Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIALIZATION OF REGIONAL ECONOMY: ESTIMATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT AND REGULATION TOOLS

Tonysheva L.P. 1 Trofimova Y.V. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University, Tyumen, Russia
Socialization of the region economy is identified. Organizational and methodological base of assessing the social orientation level of the regional economy was developed, including the following stages: analytical and methodical, organizational and methodical, analytical and computational and expert design. The strategic map was formed, showing the causal connection between development objectives of a socially oriented economy of the region, which were recorded in the authors´ balanced scorecard. The technique of integrated assessment of economic and social development was proposed, which allows to position the region in the coordinates of the "economic targets - social guidance" and to identify the "point correction" regulatory impact assessment for the welfare and personal development.
socialization of economy
the organizational and methodological points
the instruments for regulation of social-oriented economy
Введение

Основой стабильности регионов Российской Федерации должна стать ориентация на социум как субъект, непосредственно воздействующий на эффективность использования материальных факторов производства и потребляющий конечный продукт, а значит определяющий качественные характеристики экономического роста территории. В настоящее время основное бремя по финансированию социальной сферы возложено на субъекты Федерации и местные органы власти, на долю которых приходится почти половина общегосударственных расходов.

В этих условиях возрастает значимость оценки уровня социальной ориентации экономики, определение ключевых приоритетов и использование эффективного инструментария регулирования ее развития. Учитывая достаточно высокую сложность оценки социальной ориентации экономики региона, не сложились устоявшиеся и однозначно принятые методологические подходы к ее определению.

Исследования категории «социализации экономики», активно проводимые в последние два десятилетия, не позволили создать системной теории социализации.  Социализацию экономики, на наш взгляд, следует рассматривать как балансирование интересов социальных групп населения при выработке и реализации экономической политики с учетом правил деятельности хозяйствующих субъектов. Содержание социализации экономики охватывает процессы, направленные на качественные сдвиги в системе потребностей, структуре спроса и потребления, образе и качестве жизни, условиях развития человека.

Рис. 1. Организационно-методическая схема определения уровня социализации экономики региона и приоритетов ее развития.

Результаты исследования

Предлагаемая организационно-методическая схема определения уровня социализации экономики региона в своей основе содержит принципы реализации стратегии на основе сбалансированной системы показателей (ССП) и выбора приоритетов социальных преобразований, полученных с учетом интересов основных целевых групп: населения, бизнеса и власти (рис. 1).

Методической базой данного алгоритма является комплексное использование совокупности методов. В частности, таких как социологическое исследование при оценке значимости ключевых показателей ССП; матричный метод при определении позиционирования региона в координатах «экономические ориентиры - социальные ориентиры»; аналитико-иерархический подход для выявления целевых приоритетов социализации экономики.

Последовательность действий по определению уровня социализации экономики регионов следует рассматривать как совокупность четырех этапов.

  1. Аналитико-методический этап, состоящий из идентификации приоритетной социально ориентированной цели экономического развития, ее формулирования и декомпозиции с использованием в качестве метода построение дерева целей и уточнения стратегии развития региона с применением инструментов стратегического управления (SWOT-матрицы и элементов аспект-анализа).
  2. Организационно-методический этап, характеризующийся рядом содержательных моментов.

Во-первых, формирование массива показателей для моделирования ССП социально ориентированного развития экономики региона. В отличие от традиционного подхода построения ССП применительно к бизнес-структурам, предлагается расчет локальных индексов по блокам ССП и интегральных индексов, характеризующих степень ориентации региона на развитие экономики (доходы и расходы экономических агентов, предпринимательство и налоговая нагрузка) и социальной сферы (здравоохранение, образование и наука, социальная поддержка и безопасность).

Во-вторых, разработка научно обоснованной программы проведения социологического исследования, включающей формулировку проблемы, определение целей и задач исследования, выдвижение гипотез, определение выборочной совокупности, выбор методов исследования, проведение опроса. Целью проведения социологического исследования является оценка значимости ключевых показателей ССП представителями различных заинтересованных групп (население, бизнес и власть) для дальнейшего их ранжирования и выбора наиболее значимых параметров.

В-третьих, обработка результатов анкетирования и отбор показателей для включения в модель ССП с использованием исследовательских методов проверки полученной информации на валидность и корректность.

Рис. 2. Причинно-следственные связи между целями развития социально ориентированной экономики региона, зафиксированными в ССП.

3. Расчетно-аналитический этап, включающий расчет локальных и интегральных параметров ССП, их анализ, построение матрицы оценки уровня социализации экономики региона в координатах «экономические ориентиры - социальные ориентиры» и определение его позиции на полях: экономическая концентрация, социальная концентрация, кризис и сбалансированное развитие. Ранжирование регионов по выбранной совокупности показателей осуществляется путем присвоения каждому из них по каждому показателю ранга в сравнении с другими субъектами Федерации.

