Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Tte mechanism of forming the socially-oriented economy

Popodko G.I. 1 Kovrov A.M. 1
1 Krasnoyarsk department of Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the RAS
In the article the mechanism of forming the socially-oriented economy is considered. The researchurgencyis that in Rossia the next ten years the courseon social orientation of economic development is defined.The main attention in forming this economic order is given to the state. State regulation of process of forming the socially-oriented economy includes: definition of proportions of a social production and reproduction, policy of import replacement of consumer goods, the tax, social and innovative policy. Forming the socially-oriented economy is based on theoretical research of this economic order features and experience of countries with the developed socially- oriented economy. Features of the mechanism of forming the socially-oriented economy depend on the degree of state interventions in economic regulation of these processes.
the mechanism
socially-oriented economy
state regulation
Стратегические цели экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу определяют в качестве одной из главных задач - достижение высоких стандартов благосостояния населения.  Впервые за последние десять лет в российской практике официально определен курс на социально-ориентированное развитие экономики.

Изучению механизма формирования социально-ориентированной рыночной экономики посвящены работы немецких экономистов: П. Козловски, Х. Ламперт, В. Ойкен, Ф. Хайек, О.Шлехт и других.

В российской экономической литературе проблема механизма формирования социальной рыночной экономики активно обсуждалась в конце 90-х годов прошлого столетия в работах Л.И. Абалкина, А.Н. Илларионова, В.И. Лячина, В.А. Медведева, А.Н. Нестеренко и других. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной теме в прошлом, она не утратила своей актуальности.

Основным элементом механизма формирования социально-ориентированной рыночной экономики является конкурентные рыночные отношения, которые не только обеспечивают увеличение эффективности  общественного производства, но и способствуют росту благосостояния населения [1]. Однако для обеспечения социальной ориентации экономики одного только механизма конкуренции недостаточно. Нужен дополнительный механизм, деятельность которого направлена на регулирование рыночных отношений. В поисках ответа на этот вопрос многие, как выразился классик социальной рыночной экономики В. Ойкен, в первую очередь невольно думают о государстве [2].

Действительно, государству отводится исключительно важная роль в становлении социально-ориентированных рыночных отношений.

Основными направлениями государственного регулирования в становлении социально-ориентированной экономики, по нашему мнению,  должны являться:

I. Формирование пропорций общественного производства в пользу развития предметов потребления и средств труда для их создания.

II. Определение соотношения распределения валового общественного продукта между фондом потребления и фондом накопления.

III. Рациональная политика импортозамещения предметов потребления.

IV. Социальные обязательства государства.

V. Налоговая политика.

VI. Развитие высокотехнологичных производств и инновационной экономики.

Остановимся на основных элементах государственного регулирования становления социальной рыночной экономики более подробно.

I. Формирование пропорций общественного производства в пользу развития предметов потребления направлено на реализацию цели повышения благосостояния населения и снижение социального неравенства. Необходимость определения пропорций развития производства предметов потребления по отношению к производству средств производства обусловлена тем, что отрасли II подразделения обеспечивают жизненными средствами работников всех сфер занятости. Недостаточное предложение предметов потребления приводит либо к их дефициту, а значит росту цен, либо к необходимости их импортозамещения. Это означает, что распределение ресурсов (материальных, трудовых, инвестиционных) между сферами производства должно основываться на анализе уровня развития производства предметов потребления и средств труда для их производства, а никак не на анализе уровня развития производства средств производства.

Важность развития производства предметов потребления определяется еще и тем, что это - основной источник инвестиций для развития общественного производства, который не может сравниться ни с одним из сырьевых источников развития.

II. Определение соотношения распределения валового внутреннего продукта между фондом потребления и фондом накопления должно подчиняться задаче будущего развития общественного производства.

Здесь скрыто известное противоречие, поскольку соотношение «больше - меньше» потребления в пользу накопления обеспечивает задел развития производства в ущерб текущему потреблению. То есть, чем больше средств распределяется в пользу будущего развития производства, которое приведет к росту производства жизненных средств в будущем, тем меньше средств остается на текущее потребление при данном уровне технического развития производства общественных благ. Но «злоупотребление» распределением созданного продукта в ущерб текущему потреблению может привести к снижению эффективности туда работников за счет  слабого стимулирования его труда.

Исходя из анализа опыта развития социальной рыночной экономики, доля фонда накопления в структуре ВВП не может быть меньше 22 - 24 %. Для ускоренного развития общественного производства доля накопления в ВВП может доходить до 30 % [3].

III. Политика импортозамещения предметов потребления, направленная на оптимизацию соотношения внутреннего производства и ввоза предметов потребления.

В настоящее время проблеме определения оптимальных пропорций импорта потребительских товаров не уделяется должного внимания. Известен порог критической безопасности импорта потребительских товаров - 20 % от объема потребления [4].

