В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении и при анализе. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности [3; 5; 7].
Весьма перспективными представляются исследования, посвящённые изучению становления межполушарной асимметрии (МПА) в процессе онтогенеза человека. Одним из наиболее интересных, но, к сожалению, наименее изученных вопросов этой проблемы является популяционный уровень развития асимметрии в детских сообществах [8].
Целью данного исследования явилось изучение особенностей функциональной асимметрии у школьников 6 и 11 классов.
Методика проведения тестирования. В исследовании приняло участие 67 практически здоровых учащихся СОШ № 45 г. Чебоксары, из них 38 мужского и 29 женского пола, что в процентном соотношении составило соответственно 56,72 и 43,28%. На момент исследования 44 человека обучалось в 11 классе, 23 - в 6 классе, что составило 65,67 и 34,33% соответственно. Средний возраст обследованного контингента учащихся - 15,01±0,29 лет (95% доверит. интервал 14,44-15,59). Были проведены следующие тесты: переплетение пальцев кисти, скрещивание рук, или «поза Наполеона», тест на аплодирование, тест «тиканье часов», динамометрия, тест на закидывание ноги на ногу, тест «рассматривание в подзорную трубу», тест на раздачу карт и тест на подкидывание мяча [2]. Для проведения анализа каждый результат правой рукой при проведении теста был принят за 1, каждый результат левой рукой был принят за 0. Исходя из этого, был вычислен коэффициент асимметрии (КА) и коэффициент мануальной асимметрии (КМА). Также была изучена разница силы правой и левой руки при измерении стандартным динамометром. Если она составляла 2 и более килограммов, то рука, сила которой была выше, считалась ведущей.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы Statistica.
Результаты исследований. Средние величины показателей каждого теста, рассчитанные по приведенной выше методике, представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Результаты тестов
Тест |
Среднее значение ±ст. ошибка |
95% доверительный интервал |
моторная асимметрия |
||
Раздача колоды карт |
0,84±0,05 |
0,75-0,93 |
Закидывание ноги |
0,81±0,05 |
0,71-0,90 |
Бросание мяча |
0,91±0,04 |
0,84-0,98 |
Аплодисменты |
0,90±0,04 |
0,82-0,97 |
Поза Наполеона |
0,87±0,04 |
0,78-0,95 |
Переплетение пальцев |
0,69±0,06 |
0,57-0,80 |
сенсорная асимметрия |
||
Тиканье часов |
0,88±0,04 |
0,80-0,96 |
Подзорная труба |
0,91±0,04 |
0,84-0,98 |
Непараметрический анализ посредством вычисления коэффициента Кенделла показал наличие достоверных различий между результатами выполнения отдельных тестов. При этом наибольшее число школьников пользовались правой рукой при выполнении теста «бросание мяча» (р<0,05), а наименьшее - при выполнении теста «переплетение пальцев» (p>0,05). При выполнении теста «переплетение пальцев» доля школьников с ведущей правой рукой составила 0,69, что было достоверно ниже, чем при выполнении тестов «аплодисменты», «бросание мяча» и «поза Наполеона».
Доля детей с ведущим правым ухом была достоверно выше, чем доля детей с ведущей правой рукой по результатам теста «переплетение пальцев». Аналогичная закономерность была выявлена и для другого сенсорного теста - «подзорная труба».
При вычислении коэффициентов мануальной и общей асимметрии были получены следующие результаты - КМА - 0,85 ± 0,02 (95% доверит. интервал 0,80-0,89), минимальное значение 0,17, максимальное значение 1; КА - 0,85 ± 0,02 (95% доверит. интервал 0,81-0,89), минимальное значение 0,25, максимальное значение 1.
Было выявлено, что с возрастом происходит достоверный рост КМА - в 12 лет среднее значение составило 0,73±0,05 (95% доверит. интервал 0,62-0,84), а в 17 лет -0,93±0,02 (95% доверит. интервал 0,89-0,97).
