Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Tutor support of professional self-determination of pupils in the conditions of the senior school

Shalimova N.A. 1
1 Kostroma Region Institute of Education Development
The article proves the importance and actuality of tutors’ technology support as a mean of helping a senior pupils to gain the skills of self-education activity, self-determination, creating an individual educational programme, realization of various complex models of social behavior. The special attention in work is given to a theoretical substantiation of the developed integrated model tutor support of professional self-determination of senior pupils. In article are opened the organizational-pedagogical conditions providing efficiency tutor support of pupils for the purpose of construction of space of the senior school as area of realization of individual educational trajectories of senior pupils. The research has shown that tutor support provides development in senior pupils of ability to free and responsible professional self-determination.
Tutor
tutor support
individualization
professional self-determination
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что образование должно стать эффективным инструментом раскрытия человеком собственных способностей и подготовки к жизни в конкурентном и высокотехничном мире [4]. Таким образом, современная школа получает качественно иную задачу: подготовка поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей [6]. Решение поставленной задачи требует изменения роли участников образовательного процесса: учитель не транслирует готовые знания, а организует индивидуальную и коллективную работу учащихся в инновационной образовательной среде, создаёт условия для формирования компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков на основе универсальных способов деятельности, по существу, выполняя функции педагога-тьютора.

Согласно нашему исследованию, для достижения стоящих перед современной школой целей необходимо осуществить переход к парадигме активного приобретения и использования информации в условиях образования на протяжении всей жизни. При этом меняется само представление о сути образования в современном обществе. Исходя из исследований А.И. Адамского, Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной, А.Н. Тубельского, М.П. Черемных, П.Г. Щедровицкого и др. образование рассматривается нами не только как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, но и как процесс, результатом которого становится формирование у выпускников собственного образа в мире культуры, усвоение ценностей, норм, накопленных предыдущими поколениями, и создание собственной, субъектной культуры [1]. В результате такого образования обеспечивается успешная социализация ребенка, наиболее ярким проявлением которой является раннее профессиональное самоопределение учащихся старшей школы.

Новая структура Федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей для учащихся, обучение по индивидуальным образовательным программам в старшей школе. Для реализации этих задач необходима особая позиция педагога, который сопровождает ученика по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает в поиске образовательных ресурсов за её пределами. Она называется тьюторской и отличается от традиционной позиции учителя, психолога или классного руководителя тем, что представляет собой специально организованную педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на прояснение образовательных мотивов и интересов учащихся, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной рефлексии школьников. Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, мотивационного, целеполагания, проектировочного, реализационного, аналитического, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает определенные способы работы тьютора и учащегося.

В структуру старшей школы тьюторское сопровождение вводится для оказания ученику помощи в оформлении образа его профессионального будущего и построения наиболее адекватной программы по его достижению [1]. Вследствие этого образовательное пространство старшей школы должно быть наполнено:

  • системой разноуровневого обучения, предоставляющей учащимся возможность выбора уровня освоения предметного материала и реализации предметных, метапредметных проектов, исследований и творческих работ;
  • системой профессиональных стажировок в места предполагаемой будущей учебы или работы школьников;
  • образовательными событиями, ориентированными на проектирование старшеклассниками личной образовательной истории [3].

В этой связи встаёт проблема моделирования системы тьюторской деятельности в образовательном учреждении.

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу теоретических основ тьюторского сопровождения учащихся позволил нам разработать интегрированную модель тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, за основу которой были взяты типологические модели тьюторской деятельности, представленные исследователями М.М. Миркес, Н.В. Мухой, А.А. Цукер.

Данная модель выявляет и фиксирует пути и способы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательном пространстве старшей школы. В связи с целостным и многоплановым характером результата тьюторской деятельности типология инструментов тьюторской работы не может напрямую выводиться из типологии её результатов [5]. Как отмечают ряд исследователей, вряд ли можно представить такое тьюторство, которое работает с профессиональным самоопределением, но не работает с выбором и самооценкой, и наоборот [5]. Поэтому продуктивным представляется ход с комплексным использованием нескольких вариантов тьюторской деятельности, которые отличаются по способу сопровождения индивидуальной образовательной траектории школьников, но в конечном итоге ориентированы на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению.

Разработанная модель включает ряд компонентов:

  1. целевой, который может рассматриваться как общая цель: формирование готовности выпускников школы к профессиональному самоопределению - и следующие из неё частные цели каждого из четырёх вариантов тьюторской деятельности;
  2. содержательный компонент предполагает четыре варианта тьюторской деятельности, обеспечивающих формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению: наставническая, диспетчерская, событийная, консалтинговая;
  3. организационный компонент, который определяет условия эффективности тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников;
  4. процессуальный компонент включает этапы осуществления тьюторского сопровождения и средства педагогической коммуникации, к которым относятся методы, средства и организационные формы обучения;
  5. оценочно-результативный компонент предполагает разработку мониторинга индивидуальных планов учащихся, их интересов, склонностей, мотивов, готовности к профессиональному самоопределению.

