Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A problem of health – creation of the educational process’ subjects and possibilities of their solution by means of applied music

Petukhova M.I. 1
1 «The Tula state pedagogical university of L.N.Tolstoy», Tula Russia (300026, Tula, avenue of Lenin, 125)
In this article the problem of preservation and of increase of health of the subjects of the educational process (teachers, pupils, and their parents) is considered. As one of possible ways of problem solving is proposed a use of polyfunctional musical – sound technologies in the educational process. For the designation of their system the authoress introduces the notion of an “applied music”. A phenomenon of the health – creation by means of the applied music is presented as an actual innovative health – preservation technology allowing to unite and to systematize the results of various researches on physical, social and psychological health of all the educational process’ subjects in the context of the common complex universal knowledge of applied character, connecting science and art for the purpose of formation of competences of teachers, students and their parents’ health – preservation and health – creation.
applied music
health – creation
Настоящий этап общественного развития, именуемый кризисным, характеризуется рядом негативных тенденций и обострением социально-экономических, социально-педагогических проблем. В результате происходят существенные изменения в укладе жизни людей. Эти перемены влияют, прежде всего, на психическое здоровье населения,  провоцируют психологическую дезадаптацию людей, повышение уровня их эмоциональной напряженности и агрессивности.

Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается количество детей с нарушениями психического и физического развития. По данным Минздрава и Госкомэпиднадзора России, лишь 14 % детей практически здоровы, 50 %  - имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания.

Принципиально необходимо сегодня и  полноценное проживание учебного периода жизни, поскольку только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны не просто заниматься учебной, трудовой деятельностью, но и стать во главе ведущих направлений деятельности государства.

На сегодняшний день около 25 - 30 % детей, приходящих в 1 - е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3 % до 30 %, нервно-психическими расстройствами - с 15 % до 40 %, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в некоторых школах достигает 50 % (М.М. Безруких, 2003; Н.К. Смирнов, 2005; В.Р. Кучма, 2009).

Рассматривая вопросы сохранения здоровья учащихся, нельзя обойти стороной и вопрос сохранения здоровья педагогов. Еще основатель педагогической психологии  П. Ф. Каптерев обращал внимание на то, что  здоровье ребенка во многом определяется здоровьем педагога, зависит от него, и  настаивал на необходимости укрепления здоровья педагогов. «Прежде всего, нужно обратить внимание на развитие силы и ускорение свежести физического организма. Эта забота обусловливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями, - убеждал талантливый психолог и педагог. - Хилый физический организм - плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, вечно мучающийся, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему дай, Господи, справиться со своими недугами...».

К сожалению,  и сегодня многие представители педагогической профессии не могут похвалиться своим здоровьем.

На сегодняшний день остро стоят   проблемы  сохранения профессионального здоровья, эколого-психологической безопасности и профессионального выгорания  современного педагога (H. Fredenberger, P. Brill, D. Green, В.Е.Орел, М.В. Борисова, А.В. Бутылин, А.А. Рукавишников и  др.).

Данные современных исследований показывают, что  даже у молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (В. В. Бойко, Г. Ш. Габдреева, Л. М. Митина и др.).

Ухудшение здоровья педагога - «...национальное бедствие ... показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией...» (Л.М. Митина).

Надо признать, что за последние десять лет отечественная система образования  претерпела значительные позитивные  перемены, характеризующиеся гуманизацией и демократизацией педагогического процесса, провозглашением личностно ориентированной парадигмы воспитания, созданием полипрограммного образовательного пространства.

Новая модель образования также смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков у учащихся на целостное развитие личности.  В этих условиях особенно возрастает социальная и педагогическая значимость формирования у учащихся в процессе образовательной деятельности  ценностного отношения к здоровью, как к ресурсу, определяющему в дальнейшем полноту реализации  жизненных целей и смыслов, качество будущей жизни.

В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития страны, создаются правовые, экономические, организационные основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

В «Национальной доктрине развития образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», в «Основных направлениях правительства РФ на период до 2012 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом.

В Закон Российской Федерации «Об образовании» 1 декабря 2007 г. внесена поправка, определяющая формирование духовно-нравственной личности, ориентированной, в том числе, на здоровый и безопасный образ жизни, как одно из основных общих требований к содержанию образования.