Импортозамещение предметов потребления, превышающее критическую черту безопасности, ведет к следующим последствиям:

  1. Перестает действовать механизм: «спрос - предложение - цена», который заменяется на механизм: «спрос - цена», зависящий от многих внешних факторов, не регулируемых производственными отношениями.
  2. Замена импортом отечественных товаров приводит к потере дохода (вновь созданной стоимости), входящего в валовую добавленную стоимость. Другими словами, чем больше импорт потребительских товаров, тем меньше валовой внутренний продукт страны, региона.
  3. Доход, потраченный на приобретение импортных товаров, не возвращается в процесс общественного воспроизводства, а перечисляется зарубежной компании, способствуя ее развитию. Этим самым не только увеличивается национальное богатство страны импортера, но и ухудшаются конкурентные позиции отечественных производителей.

Таким образом, необходимо государственное регулирование пропорций импортозамещения предметов потребления. Требуемый объем импорта предметов потребления должен определяться, исходя из возможностей страны по развитию того или иного производства жизненных средств. В том случае, если имеются производственно-технические условия для организации производства, государство должно определить систему мер, направленных на развитие производства  необходимых потребительских благ.

IV. Социальные обязательства государства, реализуемые через социальную политику, которая, в условиях социально-ориентированной экономики, ориентирована на рост благосостояния населения в целом и социальное обеспечение незанятого населения с целью сокращения социальной дифференциации и неравенства.

Основным источником обеспечения социальной политики государства является ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет. При этом доля ВВП, изымаемая, а затем перераспределяемая для этих целей, может  варьироваться от 35 до 60 % в зависимости от модели социальной рыночной экономики [5].

Крайне важным является  вопрос о механизме изъятия доходов с целью дальнейшего его перераспределения через бюджетную систему.

Здесь можно выделить три основные формы: накопительная (страховая) система, формируемая как субъектами хозяйствования, так и физическими лицами; система социального кредитования и  система социальных гарантий, осуществляемых за счет государственных средств (текущие расходы государства).

За счет накопительной системы  может финансироваться около 30 % всех социальных расходов.  Еще меньшую долю составляет финансирование социальных расходов на возвратной основе (социальные кредиты). Основная часть расходов  должна финансироваться по системе текущих выплат как социально-гарантированная помощь на безвозвратной основе. Это означает, что каждый гражданин в условиях социально-ориентированной экономики наделен правом получения гарантированной материальной помощи и бесплатного доступа к общественным благам.

Для обеспечения социальных обязательств государства, реализуемых  за счет перераспределения доходов через бюджетную систему, необходимы устойчивые источники доходов, которые не будут подвержены резким колебаниям и зависимости от каких-либо внешних и внутренних факторов, что и определяет специфику налоговой политики.

V. Налоговая политика государства.

Налоговая политика, это - система мер, проводимая государством в области налогов, и сборов, и налогообложения. Основными налогами в условиях социально-ориентированной экономики являются: налог на прибыль, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и социальные налоги. Роль других налогов незначительна, поскольку не имеет стимулирующего значения и доля их в структуре бюджетов не превышает 9 - 12 %. Устойчивость налоговых поступлений в бюджетную систему страны в условиях социально-ориентированной экономики определяется государственной налоговой политикой, основанной на реализации следующих принципов:

  • основными источниками налоговых поступлений являются доходы физических лиц;
  • для исчисления налоговых ставок применяется адаптивный механизм, который выражается в использовании дифференцированной шкалы в зависимости от уровня доходов и рода занятий;
  • применение развитой системы льгот по налогам на прибыль;
  • использование низких ставок косвенных налогов.

Реализация названных принципов налоговой политики позволяет обеспечить не только устойчивость бюджетной системы, но и сохранить высокую конкурентоспособность производимой продукции.

VI. Развитие высокотехнологичных производств и инновационной экономики.

Одним из условий развития конкурентных отношений является технический уровень основных производственных средств, который обеспечивает не только рост эффективности производства, но и высокое качество производимой продукции. Именно технический уровень производства формирует такой уровень конкуренции, который определяет возможности производителей в насыщении рынка потребительскими товарами, а значит и обеспечении высокого благосостояния населения.

Механизм государственного регулирования инновационной деятельности включает следующие элементы: определение приоритетов инновационного развития экономики страны;  разработка основных стратегических направлений инновационной деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей; стимулирование любой инновационной деятельности путем предоставления финансовой помощи, налоговых льгот, создания  благоприятных правовых условий для ее осуществления; создание специализированных инновационных структур, деятельность которых направлена на освоение и внедрение достижений науки и техники в процесс производства потребительских благ (особых зон развития, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.).

Подводя итог исследованию проблемы механизма формирования социально-ориентированной экономики, следует подчеркнуть, что она представляет собой взаимодействие механизма конкуренции, присущей рыночной экономике и государственному регулированию, которое создает условия для беспрепятственного развития конкуренции. Все вместе это создает условия для достижения основных целей  социальной рыночной экономики, связанных с обеспечением экономической безопасности, ростом благосостояния населения и снижением социального неравенства в условиях высокоэффективной экономики.

Рецензенты:

  • Бутова Т.Г., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмента» Института экономики, управления и природопользования Сибирского Федерального Университета, Сибирский Федеральный университет, г. Красноярск.
  • Демченко С.К., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и правоведения Красноярского государственного торгово-экономического института, г. Красноярск.