Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Дохова В.В.

Согласно современной культурологической концепции, естествознание является одним из основных источников культуры человеческого общества. Следовательно, целесообразность развития современной цивилизации во многом будет зависеть от экологической культуры населения, желания и способности сохранить и развивать существующие экосистемы. Культура выступает как арена борьбы за общественное развитие мышления и ее прникновение в массы. Поведение человека носит социальный характер. По мнению австрийского ученого В.Холлигера, «инстинктовая основа, которая базируется на традициях под воздействием исторических факторов, влияющих на условия социальной жизни индивида, со временем снимается». Изменяется тип традиционной ориентации; вместо автоматического воспроизведения существовавших форм появляются новые творчески осмысленные, способные решать эколого-культурологические задачи.

Другого мнения американский психолог Артур Кестлер, который считает, что «человек-ошибка эволюции, природа наделила его рядом отрицательных, генетически обусловленных признаков, которые представляют «бомбу замедленного действия». Действительно, будучи относительно свободным в своей мыслительной деятельности человек во все времена искал пути сближения с окружающей природой, воздействуя на нее не задумываясь о последствиях. Кроме того, полуоткрытая система человеческого организма на протяжении всего эволюционного развития практически не подвергалась самообновлению, что привело к тому, что даже на современном этапе развития информационная емкость человека все еще не может противостоять разрушительному характеру стихий природы, предотвратить катаклизмы. Значит, для выживания человеку необходимо познать основные регулятивные механизмы природы и свои адаптационные способности, то есть овладеть современной экологической культурой. Для решения этих проблем не достаточно ускорения технологической эволюции, которая, несомненно, ускоряет биологический прогресс; изменяет в значительной мере и социальную среду общества. Однако эти изменения происходят без улучшения качественных характеристик человека, проявляясь как бы свободными от среды, в которой протекает его жизнь, что приводит к тому, что умственное развитие человека, его нравственно-духовная культура, а вместе с тем и экологическая культура остаются на низком уровне.

Наши исследования показали, что формирование северокавказского человека происходило не только под влиянием его непосредственного окружения, на него оказывали воздействие усвоенные им различные идеи, народный этикет, традиции, обычаи, нравственные нормы. Размежевание социальной истории духовной жизни оказало негативное воздействие не только на менталитет того или иного народа. Оно как ионизирующее излучение проникало во все слои российского общества, деградируя его повсеместно. Традиционные нормы и ценности культуры и морали оказались не востребованы современным обществом, что привело к тому, что духовная организация многих из современных людей стала ниже того, чтобы воспринимать переживания другого человека. А это уже экологический кризис духовности и разумности человека ХХ1 века.

Важным, на наш взгляд, является тезис о том, что « субстрат, субстанция нации - это какой-то особый народный дух, народная душа, это-то неизменное, которое остается при всяких переменах, то единство, которое существует, несмотря на всякие индивидуальные решения» (Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М и др. 2002). И нельзя не считаться с этим, поскольку все народы России составляют одно целое. Великий педагог Я.А.Коменский писал о «настоятельной необходимости желать, чтобы и самые варварские народы тоже просветились и избавились от темноты своего варварства, надо и потому, что и они - часть человеческого рода, которая должна уподобиться целому, а также потому, что целое не есть целое, пока лишено своей части, и, наконец, потому что предпочтение части целому есть явный признак недостатка либо здравого смысла, либо доброй воли». Стремление любого государства сделать общество одномерным: чистым этнически, приверженным рациональности рынка - основная опасность развития человеческого общества. Причины национальных конфликтов на Северном Кавказе и других местах кроются в отсутствии гибкой приспособляемости современного человека к традиционному укладу жизни территории, на которую он переселился. Отсутствие правильного воспитания и культуры не позволяет ему понять, что любой переселенец должен обязательно учитывать характер той цивилизации, в которой воспитывались окружающие его люди и которая в течение многих веков адаптировала свои правила жизни к тем условиям, которые определила им окружающая природа.

Следует признать и тот факт, что глобализация всех форм общественной жизни обесценивает локальные культуры и способствует возникновению новых культур. Но это не значит, что один народ может навязывать другому свою культуру. Этот историко-диалектический процесс должен проходить постепенно и вызывать улучшения цивилизационных характеристик нового общества на основе лучших традиций всех народов. Предстоит еще много сделать, чтобы современный человек понял, что рядом с ним такие же люди как он сам; что все имеют право на место под солнцем, а это значит нужно вести борьбу за возрождение духовной культуры, в основе которой, несомненно, должна быть экологическая культура. Обрести современный менталитет - требование новой цивилизации ХХI в. Универсализм разума, самобытность наций и всеобщность прав человека будут способствовать сохранению для потомков не только поэтического образа Кавказа, но и экологии души ее народов.