Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF REGIONAL SOCIAL SPHERE MANAGEMENT SYSTEM ADAPTATION FOR USING OF CLUSTER TECHNOLOGY

Shapoval Z.A. 1
1 Belgorod state national research university, Belgorod, Russia
The questions of cluster technology using, traditional for economic systems, in regional social sphere management are considered in article. The characteristics of cluster technology are revealed; barriers and premises of its application in social sphere management are estimated. The complex of adaptation procedures of management system to new technology is described.
Cluster
social sphere
technologies of management
adaptation
management system
Необходимость модификации управления социальной сферой регионов диктуется несколькими обстоятельствами. Во-первых, недостаточной результативностью социальной политики, выражающейся в сохранении серьезных социальных проблем: бедности, высоком уровне дифференциации доходов, низком качестве социальных услуг, дефиците объектов социальной инфраструктуры. Во-вторых, сложившаяся модель управления значительно исчерпала свои возможности и демонстрирует низкую эффективность. Это проявляется в трудностях межведомственной координации, слабом взаимодействии и согласованности интересов государственных и негосударственных институтов. Данные обстоятельства обусловили необходимость поиска новых технологий управления социальной сферой региона, основанных на научных принципах, отвечающих требованиям времени, позволяющих «синергизировать» ресурсы участников процесса управления.

Цель статьи заключается в определении направлений адаптации системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии.

Применение кластерной технологии является одним из вариантов совершенствования управления социальной сферой. Несмотря на принадлежность теории кластерного подхода экономической науке, она может разрабатываться в рамках социологии как основание для технологизации управления сложными объектами, к числу которых относится и социальная сфера региона. Это подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практикой регионального управления. В ряде публикаций отечественных авторов рассматриваются проблемы использования кластерного подхода в управлении отдельно взятыми отраслями социальной сферы - прежде всего, здравоохранения и образования [1; 5]. Идея создания кластеров в социальной сфере отражена в ряде стратегий регионального развития. К примеру, стратегии Алтайского края, Самарской области предусматривают формирование кластеров в здравоохранении или кластеров медицинских технологий. В Республике Татарстан создается несколько образовательных кластеров. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области предполагает формирование многокомпонентного социального кластера.

Основу кластера составляют сетевые взаимоотношения между организациями. По сути, кластер - это форма сети, только более компактная. Ведущий идеолог кластерного подхода также характеризует кластер как динамическую сеть [4]. По мнению исследователей, принципы управления и саморегулирования в кластерах как децентрализованных структурах в настоящее время являются наиболее востребованными для формирования современной парадигмы управления иерархическими структурами [2]. Сетевые структуры и технологии рассматриваются в настоящее время как способ преодоления организационного и управленческого кризиса и могут быть использованы в государственном управлении как колоссальной совокупности разнообразных сетей, объединенных общей стратегией [7].

Кластерная технология представляет собой комплекс последовательных процедур, направленных на формирование и развитие в социальной сфере кластеров, включающий проектирование их структуры, налаживание коммуникации, сотрудничества, укрепление взаимосвязей и кооперации между потенциальными участниками кластеров, стимулирование конкурентных отношений, гибкое управление ресурсами в рамках совместных проектов.

Кластер в социальной сфере региона определяется как совокупность локально сконцентрированных взаимосвязанных органов управления, организаций и учреждений социальной сферы различных форм собственности, объединенных общими интересами, отношениями сотрудничества и конкуренции, взаимодействующих в рамках единой информационно-коммуникационной среды, реализующих совместные проекты и программы, направленные на улучшение качества и доступности социально значимых услуг.

Целостность кластерных структур в различных отраслях социальной сферы поддерживается: 

  • ­ единством стратегических целей социальной политики на региональном и местном уровнях;
  • ­ кооперацией и другими формами сотрудничества и партнерства между организациями различных форм собственности, оказывающими социальные услуги населению, органами государственной власти и местного самоуправления, некоммерческими, общественными организациями, научно-исследовательскими учреждениями;
  • ­ единой информационно-коммуникационной средой управления;
  • ­ системой кадровой мобильности специалистов, занятых в органах управления социальной сферой;
  • ­ высокой степенью социальной солидарности между участниками кластеров, обусловленными взаимосвязанными интересами, постоянными коммуникациями и взаимодействием.

