Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE THEORY AND PRACTICE OF FORMATION OF READINESS OF THE STUDENT-BACHELOR TO REALIZATION OF THE METHODOLOGICAL POSITION OF THE RESEARCHER

Romanov V.A. 1, 1
1 Tula state L.N. Tolstoy pedagogical university.
In the article are considered questions of scientific bases of modern formation from positions of a humanitarian orientation, preparation of the competent bachelor of the pedagogical high school ready to the active participation in research activity, owning research abilities and the basic methods of carrying out of the research experiment, defining prospect of development of its methodological culture and promoting progressive development of a society through realization of a methodological position of the researcher to the further professional work of the teacher-researcher on the basis of the analysis of the psychology pedagogical literature. On an example of development of discipline “the Theoretical pedagogics” and themes “Methods of pedagogical researches” is shown as the future bachelors are trained in research technologies, get necessary for the competence as there is a concrete definition of world outlook, valuable installations as there are vital and professional priorities of students, style of their professional dialogue, and, at last, as the research abilities, after all which main things ─ a deep individualization and aspiration to get into the nature of human activity are formed.
realization.
professionalism
a methodological position
the competence
research
Key words: readiness
Современное состояние образования, которое рассматривается обществом в качестве фактора его развития, во многом определяет и новый этап в развитии педагогики, характеризующийся углублением и усложнением взаимоотношений педагогической науки и практики. Это, в частности, проявляется в переходе образования к подготовке в вузах бакалавров и магистров, в том, что направления научных исследований очень часто отражают, в основном, проблемы образования, возникшие в конце XX - начале XXI в., т.е., как мы видим, происходит некоторое запаздывание научных исследований во времени.

Развитие образования как условие достижения нового качества жизни, по мнению Ю.И. Калиновского, составляет основу образовательной политики государства и его регионов и рассматривается в общей стратегии развития страны. Поэтому, в связи с новым пониманием роли образования, по словам Н.А. Вершининой  и  В.В. Краевского, педагогическая наука как «единственная специальная наука об образовании», «отражающая, направляющая» и «лечащая» систему образования, призвана дать научное объяснение процессам, происходящим в современном образовании, тем более что такая задача отражает приоритеты государственной политики в области образования.

Опыт функционирования ведущих педагогических вузов страны, говорит о том, что в современных условиях в системе высшего профессионально-педагогического образования осознается необходимость подготовки компетентного специалиста педагогического вуза, готового к целена­правленному и активному участию в исследовательской деятельности, владеющего исследовательскими умениями и основными методами проведения научного эксперимента, что определяет перспективу развития его методологической культуры и содействует прогрессивному развитию общества.

Говоря о требуемой готовности студента-бакалавра, необходимо отметить установленный наукой факт, что она обусловлена закономерностями их профессиональной принадлежности, а как сущность, так и само содержание требуемой готовности к реализации методологической позиции исследователя должны определяется целями и характером будущего профессионального труда. Поэтому необходимое для повышения качества профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах понятие готовности к реализации методологической позиции исследователя к дальнейшей профессиональной деятельности, по нашему мнению, обуславливает глубокий анализ сущности и особенностей труда педагога-исследователя. Необходимо также отметить, что готовность студента-бакалавра к реализации методологической позиции исследователя предполагает как наличие у него определенных знаний, умений, навыков, так и необходимых компетенций для выполнения исследования.

Стратегия и тактика государственной политики в области высшего образования указывают на значимость заявленной нами темы статьи и рассматри­вают научно-исследовательскую деятельность студента-бакалавра педагогического вуза как способ реализации методологической позиции студента и как ключевое звено во всех сферах общественной жизни.

Современные тенденции развития отечественного образования, а также возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании его творческой индивидуальности, реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Прошедший осенью 2011 г. конкурс «Учитель года - 2011»  подтвердил, что профессионально важными качествами личности учителя сегодня становятся: способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для активного приобщения ребенка к богатствам культуры, поэтому педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к овладению системой гуманитарных знаний.

Студенты педагогических вузов, обучающиеся по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата «Начальное образование» изучают дисциплину «Теоретическая педагогика», которая в соответствии с ФГОС ВПО относится к дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Введение в педагогическую деятельность. Основы общей педагогики».

Мы исходим из понимания того, что для подготовки будущего учителя к этому нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как обучаемость, способность к самостоятельному добыванию знаний и другие усваиваются только вместе с базовыми научными знаниями. В создании такой технологии, по нашему мнению, способна оказать помощь «Теоретическая педагогика». В процессе освоения дисциплины происходит конкретизация мировоззренческих, ценностных установок, складываются жизненные и профессиональные приоритеты студентов, стиль их профессионального общения, формируются исследовательские умения, ведь главные ее черты - глубокая индивидуализация и стремление проникнуть в природу человеческой деятельности. К началу изучения дисциплины студенты должны знать не только основы общей педагогики, владеть способами толкования основных профессионально-педагогических терминов, средствами получения, хранения, переработки информации, главное - они должны понимать цели и задачи функционирования системы образования в Российской Федерации.