Однако отсутствие надежных механизмов реализации принятых государственных решений и сколько-нибудь значимой межведомственной интеграции в сфере здоровьесохранения не дает возможности сегодня кардинально изменить ситуацию.

Необходимо  отметить, что большинство педагогических моделей здоровья, разработанных отечественными исследователями с конца 90-х гг. прошлого века и до наших дней (В. Б. Гаптов, Т. Г. Коваленко, В. В. Михайлов, М. М. Рыжак, А. Г. Сухарев, В. С. Фомин и др.), выполнены в системе медико-биологического знания с опорой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Своей целью данные модели ставят определение индивидуального уровня развития психофизиологической природы ребенка для оказания ему лечебно-профилактической помощи. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, ориентирующегося на такую традиционную методологию здравоохранительной работы, как правило, представляет собой набор лечебно-профилактических и санитарно-просветительских действий, помогающих ребенку защитить организм от нарастающих болезнетворных факторов (биологических, химических и социально-психологических).

Ни в коей мере не умаляя достоинств перечисленных работ, отмечая их актуальность и значимость, следует все же отметить, что подобная модель здоровьесберегающей деятельности не может разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к.  медико-биологическая модель здоровья не учитывает социокультурный  компонент феномена «здоровье».

Одно только медицинское знание не позволяет объяснить феномены и  механизмы, связанные с практикой здорового поведения, адаптацией к стрессу, изменениями проблемного поведения и адаптацией к болезни.

Следует анализировать эти явления с учетом социального, культурного и исторического контекстов.

Между тем,  феномен «здоровье» как социокультурный символ предполагает рассмотрение множества аспектов и смысловых рядов: теории, концепции  и модели здоровья и болезни;  многообразие форм физического,  психического и социального здоровья человека;  уровни и аспекты измерения здоровья; "духовно-экологический" дискурс здоровья (помимо "медицинского");  обоснование  здоровья в различных эволюционно-исторических, культурных и философских интерпретациях и т.д. Здоровье сегодня рассматривается исследователями как философская и  социально-психологическая проблема;  как проблема гуманитарного знания; феномен самопознания и самоорганизации; анализируется с позиций аксиологии и праксиологии.

При этом следует обратить внимание на то, что разнятся не только трактовки  понимания здоровья в разных исторических и современных подходах, но разнятся и точки зрения на означенную проблему у авторов научных исследований.

По нашему мнению, в современной ситуации, скорее всего едва ли  возможна единая общая позиция, однако в то же время исследователи  единодушны в том, что «здоровье не может быть рассмотрено как замкнутая система. Здоровье - система открытая: меняются социальные условия и требования к здоровью, постоянно создаются новые медицинские технологии и услуги, меняется образ жизни людей, могут измениться и представления отдельного человека о здоровье или его месте в жизни» (В.М.Розин), соглашаясь с данным мнением, можно продолжить мысль высказыванием Б.Г.Юдина «стало быть логическим пределом здоровья здесь можно было бы считать непрерывность биологического существования».

Разделяя мнение исследователей, мы также считаем, что здоровье - не статичное понятие, оно имеет внутреннюю динамику и предполагает процесс, процесс самостановления человека по законам природного и социального бытия, направленный на естественное самосохранение и позитивное самоутверждение в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе в целом и в природе, принятие на себя ответственности за состояние своего здоровья, а в конечном счете, за здоровье нации.

Не случайно в контексте модернизации Российского образования  наряду  с вопросами сохранения здоровья на первый план  выступают идеи здоровьеформирования и  здоровьесозидания, которые ориентируют учащихся и педагогов на конструирование собственного здоровья на основе механизмов личностной самоактуализации и самореализации.

Именно поэтому система образования может и должна явиться не менее важным фактором здравоохранения человека, чем медицина, а в плане профилактики так называемых «болезней поведения» - и более значимым.

Таким образом, внедрение здоровьесозидающих и здоровьеформирующих  технологий в образовательный процесс обусловлено сегодня социальными, политическими, экономическими и культурными характеристиками общества.

