Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODICAL BASES FOR THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF STUDENT SELF-GOVERNMENT

Shafeeva N.D. 1 Gladilina I.P. 1
1 Moscow City Government University of Management, 107045, Russian Federation, Moscow
Student Self-Government - one of the most effective field in the shere of social formation of youth. Modern education, system of educational institutions, one educational institution taken separately can not be developed in the isolated environment, to be separated from society and its means, its condition on a particular historical stage. Attention to the problem of social formation of students, the growth their leadership and creativity, the ability to self-selection of some form of socially significant activities allow us to determine the the importance of social activities of students in today´s society. The history of Russia’s student self-government is closely linked with the development of higher education and has its own specifics. Self-government is not only a necessary condition for establishing and maintaining order, but also a means of education of active, skilled organizers, instilling in every member of the team responsible for a common cause, a self-discipline. Self-government is an effective educational tool.
Student Self-government as a form of activity
leaders
collectivity
assets
Студенческое самоуправление - одно из самых действенных направлений социального становления молодежи. Современное образование, система образовательных учреждений, отдельно взятое образовательное учреждение не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе. Внимание к проблеме социального становления студенческой молодежи, роста их лидерского и творческого потенциала, возможность самостоятельного выбора той или иной формы социально значимой деятельности позволяют определить значимость социальной активности студентов в современном обществе.

Развитие лидерских качеств обучающихся не может проходить вне коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей, подростков и молодежи взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми, в сотрудничестве с ними.

Одной из важнейших форм сотрудничества является самоуправление образовательного учреждения.

Идеи обращения к самоуправлению с целью решения важных для жизни сообщества задач относят к Коменскому и Дистервегу, Дьюи, Нейллу и Френе на Западе;  к Ушинскому, Вентцелю и Каптереву в России, а также к прогрессивным педагогам послеоктябрьского периода: Н.К. Крупской, С.Т. Шацкому, А.С. Макаренко, В.Н. Сороке-Росинскому и В.А. Сухомлинскому.

История развития студенческого самоуправления России  тесно связана с развитием высшей школы и имеет свою специфику. Различные «прообразы» студенческого самоуправления стали появляться в 1755 г., когда по указу Елизаветы был открыт Московский университет. Немного позднее студенческое самоуправление получило развитие в Санкт-Петербургском, Дерптском и Казанском университетах. Но невостребованность обществом университетского образования обрекала университеты на трудное существование. Если за границей развитие студенческого самоуправления было обусловлено социальными факторами (университеты являлись частными, самофинансируемыми объединениями; жалованье лекторам выплачивалось из средств студентов; общество нуждалось в кадрах, подготовленных в университетах, и поэтому считалось с автономией и демократическими принципами организации университетов).

В России учеба в высшем учебном заведении приравнивалась к государственной службе, и это не способствовало развитию студенческого самоуправления.

В начале XIX в. положение и статус высшего образования в Российской империи существенно изменились.  В 1804 г. правительство предоставило университетам автономию. С 20-х гг. ХIХ в. власти, опасаясь распространения среди молодёжи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. После подавления восстания декабристов и воцарения Николая I к дисциплинарным мерам добавился жёсткий контроль над умами студентов и преподавателей. По новому уставу 1835 г. университетская автономия отменялась. Развитие студенческого самоуправления в целом, правовое положение университетской молодёжи соответствовали правовому состоянию общества в самодержавной России, где отсутствовала свобода слова, собраний, союзов, печати и др. Устав рассматривал студентов как «отдельных посетителей университета» и не допускал любых коллективных действий, в том числе и создания касс взаимопомощи, библиотек, читален. Запрещались землячества - традиционные объединения учащихся, выходцев из одной местности или выпускников одного учебного заведения. Администрация вмешивалась в частную жизнь студентов. Власть старалась не оставить никакой возможности для развития студенческого самоуправления. Но бурное развитие капитализма в России заставило самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы. Устав, утверждённый Александром II в июне 1863 г., восстановил автономию университетов, определил правила поведения студентов в учебном заведении и вне его стен, отменил форменную одежду, но при этом студенты не получили корпоративных прав и подлежали суду, избираемому из состава профессоров университета. Коллективные действия студентов были запрещены. Создание любых студенческих организаций представляло собой протест против существующего строя, что приводило  и к активной политической борьбе.

На исходе XIX в. возмущение университетской молодёжи выплеснулось на улицы. Студенческие демонстрации, всероссийские студенческие забастовки приобретали политический характер. В 1905 г. революционно настроенные студенты открыли учебные аудитории для митингов, в боевых дружинах сражались с войсками и полицией в Москве, Харькове, Одессе и других городах. В феврале 1917 г. студенчество приняло активное участие в свержении самодержавия. Начиная с первых студенческих волнений в 1861 г., власти относились к университетам как источнику "беспорядков" Предотвратить выступления молодёжи правительство пыталось не только запретами и репрессиями. В 1901 и 1905 гг. оно пошло на некоторые уступки: в университетах были введены «временные» правила и «временная» автономия; студентам разрешили устраивать собрания, создавать организации и т. д. Продолжение политики в этом направлении открывало возможность и для законного развития студенческого самоуправления. Формы студенческого самоуправления претерпевали значительные модификации: общества, корпорации, конвенты, позже появляются институт старост, студенческая милиция, студенческий суд чести, студенческие «сходки».

В России самоуправление привлекло педагогов как форма развития демократических обществ, отношений. В начале XX в. теоретические и практические основы самоуправления были разработаны С. Т. Шацким, А. У. Зеленко, Н. Н. Иорданским, В. П. Кащенко, Д. И. Петровым, Г. И. Россолимо, И. Г. Розановым и др.