В ходе дисциплины студенты изучают тему «Методы педагогических исследований», освоение данной темы необходимо для качественного выполнения курсовых работ, выпускной квалификационной работы в части выработки у студентов единых научных подходов к определению содержания исследовательской работы, обобщению и систематизации знаний, приобретенных в процессе обучения в педагогическом вузе.

В результате изучения этой темы и дисциплины в целом студент показывает готовность к владению основными умениями проводить исследование в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы. Проводя  занятия, педагоги кафедры, используя различные методы обучения, в том числе и инновационные, объясняют студентам, что им как будущим педагогам необходимо: научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.; изучить определенный минимум научной литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию; грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой); выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы (кроме работ по истории педагогики), обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Студенты вуза по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата «Начальное образование» в процессе работы с дидактическим материалом  темы «Методы педагогических исследований», обучаются исследовательским технологиям и приобретают необходимые компетенции, например: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции в области педагогической деятельности и специальные компетенции.

Опыт преподавания дисциплины «Теоретическая педагогика»  убеждает нас в том, что в творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические, исследовательские и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Анализ работ отечественных педагогов-исследователей  (Е.В. Бережновой, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского и др.) подтверждает, что  профессионально-ориентированная исследовательская деятельность студентов педагогического вуза должна определяться как процесс поиска объективно или субъективно новых знаний, направленных на решение педагогических проблем в процессе профессиональной подготовки, результатом которой является усвоение знаний методологии и методики педагогических исследований, формирование умений организации и регуляции собственного исследования.

В связи с вышеизложенным, используя научные подходы, можно рассмотреть концептуальную модель развития исследовательской готовности студента-бакалавра педагогического вуза. Такая модель, по мнению Е.А. Володарской, может включать два компонента: первый - этапы диагностики, а второй - виды деятельности. Этапы в свою очередь могут подразделяться на предварительный (диагностика отношения и доверия к науке и диагностика готовности студента к исследовательской деятельности), организационно-методический (индивидуальные и коллективные формы работы в рамках учебной и внеучебной деятельности) и завершающий (те же компоненты, что и на предварительном этапе).

Виды деятельности, по ее мнению, подразделяются на учебную деятельность (лекции, практические и семинарские занятия в различных интерпретациях) и внеучебную деятельность (конференции, мастер-классы).

Следует особо отметить, что успешность проведения всех видов занятий зависит, прежде всего, от ка­чества подготовки обучаемых. Они по рекомендациям педагогов изучают реко­мендованную литературу, конспектируют ее и составляют тезисы для выступлений на семинарских занятиях. Особую сложность для обучаемых представляет работа по нескольким источникам, от­бор необходимого материала в соответствии с заданной темой. В процессе самостоятельной работы при подготовке к семинарским и практическим занятиям в рамках дисциплины «Теоретическая педагогика» и, в частности, по теме «Методы педагогических исследований» с помощью информационных технологий, например, при работе  в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде - MOODLE, студент учится не только работать с текстом, использовать электронные версии различных учебников и учебных пособий, а главное, узнает новые способы сбора информации по дисциплине и учится пользоваться ими, расширяется его профессиональный кругозор.

В последние годы в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности, а педагогическое творчество, по мнению Е.П. Белозерцева, А.Д. Гонева, А.А. Пашкова и др., выступает одним из проявлений педагогической культуры, в качестве процесса создания новых педагогических ценностей, в связи с чем, педагогическое творчество рассматривается как вид жизнедеятельности человека.  Поэтому преподаватели уверены, что при использовании информационных технологий при подготовке к занятиям, повышается мотивация учения, стимулируются познавательный интерес и творчество студентов, возрастает эффективность самостоятельной работы, что, конечно же, способствует формированию исследовательских умений и методологической позиции студента-исследователя.

Данное обстоятельство акцентирует наше внимание на понятии «методологическая позиция студента-исследователя». В соответствии с определениями понятия «методология», наше понимание «методологической позиции» - это выработанная и применяемая система собственного пути познания, а также упорядоченная совокупность применяемых исследователем приемов, способов методов в профессиональной деятельности. Позиция исследователя, по мнению В.В. Краевского, должна всегда опираться на методологическую рефлек­сию, позволять ему четко очерчивать проблемные плоскости своего исследования и отли­чать ее предметную область от предметных областей других наук.