С целью анализа факторов, потенциально способствующих либо препятствующих внедрению кластерной технологии в управление социальной сферой региона, в январе-марте 2010 года автором было проведено социологическое исследование. Респондентами выступили население Белгородской области, специалисты, занятые в органах управления социальной сферой, а также эксперты. В качестве внутрисистемных детерминант, влияющих на возможность внедрения кластерной технологии в управление социальной сферой, в исследовании рассмотрены организационные, кадровые, информационно-коммуникационные, праксиологические.

Анализ организационных детерминант включал оценку нормативно-правовой базы управления, организационной структуры, а также степени вовлеченности различных институтов в процесс управления.

По мнению экспертов, к недостаткам нормативно-правовой базы управления социальной сферой субъектов РФ относятся неверное определение минимальных социальных стандартов (65%); недостаточно четкое распределение компетенции между уровнями управления (60%); несоответствие правовых норм ожиданиям населения (55%). Несмотря на довольно высокую общую оценку, эксперты отметили существенные проблемы организации управления социальной сферой: нарушения координации совместной деятельности (36,36%), большое число звеньев в иерархии управления (27,27%), а также нерациональное распределение полномочий между уровнями (18,18%). Неразвитость горизонтальных связей между управляющими субъектами представляется респондентам наиболее негативной характеристикой системы управления.

Реализация стратегии взаимодействия между государством, бизнесом, общественными объединениями существенно влияет на возможность полноценного применения кластерной технологии в управлении социальной сферой. Однако в настоящее время сотрудничество между данными субъектами является проблемным и недостаточно интенсивным, что подтверждается данными всероссийских социологических исследований социальной ответственности бизнеса и общественной поддержки НКО в регионах. Низкую эффективность взаимодействия государственных и негосударственных институтов можно рассматривать как одну из сложнейших проблем управления социальной сферой и одновременно как свидетельство необходимости применения новых технологий, способствующих построению устойчивых взаимосвязей между институциональными компонентами управляющей системы.

Оценка кадровых детерминант предполагала анализ профессиональной компетентности и мотивации кадров органов управления социальной сферой. Уровень профессионализма специалистов, на первый взгляд, способствует применению кластерной технологии: только 2,52% респондентов считают его недостаточным. Подавляющее большинство (96,86%) вполне удовлетворены уровнем собственной компетентности. Вместе с тем 79,24% выразили мнение о необходимости дополнительной профессиональной подготовки, что дает основание для вывода о завышенности самооценки.

Диагностика выявила относительно высокую самооценку специалистами уровня информированности о различных аспектах управления социальной сферой и владения различными управленческими технологиями, но почти треть специалистов затруднились с ответом на все вопросы, связанные с кластерным подходом, что, скорее всего, является следствием недостаточной информированности в этой области.

Для внедрения новых технологий управления необходимо формирование системы мотивации специалистов, включающей материальные и моральные стимулы, а также измеримые показатели оценки работы конкретных сотрудников, принимающих участие в координации кластерных проектов. Для 76,73% опрошенных наиболее важным стимулом является повышение оплаты труда. Ощущение полезности своей деятельности и благоприятная атмосфера в коллективе важны лишь для каждого второго специалиста, поддержка со стороны руководства важна для каждого третьего. В то же время размер заработной платы и возможности карьерного роста являются для респондентов наиболее неудовлетворительными характеристиками их деятельности.

Диагностика информационно-коммуникационных детерминант предполагала анализ уровня информационно-аналитического обеспечения и налаженности коммуникаций между основными субъектами управления. Было выявлено, что уровень информационно-аналитического обеспечения органов управления большинство специалистов оценивают как удовлетворительный. Но почти треть экспертов охарактеризовали его как неудовлетворительный. Это проявляется в отсутствии единой базы данных о состоянии социальной сферы (50%), недостатке информации, получаемой населением для решения жизненных проблем (35,71%), а также в несовершенстве применяемых информационных технологий (21,43%). По оценкам специалистов, наименее эффективно информационное взаимодействие осуществляется между региональными органами управления социальной сферой и хозяйствующими субъектами, а также федеральными органами управления.