Исследование проблемы здоровьесозидания в образовательном процессе ведется многочисленными представителями смежных отраслей знания: психологией, педагогикой, социологией, валеологией, медициной, вместе с тем, применение в воспитательно-профилактической практике результатов исследований, ведущихся в различных узкоспециализированных отраслях научного знания, оказывается делом весьма затруднительным для практического использования. Данный факт заставляет консолидировать усилия практиков и исследователей разных областей научного знания, изучающих человека, объединять лучшие достижения западной и восточной медицины, естественных наук и наук о человеке, современных компьютерных технологий и искусства в высокоэффективную, многоуровневую, непрерывно развивающуюся систему, нацеленную на сохранение и повышение качества жизни и уровня здоровья населения. В этой комплексной системе, ориентированной не только на сохранение физического здоровья человека, коррекцию его психоэмоционального состояния, но и на оптимизацию нравственности, искусство приобретает особое значение.

Обращение к мощному потенциалу искусства способствует не только сохранению физического, психического и духовного здоровья, но и гармонизации отношений человека с социумом.

Одним из таких перспективных методов признана музыкальная терапия - контролируемое использование музыки в образовательном пространстве, воспитании, реабилитации и лечении детей,  включающее  в свой арсенал разнообразные художественно-педагогические, психотерапевтические и медицинские методы, которые, при адекватном использовании, могут способствовать повышению резервных и адаптационных возможностей организма человека.

Искусство музыки как явление, как феномен, с древности умело и интегративно использовалось в разных целях: в качестве средства обмена информацией, с ритуальными целями, как средство эстетического воспитания и, наконец, с лечебными целями. Именно древними философами и целителями было замечено, что звуки и музыка воздействуют определенным образом на физиологию человека независимо от ее эстетической оценки.

Люди использовали звуки, особенно музыку, в своем быту для гармонизации своего душевного строя и окружающей среды, а также в лечебной практике в течение многих веков. Свидетельства о лечении звуком и музыкой относятся к доисторическому прошлому и уходят корнями в мифы, сказки, религиозные сказания, память человеческой души. Так, например, ещё в Библии говорится о страдающем от психического недуга царе Сауле и, облегчающем его страдания игрой на кифаре, Давиде. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая.  Пифагор и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле.

Аристотель полагал, что музыка - не только средство для лечения, но и для очищения души, Платон писал: «...душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».

Китайская натурфилософия рассматривала музыку как символ порядка и цивилизации, которые привносятся в хаотическую среду для создания в социуме определенной структуры, нормы, иерархии; для гармонизации общественной жизни. При помощи музыки, по мнению китайских философов,  достигается гармонизация двух видов жизненной энергии - «инь» и «янь», устраняется хаос, восстанавливается космический и общественный порядок.

В нашей стране широкие экспериментальные исследования влияния музыки на человеческий организм были предприняты еще в XIX в. Значительный вклад в науку в данном вопросе внесли отечественные ученые В.М. Бехтерев, И.Я. Дядьковский, М.Я. Мудров, Б.Д. Карвасарский,  С.С. Корсаков и др. Современные исследователи Л.С. Брусиловский, Н.Н. Свидро, О. Ворожцова продолжили разработку данного вопроса.

В XXI веке в мировой практике натуротерапевтические, безлекарственные методы лечения и оздоровления приобретают особую актуальность. В медицине и психологии первоначальное использование искусства, в том числе -  музыки, в лечебных целях, получило название арт-терапии, музыкотерапии (А.Хилл, Д.Кэмпбелл, П.Хюбнер, Д.Элдридж и др.). Считается, что арт-терапия способствует достижению следующих целей: дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; облегчить процесс лечения; получить материал для интерпретаций и диагностических заключений; проработать чувства, которые человек привык подавлять; развивать чувство внутреннего контроля; способствовать формированию коммуникативной культуры; сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; развивать художественные способности и повышать самооценку.

Сегодня «арт-терапевтическими» называют различные направления лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы. В последние годы активно разрабатываются  новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевиоральные и гуманистические представления  о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению наиболее адекватными  существующим реалиям жизни, учитывающими пол, возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт личности, оказываются различные  формы и виды арт-терапии. Такой подход стал возможным в связи с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание данных понятий в значительной мере определяется социальными институтами, моделями культуры, системой ценностей и установок представителей различных этнических и профессиональных групп.