В качестве методологической основы формирования исследовательских умений студентов-бакалавров могут выступать следующие методологические подходы: системный подход, который обеспечивает формирование исследовательских умений как системы и формирует их в процессе обучения студентов; деятельностный подход, обеспечивающий формирование исследовательских умений студентов в ходе учебной, внеучебной и  инновационно-исследовательской деятельности;  личностно  ориентированный подход, выступающий в качестве теоретической основы моделирования процесса обучения и позволяющий создать условия для самореализации студентов в исследовательской деятельности в соответствии с уровнем подготовки и способностями; контекстный подход, позволяющий осуществлять процесс обучения студентов в вузе в контексте их будущей профессионально-педагогической деятельности и ориентировать подготовку будущего учителя начальных классов на научно-исследовательскую деятельность.

Для формирования мотивации студента-бакалавра на профессиональное саморазвитие, по нашему мнению, необходимо:  во-первых, наличие адекватной самооценки, во-вторых, сформированность идеального и нормативного видения своей будущей педагогической деятельности и, наконец, способность студента соотносить свою деятельность с педагогическими образцами. Все это подтверждает мнение о том, что для развития педагогического творчества необходимы стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, а также благоприятная культурно-творческая атмосфера. 

На основе анализа сущностных подходов В.А. Анисимовой, В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др. к изучению феномена «методологическая культура» можно определить методологическую культуру будущего учителя начальных классов как культуру исследовательского мышления, предполагающую не только знакомство с логикой и методами исследования, но и организацию научно-исследовательской деятельности с целью творческого решения всех профессионально-педагогических задач. В связи с чем, целесообразно напомнить, И.Я. Зимняя, А.В. Хуторской и др. ученые-исследователи указывают, что исследовательские компетенции являются неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности в различных сферах деятельности.

Ключевую роль в приобретении знаний об исследовательской деятельности студентов, организации ими исследовательской деятельности, в формировании соответствующих исследовательских умений, по нашему убеждению, играет профессионально-ориентированная исследовательская деятельность. Если такая деятельность приближена по своему характеру к профессиональной деятельности будущего педагога, а ее организация и содержание способствуют реалиям профессионального становления студентов педагогического вуза, то можно ожидать высокой отдачи выпускников при написании выпускных квалификационных работ. Как следствие, заявленные аспекты требуют от ППС переосмысления теоретических и организационно-педагогических основ профессиональной подготовки бакалавров педагогики в контексте решаемых задач профессионального их становления в процессе профессионально-ориентированной исследовательской деятельности.

Анализируя проблему реализации методологической позиции студента-исследователя в учебном процессе вуза, мы видим, что данный подход учит студентов-бакалавров рассматривать выпускную квалификационную работу как средство реализации его методологической позиции, что позволяет в рамках рассматриваемых в процессе изучения темы «Методы педагогических исследований»  учебных вопросов  выделить ряд образовательных компетенций исследовательского характера, которыми должен обладать бакалавр педагогического вуза: ценностно-смысловая (осознание роли научно-исследовательской работы в рамках изучаемого предмета, осознание собственной исследовательской позиции); учебно-познавательная (совокупность умений студента-бакалавра в сфере самостоятельной науч­но-исследовательской деятельности); информационная (умения перерабатывать информа­цию с помощью информационных технологий); коммуника­тивная (взаимодействие с преподавателем в процессе проведения исследовательской деятельности, умения задавать вопросы, участвовать в дискуссии); исследовательская (умения видеть и формулировать проблему исследования, изучать и обобщать передовой опыт, умения проводить исследование по одной из проблем педагогической направленности); компетенция личностного самосовершенствования (освоение способов интел­лектуального саморазвития в научном исследовании).

Методологическая позиция исследователя, являющаяся неотъемлемым компонентом педагогической практики, способствует организации профессиональной деятельности студента-бакалавра, помогает учитывать увиденные или выявленные ошибки, и в этом, по нашему мнению, проявляется сформированность его готовности к реализации личностной позиции, в этом состоит ее культурная миссия и социальное назначение.

Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что формирование исследовательских умений у студента-бакалавра является важной практической задачей при подготовке студентов по направлению «Педагогика» профиль бакалавриата  «Начальное образование» на современном этапе развития общества в условиях модернизации образования. Исследовательские умения студента-бакалавра представляют собой личностное качество, проявляющееся в инициативности и самостоятельности осуществления учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, направленной на формирование профессиональной компетентности.

Рецензенты:

  • Маслов С.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,  г. Калуга.
  • Ежкова Н.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры детской психологии и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»,  г. Тула.