Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HUMANELY ORIENTED SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF COLLEGE STUDENT SOCIAL SECURITY IN A MARKET RELATIONS

Derevitskaya A.V. 1 Bychik S.A. 1
1 Federal state budgetary educational organization of higher professional education "Magnitogorsk State Technical University n .a. G.I. Nosov"
Bychik S. А., Derevitskaya А. V. HUMANELY ORIENTED SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION AS A FACTOR OF COLLEGE STUDENT SOCIAL SECURITY IN A MARKET RELATIONS State education policy is based on the principle of humane orientation, the priority of human values, human life and health, free development of an individual in the interests of society and state. The article considers the topicality of the humanization of secondary professional education in the process of training collegian in conditions of market relations. The analysis of existing scientific knowledge get us to affirm that humanization in pedagogy is a social and pedagogical phenomenon, which serves as a pedagogical phenomenon, a pedagogical process, a pedagogical principle, a pedagogical practice, a pedagogical problem and as the direction of researchers in pedagogy nowadays. The author describes the basic ideas and principles of humanistic psychology and pedagogy, in which people are self-developing system and where secondary professional education has to help them. Finally, the goal of such education is a personality fulfilling themselves as a subject of culture. The article presents the concepts, goals, and criteria of the humanization in the educational process. In this way, the humanization of education as a school of the modern pedagogical idea can be characterized not as a theory, but as the existing educational paradigm.
meaningful characteristics of educational process humanization
humanely oriented secondary vocational education
Key words: humanization of education
Введение

Одним из ведущих принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования. Государственная политика в данной области образования основывается на принципе гуманной ориентированности, приоритете человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, в интересах общества и государства.

Актуальность гуманно ориентированного образования активно обсуждается учеными в философской и психолого-педагогической литературе. Если исходить из понятия образования как формирования человеческой сущности, пишет В.Г. Торосян, то на нем лежит отпечаток того, что есть в культуре в целом, и того, чего ей недостает. Ей остро недостает гуманизма. Человек, обретя очень многое, потерял себя [9, с. 80].

Цель исследования

Рассмотреть проблему гуманно ориентированного среднего профессионального образования в процессе подготовки студентов колледжа.

Материал и методы исследования

Идеи гуманизации образования всегда являлись концентрированным выражением и отражением научно-познавательных, социально-экономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества и личности в целом. По мнению исследователей М.Н. Берулавой [1], Е.В. Бондаревской [2], Ю.Н. Кулюткина [5], изучение проблемы гуманизации образования позволяет увидеть в гуманизации эффективное средство, способствующее формированию личности как активного субъекта творческой деятельности. Решение данной проблемы, по мнению Ю.Н. Кулюткина, естественно, связано и с переориентацией общества на адекватные нравственные ценности, и с деятельностью педагогов, воспитывающих гуманистически ориентированную личность обучаемого, и со становлением «школы» гуманистической ориентации [5, с. 121].

Представления о гуманизации в современной теории образования разрабатываются Ш.А. Амонашвили, И.П. Подласым, Ю.В. Сенько, В.Я. Синенко, Е.Н. Шияновым и др., данные авторы утверждают, что становление современной гуманистической педагогики, прежде всего, основывается на исследованиях гуманистической психологии.

Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) как направление в западной, преимущественно американской, психологии сформировалась в 1960-х гг. XX в. Предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, отличающиеся непрерывным развитием и активным отношение к миру. Гуманистические психологи отрицают наличие изначального конфликта человека и общества и утверждают, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов её представителей, таких как Ф. Бэррон, Ш. Бюлер, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.

Карл Роджерс был наиболее ярким представителем гуманистической психологии, положившим начало и основным идеям гуманистической педагогики. Развитие и практическое применение идей гуманистической психологии во многом и определило гуманизацию отечественной педагогики.

Во второй половине XX столетия в отечественной педагогике наработан большой опыт решения проблемы гуманизации образования, который вполне мог бы трансформироваться и применяться в современных условиях. Последняя четверть прошлого столетия ознаменовалась всплеском идей и новаций, рожденных педагогической практикой. Создавая и развивая свои, в общем-то, различные системы обучения, порой не во всем следующие общепринятым канонам педагогической науки, учёные, во многом предвосхищая дальнейший ход развития отечественной педагогической практики, были едины в том, что альтернативе гуманизации всех сторон и граней учебно-воспитательного процесса в образовании нет. Согласно Ш. Амонашвили, гуманистическая педагогика - это «личностно-гуманная основа педагогического процесса».

Гуманистическая педагогика, как пишет И.П. Подласый - это «наука, предметом которой является человек и его воспитание (включая образование, обучение), основанная на отношении к нему как к личности, с правом на самовыражение и свободу выбора». Большое влияние на разработку проблемы гуманизации образования оказали работы таких ученых, как М.М. Бахтин, А.А. Богданов, Г.Г. Шпет, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Б.М. Кедров, Г.П. Щедровицкий, Г.С. Батищев и др.