На наш взгляд, сегодня в образовательном пространстве возникла острая необходимость объединить и систематизировать результаты разнообразных  исследований по проблемам физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса в рамках единого комплексного универсального знания прикладного характера, объединяющего науку и искусство с целью формирования у педагогов, учащихся и их родителей компетенций  здоровьесбережения и здоровьесозидания.

Своевременно, на наш взгляд, поставить вопрос здоровьесозидания субъектов образовательного процесса в образовательных учреждений различного типа средствами уникальных и полифункциональных музыкально-звуковых технологий.

Исследуя проблему здоровьесозидания субъектов образовательного процесса средствами музыкально-звуковых технологий, необходимо уточнить, что мы предлагаем использовать  в массовой оздоровительной практике понятие «прикладная музыка»,  которое было введено нами  в научный оборот, и рассматривать его как новую категорию, означающую единое комплексное универсальное знание прикладного характера, включающее все многообразие музыкальных и звуковых технологий и отражающее специфику их применения в отношении здоровья и здорового образа жизни. Понятие «прикладная музыка» было одобрено зарубежными коллегами на международном уровне, так, например, директор Нордоф-Роббинс центра (г. Виттен, Германия) профессор Дэвид Элдридж отмечает, что категория «прикладная музыка», во-первых: более полно отражает все многообразие методов музыкотерапии, имеющих метапредметный,  интерактивный и интегративный характер; во-вторых: данное понятие подчеркивает прикладную направленность и возможность использования музыкально-звуковых технологий практически любым человеком в повседневной жизни.

Таким образом, объективная потребность в формировании у всех субъектов образовательного процесса  готовности к здоровьесозидающей деятельности через использование актуальных современных технологий, в первую очередь,  музыкально-звуковых вступает в противоречие с отсутствием механизма ее реализации, а именно:

- отсутствием научного обоснования   концепции здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители) через использование актуальных технологий прикладной музыки;

- недостаточной изученностью психолого-педагогических условий оздоровления, а также личностного развития и саморазвития субъектов образовательного процесса в процессе освоения музыкально-звуковых технологий;

- отсутствием эффективных комплексных учебно-воспитательных программ, обеспечивающих развитие ценностно-смыслового отношения педагогов, учащихся и их родителей к собственному здоровью через использование средств музыкального искусства;

- недостаточным уровнем разработанности форм, средств и методов актуализации здоровьесозидающего потенциала личности средствами музыкально-звуковых технологий, а также несистематичностью их применения.

Исходя из вышеизложенного, научная проблема, рассматриваемая нами и требующая своего разрешения, может быть сформулирована  следующим образом:  каковы механизмы эффективного здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса средствами музыкально-звуковых технологий?

В последнее время наметилось несколько направлений в исследованиях отечественных и зарубежных ученых,  рассматривающих проблему сохранения и укрепления здоровья, а также формирования здоровьесозидающей среды различными средствами, в том числе -  науки и искусства. Теоретико-эмпирические исследования влияния музыки на важные физиологические функции человека проводились В.М. Бехтеревым, И.И. Спиритовым, И.М. Догелем и др.; эмоционально-ориентированное оздоровительное воздействие музыки на человека исследовали С. Шушарджан, В. Петрушин, В. Элькин, Н.Свидро, О. Ворожцова и др.; различные аспекты музыкотерапии изучали Л.С. Брусиловский, В.Ю. Завьялова, С.Н. Швабе и др.

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что психолого-педагогический, содержательно-методический и технологический аспекты использования в практической работе образовательных учреждений музыкально-звуковых технологий в целях формировании у всех субъектов образовательного процесса  готовности к здоровьесозидающей деятельности остаются недостаточно разработанными.

Это актуализирует задачу разработки и обоснования педагогической концепции здоровьесозидания субъектов образовательного процесса средствами прикладной музыки, обеспечивающей формирование у всех субъектов педагогического процесса (учитель - ученик - родитель)   активной позиции к своему здоровью и ценностного отношения к здоровому образу жизни в целом.

В свою очередь, это обусловливает необходимость внедрения в образовательный процесс сквозного системообразующего компонента, каковым могут выступать музыкально-звуковые технологии, реализуемые через комплексную программу «Основы здоровьесозидания музыкой», ориентированную на использование средств прикладной музыки на начальной ступени образования при освоении содержания предметных дисциплин, во внеурочной и  внешкольной деятельности, в дополнительном образовании в рамках президентской инициативы «Наша новая школа».