4. Экспертно-проектный этап, предполагающий выявление возможных направлений развития социальной ориентации экономики региона посредством построения иерархии целей (методом анализа иерархий) и определение приоритетов развития социально ориентированной экономики региона путем построения стратегической карты и формирования портфеля социально ориентированных проектов.

Использование проектно-целевого подхода при регулировании социально ориентированной экономики позволяет говорить о комплексном воздействии на региональное развитие, а применение ССП дает возможность не только осуществлять мониторинг в режиме реального времени, но и своевременно вносить коррективы в процесс регулирования.

Учитывая, что сбалансированная система показателей позволяет перевести цели стратегической карты в конкретные задачи и показатели, выбор ключевых приоритетов социализации экономики региона можно осуществлять на основе аналитико-иерархического подхода. К акторам следует отнести население в разрезе групп с различным уровнем доходов в месяц (менее 5,0 тыс. руб., 5-50 тыс. руб., выше 50,0 тыс. руб.), руководителей и предпринимателей по масштабам бизнеса (малый, средний и крупный), властные структуры по уровням власти (федеральные, региональные, муниципальные органы).

Установлено, что к сферам приоритетного регулирования, в частности для Тюменской области, относится обеспечение социальной поддержки и безопасности населения; содействие развитию эффективного предпринимательства в качестве основы достойной жизни россиян; развитие личностных устремлений по росту доходов населения, а основная часть социальных ресурсов бюджета должна формироваться посредством налогов на собственность и на высокие доходы.

Сбалансированная система показателей дает возможность перевести стратегические цели в конкретные задачи и значимые для региона ориентиры путем оценки интегральных показателей, позволяющих позиционировать регион в координатах «экономические ориентиры - социальные ориентиры» и выявлять «точки коррекции» регулятивного воздействия для повышения благосостояния и развития личности (рис. 2).

Современная система регулирования социально ориентированной экономики  представляется как сложный механизм, каждый компонент которого должен оказывать конкретное действие, направленное на достижение относительной справедливости в обществе в условиях неоднородности и фактического неравенства разных слоев населения и отдельных людей.

Систематизация и обобщение методов регулирования развития экономики региона позволяет говорить об отсутствии единой точки зрения на их классификацию. Однако наиболее широкое применение в практике регионального управления имеют методы, классифицируемые по субъектам и сферам социально-экономического регулирования (рис. 3).

К числу проблем регулирования развития социально ориентированной экономики следует отнести отсутствие нормативно-законодательной базы, закрепляющей предметы ведения и ответственность по уровням власти. Так, ряд функций возложены на региональные власти актами, не имеющими юридической силы (рекомендации, методические материалы; правые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте РФ, и т.д.). Нет четкого распределения сфер регулирования по выполнению социальных функций между властью и бизнесом, как следствие, значительное снижение легитимности регулятивной функции и распыление финансовых ресурсов.

Рис. 3. Методы и инструменты регулирования развития социально ориентированной экономики региона

Выводы

Деятельность государства направлена на обеспечение всеобщих интересов граждан, не всегда совпадающих с их индивидуальными интересами. В связи с этим для формирования социально ориентированного уклада модернизируемой экономики региона общепринятые принципы регулирования следует дополнить принципом трехсторонней консенсуальности и принципом солидарной субсидиарной социальной ответственности экономических субъектов региона (власти, бизнеса, граждан), предполагающими осуществление полноценного социального партнерства между ними.

Бюджетное финансирование социальной сферы должно и впредь оставаться определяющим фактором выполнения государством своих социальных функций, несмотря на отсутствие системы государственной социальной стандартизации. Неконституционно делегирование полномочий по выполнению соответствующих гособязательств субфедеральным властям, даже при предоставлении необходимого финансирования из бюджета.

В современных условиях при формировании социальных отношений особое значение приобретают нефискальные методы регулирования, которые предложены для практической реализации. К их числу авторы отнесли социально-гуманистические инструменты: предоставление услуг социального инкубатора, коррекцию нисходящей социальной мобильности, частичную социальную занятость, социальный патронаж, волонтерство и др., а также инструменты, направленные на повышение социальной ответственности бизнеса и граждан, создание условий по вовлечению населения в предпринимательскую деятельность.

Выбор инструментов регулирования процессов социальной переориентации экономических преобразований в регионе должен обеспечивать компромисс между темпами экономического роста и положительной динамикой социальных показателей.

Рецензенты:

  • Русакова Л.Н., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и прикладной экономики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.
  • Андронова И.В., д.э.н., профессор, начальник отдела по подготовке и обучению персонала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», г. Москва.

Работа получена 23.11.2011