Анализ имеющегося научного знания позволяет утверждать, что в педагогике гуманизация образования - это социально-педагогический феномен, который выступает и как педагогическое явление, и как педагогический процесс, и как педагогический принцип, и как педагогическая практика, и как педагогическая проблема, и как направление исследования педагогической действительности.

Ключевое понятие гуманистической философии образования - «гуманизм». Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. В философском энциклопедическом словаре так определяется понятие «гуманизм» (от лат. humanus - человеческий): «исторически изменяющаяся система воззрений: признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми; в узком смысле - культурное движение эпохи Возрождения».

Таким образом, уже само слово «гуманизм» имеет два значения: широкое и узкое. Широкое значение обозначает систему ценностей, возвышающих человеческую личность, ставящую в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь. Узкое значение характеризует культурное движение эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) в Европе (особенно в Италии и Германии). Именно в рамках этого движения и появляется сам термин «гуманизм», первоначально понимавшийся его представителями как определенный вид интеллектуальных занятий филологического плана, т.е. как изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии. Интересно, что термин «филология» изначально переводился с греческого как «любовь к слову». В центре внимания гуманистов эпохи Возрождения стояло «слово», мудрое слово, которое они искали прежде всего в античных текстах, а целью их занятий являлось возвышение человеческой личности через познание античной мудрости.

Основной характеристикой гуманизма при всех его изменениях в историческом развитии была и остается человечность, и при этом центральным моментом в ней выступают устремленность в будущее, к свободной реализации своих творческих потенций, как пишут в своих работах Г. Оллпорт, и А. Маслоу. Следует отметить особый контекст, характеризующий гуманность личности, которая проявляется в качествах, связанных со способностями к сопереживанию, содействию, соучастию. Вот почему ключевой социально-педагогической установкой гуманизма является восхождение к личности.

Понятие «гуманизм» часто отождествляется с понятием «гуманность». «Гуманность» является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого. Согласно латинско-русскому словарю, «гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям». Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философским определением гуманизма: «Гуманный - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный».

В кратком психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования... реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Так, говоря о концепции гуманно ориентированного образования, Г.Н. Сериков отмечает, что «...гуманное образование базируется на приоритете человека, сосуществующего с другими людьми, с представителями флоры и фауны в общем жизненном пространстве (окружении)» [8, с. 347].

Современная философская мысль, при всем разнообразии ее течений, сходится в одном: самая страшная из катастроф, угрожающих человечеству, - «антропологическая катастрофа», т.е. крушение человека и человечности, а все остальные - технические, экологические, экономические - лишь производные от нее. Поэтому задача образования XXI в. - это преодоление кризиса культуры, духовности, гуманизма в самом широком смысле.

Системообразующим фактором гуманно ориентированного среднего профессионального образования, как показывает наш опыт преподавательской деятельности, должны служить права обучающегося на свободное развитие и проявление своих способностей.

О.С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогику свободы, цель которой - разработать средства для формирования свободоспособной личности [3, с. 22]. Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс - как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество педагога и студента, где доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания - развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как свобода, реализуемая через ответственное служение другим, обнаруживаемая в связях с другими людьми.

М.Н. Берулова считает что, «гуманизация образования» - это такая организация учебного процесса, которая направлена на развитие личности, предполагающая формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях и социальном статусе; в реализации своего творческого потенциала; в познании в соответствии со своими индивидуальными когнитивными стратегиями [1, с. 196].

В.А. Иванова, Т.В. Левина в электронном учебно-методическом комплексе «Педагогика» под «гуманизацией образования» предполагают действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование.

Концепция гуманизации образования рассматривается А.М. Новиковым как переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости и социальной защиты в условиях рыночных отношений. С этих позиций, пишет ученый, изменяется представление о целях, содержании, формах и методах обучения и воспитания, эти педагогические понятия (категории) наполняются новым смыслом [6, с. 40].

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство ученых согласно с тем, что новая концепция образования должна быть гуманно ориентированной. Она должна исходить из того, что человек - саморазвивающаяся система, и среднее профессиональное образование должно помочь саморазвитию человека. Человек - открытая система, и необходимо глубокое изучение его связей с социальным миром, воздействия на него достижений мировой и национальных культур. В конечном счете цель гуманно ориентированного образования - личность, реализующая себя в качестве субъекта культуры, творца.

На рисунке 1 представлены цели и позиции гуманно ориентированного образования в системе среднего профессионального образования. Ниже остановимся на каждом из приведенных компонентов.

Рисунок 1. Цели и позиции гуманно ориентированного среднего профессионального образования.