Оснований этому несколько:

1. Социально-педагогическая модель оздоровления средствами музыки имеет широкие возможности для применения в социальной сфере: в центрах психического здоровья, занятости, в приютах, детских домах, центрах детского творчества, эффективна во всех возрастных группах.

Важно также сказать о роли музыкально-звуковых технологий в психопрофилактике асоциального поведения, игровой, алкогольной и наркозависимости, в социальной реабилитации школьников и молодежи. По сути, это «социально-психологическое врачевание», направленное на изменение стереотипов мышления, поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами музыкального искусства.

Разработка системы психопрофилактических и реабилитационных мероприятий средствами музыкального искусства создает прецедент позитивного резонанса, обеспечивая тем самым цепную реакцию в социуме, что, по большому счету, решает не только частную морально-этическую, но и государственную задачи.

2. Сам процесс обучения субъектов образовательного процесса основам использования музыкально-звуковых технологий создает уникальный прецедент единого арт-терапевтического и образовательного пространства, что позитивно сказывается на профессиональном развитии педагогов и личностном росте учащихся и их родителей. Все участники образовательного процесса не только получают необходимые знания, осваивают инновационную теорию и технологию работы, но также учатся рефлексии, самопознанию и, по существу, наряду с обучением проходят личную терапию. Это принципиально необходимо для выстраивания гармоничных взаимоотношений в дальнейшей жизни и любой социальной среде. Так как работа специалиста в любой области непременно требует, прежде всего,  понимания самого себя, осознания позитивных сторон своей личности и негативного опыта.

«Если я должен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен расти сам; и хотя это часто болезненно, но очень обогащает», - справедливо утверждал К. Роджерс.

По существу, это духовные экзистенции, имеющие для индивида и человечества глубинный жизненный смысл (К. Ясперс); универсальные экзистенциальные факторы, как: свобода и ответственность, вина; борьба; время; смысл и бессмысленность; единство бытия - дающего и человека - принимающего (В. Франкл, М. Хайдеггер).

Таким образом, познание самого себя, умение выстраивать индивидуальную траекторию здоровьесозидания становится сегодня важнейшей инновационной и актуальной составляющей современного образования. «Познавший себя человек - гуманен» (А. Маслоу) и способен жить по-человечески  в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать на себя ответственность за качество своего здоровья и качество жизни, а, в конечном счете, - за здоровье и долголетие нации.

3. Методология модели формирования здоровьесозидающей образовательной среды отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) - тем самым значительно повышает уровень универсальных образовательных компетенций, общую образованность и культуру выпускника образовательного учреждения любого типа.

Итак, феномен  оздоровления средствами прикладной музыки через формирование здоровьесозидающей образовательной среды в образовательном учреждении правомерно представить, как остро актуальную инновационную здоровьесозидающую технологию, которая может проявляться на уровне образовательных программ, факультативов, элективных курсов, программ дополнительного образования через систему средств, форм и методов музыкального творчества, интегрированных с другими технологиями психолого-педагогической работы.

Важность целостного рассмотрения проблемы здоровьесозидания всех субъектов образовательного процесса средствами  прикладной музыки на единой теоретической основе и недостаточная ее разработанность определяют актуальность исследования.

В течение ряда лет  нами ведется научно-исследовательская работа, в ходе которой: проанализированы имеющиеся в отечественной и зарубежной медицинской, психолого-педагогической науке исследования  оздоровления и развития человека посредством  воздействия музыкально-звуковых технологий; организована научно-исследовательская работа на базе городской инновационной площадки «Прикладная музыка» в целях  изучения условий и возможностей формирования здоровьесозидающей среды через музыкально-звуковые технологии в образовательных учреждениях различного типа; изучены возможности взаимодействия и сотрудничества специалистов разных направлений с целью формирования  у всех субъектов образовательного процесса  готовности к здоровьесозидающей деятельности на основе эмпирических данных, полученных в ходе работы городской инновационной площадки «Прикладная музыка»; разрабатываются вопросы формирования компетенций здоровьесозидания средствами музыкально-звуковых технологий у психологов, учителей, педагогов дополнительного образования.

Рецензенты:

  • Романов В.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и дисциплин начального образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.
  • Ежкова Н.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры детской психологии и дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула.