организации интегрированного элективного курса
Рассмотрим далее методико-технологическое обеспечение модели профильной подготовки кадетов, включающее в себя формы организации учебной деятельности, методы и средства обучения.
I. Формы обучения
Как известно, форма обучения - целенаправленная, четко организованная, содержательно-насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся, в данном случае кадетских классов. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В данном исследовании в основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и кадетами, между самими кадетами.
При выборе форм обучения необходимо учитывать, что кадет - это самоорганизующийся субъект деятельности, и на уровне содержания обучения учитель и кадеты являются равноправными партнерами, их взаимодействие должно рассматриваться как сотворчество участников педагогического процесса, но на организационном уровне учитель в кадетском классе выступает в роли «командира», «старшего по званию», ученик - «подчиненный». Особенности организации групповой работы в таких классах связаны с присвоением участникам группы статусов командира и подчиненного и с формированием приемов самоорганизации и организации работы в группе, в парах. При этом созданная образовательная среда должна формировать такие личностные качества и свойства кадетов, как активность, инициативность, решительность.
II. Методы обучения
В военно-педагогической литературе методы обучения воспитанников кадетских классов рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности обучающихся, при помощи которых достигаются цели обучения, происходит овладение будущими военнослужащими знаниями, навыками, умениями, формирование у них качеств, необходимых для успешного решения сложных задач в боевой обстановке и в условиях мирного времени [3].
В рамках этого исследования придержемся типологии методов, предложенных И.Я Лернером и М.Н. Скаткиным: информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский [6]. При выборе того или иного метода, как показано в данном исследовании, следует ориентироваться на его соответствие содержанию материала и форме работы кадетов на данном занятии, а также характеру взаимодействия учителя и кадетов.
III. Средства обучения
В процессе обучения кадетов интегрированному элективному курсу в качестве основного средства обучения рассматривается программное обеспечение различных типов для решения учебных задач, выполняющее роль средства визуализации информации, придания процессу ее усвоения динамического и интерактивного характера [1, 4].
В качестве критериев оценки готовности кадетов к обучению в военном вузе в контексте их информационно-математической подготовки рассмотрим следующие параметры:
- Общий показатель обученности (содержательный).
- Наличие определенных профессионально значимых умений, необходимых для планирования, организации и ведения своей деятельности, а также анализа и коррекции результатов собственной работы (пропедевтико-профессиональный).
- Характер личностного отношения будущих военных инженеров к математике и информатике, а также степень их заинтересованности в освоении этих предметов (мотивационный).
Оценка сформированности содержательного блока на основе выполнения многоуровневых самостоятельных работ предусматривает трехуровневую шкалу. Первый уровень предусматривает простое воспроизведение изученных фактов, понятий и элементарных алгоритмов. Второй уровень предполагает наличие умений выполнять определенные мыслительные операции на основе простейшего переструктурирования полученных знаний (решение типовых задач), а также решать военно-прикладные задачи. Третий уровень связан с формированием умений разрешать субъективно новые для кадетов проблемные ситуации на основе когнитивной переработки усвоенных знаний, умений и навыков, а также решать военно-прикладные задачи с помощью программных средств образовательного назначения.
Для оценки сформированности пропедевтико-профессионального блока целесообразно определить наличие некоторых профессионально значимых умений, которые характеризуют готовность применять полученные в курсе обучения знания при изучении специальных дисциплин в вузе и в профессиональной деятельности (в первую очередь, умений моделировать проблемные ситуации, имеющие место в военно-инженерной теории и практике, а также умений корректно интерпретировать получаемые числовые и графические данные). Сформированность названных умений может быть проверена на основе использования специальной системы диагностических тестовых заданий.
Наконец, сформированность у кадетов мотивационного блока интерпретировалась в данном исследовании как осознание необходимости информационно-математических знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Такое осознание можно проверить путем отнесения кадетами информатики и математики к категории предпочитаемых или непредпочитаемых предметов.
Как показала предварительная апробация разработанного на основе полученной модели интегрированного элективного курса, предлагаемые в его рамках педагогические решения оказывают положительное влияние на сформированность всех указанных показателей и, как следствие, способствуют повышению эффективности подготовки кадета к обучению в военном инженерном вузе.
Рецензенты:
- Найниш Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой начертательной геометрии и графики, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Министерства образования и науки РФ, г. Пенза.
- Голованов О.А., д.ф.-м.н., профессор, профессор кафедры общепрофессиональных дисциплин, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» (филиал), г. Пенза.