Диагностика праксиологических детерминант предполагала оценку практики применения в управлении социальной сферой различных технологий. Исследование показало, что в большинстве органов управления социальной сферой региона имеется опыт использования мониторинга (51,57%), программно-целевого управления (50,94%), стратегического планирования (42,77%). В то же время диагностика позволила выявить, что наименее эффективно в управлении социальной сферой применяются технологии социального прогнозирования и партнерства.

Деятельность по внедрению социальных инноваций представляет собой сложный и специфический процесс, ориентированный на «вживление» новшества в конкретную общественную систему. Этот процесс направлен на перевод теоретических концепций на язык практических действий, а также на поиск определенного компромисса между социальным новшеством и окружающей его социальной средой [7]. Поиск такого компромисса предполагает реализацию процедур адаптации, позволяющих увеличить восприимчивость системы управления к новой технологии.

Адаптация системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии представляет собой процесс комплексной модификации нормативно-правовых, институциональных, информационно-коммуникационных связей и отношений, в результате которого создаются благоприятные условия для формирования и развития кластеров, их продуктивного взаимодействия.

С учетом результатов диагностики процедуры по адаптации системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии целесообразно представить в виде нескольких взаимосвязанных блоков: исследовательского, организационно-правового, кадрового, информационно-коммуникационного.

Исследовательский блок включает комплекс мероприятий, осуществляемых в целях научно-методологического и интеллектуального сопровождения процесса адаптации. В основе его лежит регулярное привлечение научного и экспертного сообщества, с опорой на которое должны проводиться: диагностика социальной сферы региона и анализ системы управления; обоснование потенциала ее модификации на основе кластерной технологии; определение процедур кластерной технологии; моделирование структуры будущих кластеров; прогнозирование их развития; разработка и систематизация показателей мониторинга результативности технологии, анализ рисков.

В кадровом блоке решаются такие задачи, как повышение уровня компетентности специалистов в области кластерного подхода, их профессионализма и социально-технологической компетентности; дополнительная мотивация; обеспечение возможности профессиональной мобильности; систематизация подбора специалистов для межведомственных проектных команд и координационных центров кластеров.

Процедуры организационно-правового блока ориентированы на организационную интеграцию кластерной технологии в управление социальной сферой региона, а также нормативно-правовое обеспечение процессов создания и функционирования социально ориентированных кластеров.

Создание единого координационного центра для каждого из кластеров социальной сферы является важнейшим средством их институционального и организационного оформления. К числу функций центров относятся: разработка стратегического плана и координация деятельности участников; установление партнерских отношений; методическое обеспечение работы и поддержка межорганизационных коммуникаций; привлечение новых участников; взаимодействие со смежными кластерами; содействие развитию конкуренции в социальной сфере.

Основными формами совместной деятельности участников кластеров должны быть: реализация социально ориентированных проектов с использованием конкурсных механизмов, государственно-частного и социального партнерства; обмен опытом применения управленческих технологий; общие программы повышения квалификации; коллективное использование активов (зданий, сооружений, информационно-аналитических систем); совместное финансирование научных исследований проблем социальной сферы.

Институционализация кластеров в социальной сфере требует создания специальной нормативно-правовой базы, определяющей правовой статус центров-координаторов, регламентирующей порядок формирования и функционирования кластеров, основных форм взаимоотношений и взаимодействий между их участниками.

Задачами информационно-коммуникационного блока адаптации являются: установление и поддержание постоянного информационного взаимодействия между субъектами управления и потенциальными участниками кластеров; формирование единой системы информации о состоянии социальной сферы региона; осуществление мониторинга результативности применения технологии.

Развитие коммуникаций предполагает разработку и внедрение единых региональных информационно-аналитических и межорганизационных информационных систем, позволяющих повысить оперативность обмена данными, вести общую работу над кластерными проектами, «обобществлять» нематериальные ресурсы - информацию, интеллект, опыт.

В целом перечисленные процедурные блоки определяют полный спектр действий, необходимых для комплексной модификации действующей в регионе системы управления социальной сферой, обусловленной необходимостью создания благоприятных условий для формирования и развития кластеров.

Рецензенты:

  • Ушамирская Г.Ф., д.соц.н., профессор кафедры социологии и философии, ректор, МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права», Министерство образования и науки РФ, г. Волжский.
  • Ельникова Г.А., д.соц.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород.

Работа получена 12.11.2011