Наиболее выражены возрастные различия по тесту «переплетение пальцев» и тесту «поза Наполеона». Также с возрастом достоверно увеличивается доля детей с ведущим правым глазом.
Показатель, обобщающий выраженность мануальной и сенсорной асимметрии - КА, также существенно повышается с возрастом: в 12 лет среднее значение было равно 0,76±0,05 (95% доверит. интервал 0,66-0,87), а в 17 лет - 0,93±0,02 (95% доверит. интервал 0,90-0,97). Достоверных различий по полу найдено не было (p>0,05).
При анализе КМА было выявлено, что лишь 2 учащихся мы можем отнести к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая рука (2,99%), к амбидекстрам - 4 (5,97%), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая рука (91,04%).
Показатели КА были схожи с показателями КМА, однако к людям, у которых при проведении тестов преобладает левая сторона тела, мы можем отнести лишь 1 учащегося (1,49%), к амбидекстрам - 6 (8,96%), у всех остальных при проведении тестов ведущей оказывалась правая сторона тела (89,55%). При анализе данных было выявлено, что сила кисти правой руки достоверно отличается от силы кисти левой руки (р<0,5). Среднее значение силы правой руки составляло 24,15±1,13 (95% доверит. интервал 21,89-26,40), среднее значение силы левой руки равнялось 21,19±1,12 (95% доверит. интервал 18,96-23,42).
При анализе было выявлено, что возраст и пол оказывают значительное влияние на значение силы правой кисти. Если данный показатель у мальчиков и девочек в 12 лет не отличается друг от друга, то в возрасте 17 лет показатели динамометрии у юношей выше, чем у девушек (табл. 2).
Таблица 2 - Среднее значение силы кисти правой руки
Возраст |
Пол |
Среднее значение±ст. ошибка |
95% доверительный интервал |
12 |
м |
16,08±1,54 |
13,01-19,16 |
12 |
ж |
16,38±1,88 |
12,61-20,14 |
17 |
м |
33,33±1,54 |
30,26-36,41 |
17 |
ж |
20,92±1,54 |
17,84-23,99 |
Аналогичная закономерность выявлена и для силы кисти левой руки (табл. 3).
Таблица 3 - Среднее значение силы кисти левой руки
Возраст |
Пол |
Среднее значение±ст. ошибка |
95% доверительный интервал |
12 |
м |
13,50±1,53 |
10,43-16,57 |
12 |
ж |
12,13±1,88 |
8,36-15,89 |
17 |
м |
29,33±1,53 |
26,26-32,41 |
17 |
ж |
20,17±1,53 |
17,09-23,24 |
Также было отмечено, что в данном тесте проявление праворукости меньше, чем при анализе остальных тестов на выявление межполушарной асимметрии. Так, при проведении данного теста 34,3% учащихся показали отсутствие разницы между силой кисти правой и левой руки, что характерно для амбидекстров. Однако при расчете КА и КМА лишь 9 и 6% соответственно могли быть отнесены к амбидекстрам.
При анализе литературы было обнаружено, что наши данные о ФА достоверно отличаются от данных, полученных Эрдынеевой К.Г. и Поповой Р.Э. [10]. В тоже время данные, полученные нами, согласуются с данными, полученными в своей работе Кабановым Ю.Н. [7].
Резюме. В ходе исследования было выяснено, что в большинстве проведенных тестов ведущей выступала правая сторона тела. В большей степени это отмечалось в тестах на сенсорную асимметрию и в тесте на моторную асимметрию «бросание мяча».
Тест динамометрии представляет собой самостоятельный анализ ФА, и результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что необходимо провести дополнительное изучение функционального значения, математических и эпидемиологических характеристик данного показателя.
Рецензенты:
- Алексеев В.В., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И,Я. Яковлева», г. Чебоксары.
- Димитриев Д.А., д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И,Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Работа получена 21.09.2011