Гуманно ориентированное образование предполагает, прежде всего, трехаспектное целеполагание: во-первых, общепрофессиональное развитие специалиста, развитие его общей и профессиональной культуры; во-вторых, формирование профессиональной компетентности; в-третьих, личностное развитие, профессиональное самовоспитание индивидуально-личностных качеств. Основу реализации этих целей в среднем профессиональном образовании составляют глубокое изучение и знание личности студента.

Анализируя исследования учёных и педагогов-практиков, а также опираясь на собственный опыт работы, можно утверждать, что концепция гуманизации образования по-новому рассматривает цель образования как самоактуализацию и самореализацию личности. Самоактуализация предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире, свободный личностный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии и раскрытие всех своих потенциальных возможностей. Только через внутреннее понимание самого себя человек может прийти к пониманию другого человека, а также своих отношений с окружающим миром. С точки зрения А. Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. В свою очередь самореализация предусматривает реализацию всех способностей и талантов личности, исходя из своих умственных, физических, психических, социальных и других возможностей.

Гуманизация среднего профессионального образования, в широком смысле слова, включает в себя несколько позиций: гуманитаризацию, фундаментализацию, личностно-деятельностную и культурологическую направленность.

Необходимость гуманизации и гуманитаризации среднего профессионального образования аргументируется различными причинами. Так, например, В.М. Шепель в статье «Управленческая гуманитарология» видит актуальность этой проблемы в следующем [10, с. 56.]:

  • гуманитарное образование способствует эмоциональной полифоничности людей, а потому делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта;
  • в гуманитарном образовании концентрируется духовность людей, характерные черты которой - возвышенность мыслей, желаний и благородная мотивация поступков;
  • гуманитарная образованность, по словам Ф.М. Достоевского, облегчает освоение любой профессии. Благодаря ей доступно познание логики «живого». Это важно для тех, кто профессионально связан с людьми, общается с ними.

Фундаментализация образования понимается как подготовка грамотного, конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Это означает углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, профессиональной подготовки студента, переход на подготовку специалистов широкого профиля. Его, как показывает наш опыт, нельзя осуществить без современных технологий обучения:

  • технология организации взаимодействия и сотрудничества в обучении;
  • технология моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе;
  • проектные технологии обучения;
  • игровые технологии обучения;
  • новые информационные технологии в образовании и т.д.

Личностно-деятельностный подход, основной целью которого является развитие способностей и активной деятельности студентов, должен осуществляться как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Он, по мнению И.А. Зимней, в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом [4, с. 245].

Среди компонентов гуманизации учебного процесса важную роль играет культурологическое направление. Гуманитарная парадигма образования, по мнению исследователей, ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного и глубинного в нем. Иными словами, студент получает образование для того, чтобы стать соучастником культурного процесса, вести диалог с культурой, быть не только потребителем культуры, но и ее носителем, и творцом.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением Е.В. Бондаревской о том, что «образование в нашей стране долгое время развивалось вне контекста культуры», его цели «выводились» не из культуры, а из требований цивилизации и связывались с развитием производства, а не с природным и духовным развитием человека, что приводило к «расчеловечиванию» педагогики [2, с. 21].

В заключение подчеркнем, что при различии взглядов ученых на проблему гуманизации образовательного процесса можно выделить общие критерии, объединяющие их в подходе к решению данной проблемы.

Критерии гуманизации образовательного процесса:

  • постановка гуманистических целей обучения, развития и воспитания;
  • признание личности обучающегося целью образовательного процесса, а не средством ее достижения;
  • гуманистическая направленность убеждений и поступков участников образовательного процесса;
  • гуманистическая целесообразность вводимых педагогических инноваций;
  • субъект-субъектные отношения участников образовательного процесса;
  • наличие условий, способствующих самореализации педагога и студента, обеспечивающих возможность выбора форм, методов, приемов образования;
  • творческий, самостоятельный, критический подход к образовательному процессу у преподавателя и студента;
  • наличие условий для сохранения и укрепления духовного здоровья участников образовательного процесса.

В целом понимание особенностей гуманно ориентированного образовательного процесса среднего профессионального образования позволяет снять или существенно ослабить противоречия между запросами общества, востребованностью обучающихся в максимальном учете их задатков, способностей и потребностей и нынешней преимущественно дегуманистической сущностью образовательного процесса, не предоставляющей возможность необходимого и достаточного развития и саморазвития студентов и их успешной социализации.

Таким образом, гуманизация образования как научное направление современной педагогической мысли может быть охарактеризовано уже не как теория, а как сложившаяся образовательная парадигма. Проблема новой парадигмы образования, предполагающей разработку ее новых моделей, стоит в настоящее время перед всей мировой системой образования.

Рецензенты:

  • Беликов В.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, ФГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Назарова О.Л., д.п.н., профессор, начальник учебно-методического управления, ФГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.