Наиболее важные этапы развития студенческого самоуправления в российской высшей школе  приходятся на  послереволюционные годы и два последних десятилетия.

После Октябрьской революции 1917 г. в разработке теории самоуправления принимали участие Н.К. Крупская, А.С.Макаренко и др.

Выдающийся педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий одним из первых в России занялся разработкой таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

После знакомства с А.У. Зеленко (выдающимся педагогом, одним из первых архитекторов, вынесших на обсуждение проблему создания специальной архитектуры для детей) решили основать «Сетлемент» - своеобразный поселок культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.

Начинали на собственные средства и, взяв с собой несколько детей из приюта для бедных, отправились на лето на Клязьму, где поселились с ними на даче у своих знакомых. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Осенью продолжили, организовав общество «Сеттлемент» в стенах реального училища, в котором учились дети низших сословий, а на следующий год для занятий была снята квартира в Вадковском переулке. Места, конечно, не хватало, но к тому времени Зеленко и Шацкий уже не одиноки, были преподаватели, попечители, сочувствующие, и им удалось собрать средства на постройку собственного дома.

Осенью 1907 года «Сетлемент» переехал в собственное здание. «Сетлемент» совмещал функции детского сада для детей рабочих, начальной школы и ремесленного училища. В основу системы воспитания был положен труд, а главным организационным законом стал принцип детского самоуправления. Ученики «Сетлемента» были организованы в группы по 12 человек (мальчики и девочки раздельно); каждая группа самостоятельно планировала учебную программу и вырабатывала собственные правила поведения, а всего в здании обучалось до двухсот детей. Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

В обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. В 1908 г. школа «Сетлемент» прекратила свое существование.

Интерес представляет опыт советской школы, в основе которого лежат разработки проблем самоуправления Н.К. Крупской. Она рассматривает самоуправление как неотъемлемую часть трудовой политехнической школы.  Задачей самоуправления в советской школе является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Самоуправление помогает научить детей  коллективно строить новую жизнь. Детское самоуправление одно из средств системы воспитательной работы

В ряде выступлений Крупская высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап - подведение итогов.

Важнейшими являются указания Крупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.

Н. К. Крупская разъясняла, что детское самоуправление в школьном коллективе - это «орган управления», а пионерская организация - «это политическая организация подростков», действующая на основе своего устава, что нельзя противопоставлять, а также отождествлять их [5].

Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко.

Основой педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.

«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов.

Коллектив - это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, - это было убеждением Макаренко и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя - тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувствовать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива и дорожить ими.

Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии.

  1. Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.
  2. Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, желающих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам
  3. Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Организационное строение коллектива. Первичные коллективы (у Макаренко - отряды) воспитательного заведения - первое звено организации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

«Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений» [6].

В учреждениях интернатного типа следует особое внимание обратить на четкую организацию быта. Так, спальня не может быть просто общежитием, это дополнительная форма трудового, хозяйственного воспитания, это место где продолжаются учебные и производственные связи, и если упустить из виду жизнь детей, спальня сделается местом самотечной организации, иногда даже с антисоциальным уклоном.

Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитателем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах). Командир - это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, ударник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и др. В обязанности руководства отрядом входит: наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распорядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его помощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты, приобщают к чтению книг; они регулируют взаимоотношения, стремятся разрешить конфликты без ссор и драк и многое другое.

Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление - не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

Самоуправление является эффективным воспитательным средством. При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления - главная забота руководителя учреждения, для этого «нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю "взрослую серьезность"». Главный орган самоуправления - общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться в мелочи сегодняшнего дня», а следует обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства.

Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:

  • нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
  • ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;
  • не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
  • следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;
  • четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.

Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллективом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную.

Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив», под которым понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.

Действующий актив - это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе и т.п. Актив - это опора воспитателя, благодаря ему, опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.

Успех в работе по созданию коллектива зависит от ясности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитанника и учреждения. Завтрашняя радость - стимул жизни для любого человека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.

Таким образом, в  30-50-х гг. XX в. в советской педагогике сложился подход к самоуправлению как средству манипулирования поведением учащихся; преобладал формально-бюрократический  стиль его организации. Обязательной формой для всех школ являлся ученический коллектив, работавший под руководством директора. Самоуправление практически сводилось к собраниям и заседаниям. На первом плане сконцентрировались карательные функции (проработка и перевоспитание провинившихся учеников активистами).

В послевоенные и до 80-х г.г. над проблемами детского коллектива и  новых путей использования самоуправления работали Ф. Ф. Брюховецкий, И. П. Иванов, В. А. Караковский, О. С. Газман, Т. Е. Конникова, В. А. Сухомлинский и др. В. А. Сухомлинский, как и все советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Для В.А. Сухомлинского не  было  дилеммы:  личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия.  Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так  же,  как  не может быть «абстрактного» коллектива без личностей" [9]. Сухомлинский считал, что коллектив - это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и  всех  за  каждого.

Современная педагогическая литература дает нам следующее толкование термина «студенческое самоуправление» - это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности высшего учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности.

Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед ОУ. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. 

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами - способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).

Студенческое самоуправление XXI века предполагает включенность молодёжи в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения личностных и социальных интересов.

Рецензенты:

  • Королева Г.М., д.п.н., доцент, директор Центра молодежной политики ГОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», г. Москва.
  • Гладилина И.П., д.п.н., заместитель директора Центра молодежной политики ГОУ ВПО  Московский городской университет Правительства России, г. Москва.