В ходе исследования было определено содержание тьюторской деятельности и разработано методическое обеспечение для каждого варианта тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся старшей школы:

  • для сопровождения предметного, научного интереса учащихся - методические разработки с использованием технологий открытого образования;
  • для сопровождения осознанного выбора старшеклассниками составляющих индивидуальной образовательной программы и реализации этого выбора - технология работы с индивидуальной образовательной программой ученика;
  • для сопровождения проявления и реализации образовательных инициатив учащихся - программы деятельности школьных клубов;
  • для сопровождения освоения учащимися новой деятельности - программы проведения профессиональных проб.

Особое внимание в исследовании было уделено выявлению и обоснованию организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

С учетом становящегося характера тьюторской деятельности одним из основополагающих условий является теоретическая и практическая подготовка педагогов-тьюторов, которая включает в себя:

  1. изучение мотивации и готовности педагогов принять на себя обязанности тьютора;
  2. освоение педагогами тьюторских компетенций, обучение учителей эффективным образовательным технологиям.

С этой целью был разработан учебно-методический комплекс, реализующий профессиональную подготовку педагогов-тьюторов:

  • дополнительная профессиональная образовательная программа модульных курсов повышения квалификации «Технологическая школа тьюторства»;
  • учебная программа семинара «Современные технологии открытого образования»;
  • методическое пособие «Организация тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся в условиях старшей школы».

Ещё одним важным условием, обеспечивающим эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников, является расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей за счёт организации условий для рефлексии школьниками точек профессионального самоопределения, создания мест для приобретения учениками нового образовательного, коммуникативного, социального и управленческого опыта.

Такое расширение образовательного пространства может осуществляться посредством технологии социального продюсирования [2]. В ситуации, когда у ученика возникает осознанный заказ к своему образованию через видение собственных проблем, связанных с выбором профессии, педагог осуществляет посредническое действие между школой и социумом. Тьютор показывает ребенку образовательное пространство развития в той или иной профессиональной деятельности. Выбрав из предлагаемых форм и мест прохождения социальной практики или профессиональных проб вариант, отвечающий его профессиональным интересам, старшеклассник имеет возможность попробовать себя в той или иной профессии.

Процесс выполнения профессиональной пробы сопровождается постоянной рефлексией старшеклассником своей деятельности, организованной тьютором. В результате прохождения социальных практик и профессиональных проб учащиеся анализируют претензии на свое профессиональное будущее, выбирают уровень и формы послешкольного образования и делают выводы о правильности выбранного пути.

С целью создания условий для приобретения учащимися опыта социализации получаемых в школе знаний, формирования таких компетентностей, как умение работать с большими массивами информации, решать творческие задачи, осуществлять коммуникацию в нестандартных условиях дефицита времени, проводить оценку результатов и продуктов деятельности, - тьютор организует образовательные события, провоцирующие очередные шаги развития старшеклассников. Благодаря серии образовательных ситуаций, в которые попадают участники события и их специальной рефлексии, старшеклассники учатся ставить цели личностного развития, пробуют новые стратегии поведения, реализуют индивидуальные образовательные траектории [5].

Проверка эффективности выявленных педагогических условий организации тьюторского сопровождения проводилась в ходе опытно-экспериментальной работы по внедрению представленной модели.

Полученные результаты свидетельствуют, что у учащихся экспериментальной группы готовность к выбору конкретной профессиональной деятельности значительно выше, чем у учащихся контрольной группы (90 и 61% соответственно).

Проведённое исследование доказало эффективность разработанной на основе принципов открытости, индивидуализации, вариативности, деятельностного подхода интегрированной модели тьюторского сопровождения старшеклассников, что выразилось в формировании активного отношения учеников к профессиональному выбору, соответствующему интересам, способностям и потребностям личности учащихся.

В конечном итоге, как отмечает президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Т.М. Ковалёва, в условиях тьюторского сопровождения учеников старшей школы отличает от других выпускников общеобразовательных школ особая ответственность многоуровневого выбора за собственную индивидуальную траекторию как профессионализации, так и образования в целом [1].

Рецензенты:

  • Тимонин А.И., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова», г. Кострома.
  • Захарова Ж.А., д.п.н., профессор, кафедры социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова», г. Кострома