Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE APPROACHES TO EDUCATIONAL PROCESS IN MEDICAL HIGH SCHOOL: SCENARY STRATEGIC PLANS AND WORK IN DESIGN GROUPS OF THE SITUATIONAL CENTERS

Dedyulina N. V. 1
1 Omsk state donative medical academy, Omsk, Russia
Abstract.In article application of innovative approaches in the course of training in medical HIGH SCHOOL with use of technologies of the situational center is described. Working out of strategic scenary plans at work in design group is actual enough now. The research was carried out as part of the Federal purpose program project «Scientific and scientifically-pedagogical specialists of innovative Russia» for 2009-2013.
situational center
strategic planning
strategic plan
design group
Введение. Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма. В системе здравоохранения использование таких технологий является одним из приоритетных направлений.  К сожалению, в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗе) в связи с большим объемом изучаемых предметов нет возможности уделять внимание таким вопросам, как прогнозирование, стратегическое планирование, которые необходимы впоследствии будущему доктору и организатору здравоохранения. Возникает потребность подготовки специалистов-аналитиков еще на этапе обучения в создающихся сейчас научно-образовательных центрах при медицинских ВУЗах или создавать ситуационные центры при ВУЗах, в рамках перехода на новый образовательный стандарт.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности, в том числе в сфере медицины. СЦ может быть представлен как организационно-технический комплекс, основу которого составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие происходящих процессов[2, 3, 5]. На его основе может быть обеспечена информационно-аналитическая поддержка процедур и процессов, позволяющих оперативно анализировать, моделировать, прогнозировать сценарии развития ситуации и динамично вырабатывать эффективные решения. Особенно важно научить будущего врача делать прогнозы и принимать грамотные управленческие решения, чего порой и не хватает в системе здравоохранения.

Планирование - это одна из основных функций управления, на которой базируются другие управленческие функции. Это комплекс работ по ана­лизу ситуаций и факторов внешней среды: прогнозированию, оптимиза­ции и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору наи­лучшего варианта плана. Это формирование и выбор политики и страте­гии организации. Планирование позволяет оптимизировать работу, сделать её более целенаправленной и продуктивной.

Стратегическое планирование - это процесс отбора целей организации, определение стратегии, а также разработка программ и процедур для их выполнения[1].

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех долгосрочных и краткосрочных решений, связанных с развитием совершенствования деятельности ЛПУ таких, как:

  • заболеваемость, смертность обслуживаемого населения, основные показатели деятельности ЛПУ;
  • задачи, поставленные перед ЛПУ вышестоящими органами здравоохранения; поиск новых источников финансирования и т.д.

К элементам стратегического планирования в области качества медицинской помощи относятся:

  • отслеживание тенденций, изменения потребностей, предпочтений потребителя;
  • установления оптимальных целей в области качества;
  • создание и внедрение системы объективных методов измерения качества;
  • планирование процессов, способствующих достижению целей в области качества.

На этой основе определяются цели.

Коллективом авторов [2,3] были представлены следующие этапы сценарных стратегий, которые были использованы нами при внедрении инновационных форм проведения практических занятий в медицинском ВУЗе:

  1.  Проектный. На данном этапе формируется оптимальный портфель проектов, наиболее соответствующий целям организации.
  2.  Этап построения функциональных стратегий. Определяются направления деятельности организации в рамках каждого проекта.
  3.  Интегральный. Переход к данному этапу осуществляется, если проектов несколько. Функциональные стратегии объединяются в единую сценарную стратегию.

Филимоновым В. А. и Куликовой О. М. было введено такое понятие как проектная команда - это совокупность действующих как одно целое участников проекта, которая обеспечивает под руководством руководителя достижение целей проекта.

На основании вышеуказанных методов в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (мероприятие 1.4 - III очередь), контракт № 14.740.11.0994 от 06.05.2011 автором статьи разработаны схемы проведения занятий по данным инновационным методикам, впервые разработана оценка эффективности внедрения данных форм обучения в медицинском ВУЗе.

Были разработаны схемы проведения занятий в проектных группах, созданных из студентов 3 и 6 курсов медицинского ВУЗа. Для медицинского ВУЗа, при нашей строгой системе преподавания,  не характерно проведение занятий по медицинским дисциплинам, в форме ситуационных игр, где каждый из участников проектной команды играет определенную роль и «проживает»  разбираемую проблемную ситуацию.

Рис. Этапы занятия при работе в проектной группе и использовании сценарных стратегических планов.

Занятия проходили в три основных этапа (рис.). На первом этапе осуществлялось составление сценария проблемной ситуации, распределялись роли. Каждый из участников проектировал свое поведение при решении проблемы, формировал управленческие решения, прогноз ситуации. На втором этапе каждым участником «проигрывалась» его роль, осуществлялась съемка отдельных сюжетов для демонстрационного фильма. На третьем этапе для создания и целостного восприятия разбираемой проблемной ситуации осуществлялся монтаж видеоматериалов и создание демонстрационного фильма, после чего вместе с проектной группой просматривался фильм и оценивалось, насколько правильно было их поведение, принятые решения, каковы были ошибки. В заключении формировалось мнение экспертов, которые комментировали проблемную ситуацию и рассказывали, какое решение и тактику на самом деле необходимо было выбрать.

Кроме практических занятий для студентов в рамках лекционного курса были даны основы стратегического планирования как элемента прогнозирования и принятия управленческих решений. Анкетирование, использованное у студентов после применения данных технологий, определило то, что применение сценарных стратегических планов в рамках учебного процесса, вызвало заинтересованность у 80 % студентов, принимавших участие в данных пробных занятиях. В результате примененных нами инновационных  технологий было отмечено улучшение успеваемости по данному предмету, улучшилось запоминание материала, повысилась заинтересованность и мотивация студентов.

Заключение. В настоящее время актуально применение сценарных стратегических планов и работа в проектных группах образовательных ситуационных центров, особенно в медицинских ВУЗах.  Выбор оптимальной стратегии, умение привить аналитическое мышление в процессе получения высшего медицинского образования, позволит медицинским ВУЗам не только повысить качество образовательного процесса, но и вплотную приблизиться к европейской системе преподавания медицинских дисциплин. Поэтому технология разработки и применения сценарных стратегических планов в  рамках учебно-образовательных или ситуационных центров станет незаменимым инструментом преподавателя высшей школы.

Рецензенты:

  • Ляпин В. А., д.м.н., и.о. заведующего кафедрой анатомии, физиологии, спортивной медицины и гигиены Сибирского государственного университета  физической культуры и спорта, г. Омск.
  • Новикова И. И., д.м.н., профессор, заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, г. Омск.

Работа получена 08.09.2011.