В рекомендациях Молодежной общественной палаты были определены первостепенные направления государственной молодежной политики: привлечение молодежи к решению наиболее важных вопросов политики государства; решение жилищных проблем молодежи, вопросов трудоустройства и занятости; профилактика правонарушений и наркомании; гражданско-патриотическое воспитание молодежи; поддержка молодежных инициатив. Последнее направление мы выделяем как актуализирующее проблему становления проектной культуры молодежи.
В свою очередь, недостаточность гуманитарных и правовых знаний, навыков партнерства и рациональной самоорганизации, низкая или, наоборот, излишне высокая самооценка участников преобразований актуализирует поиск новых педагогических технологий, направленных на формирование проектной культуры молодежи как интегративного качества личности, характеризующегося знаниями о социальном проектировании, ценностными ориентациями, социальной активностью и готовностью к реализации социально значимых идей.
В работах П.И. Бабочкина [1], Н.Н. Никитиной [2] мы находим основания для активизации исследований условий становления «жизнеспособных поколений молодежи» (термин П.И. Бабочкина) в системе социальных институтов, каковым в нашем исследовании выступает высшее профессиональное образование.
Логику исследования педагогической проблемы становления проектной культуры мы выстраиваем на основе положения о том, что цели развития личности в образовании становятся достижимыми при условии особой организации социально-педагогического пространства, влияющей на разные аспекты и стороны личности, создающей условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции». Нам представляется важным выяснить, каковы условия организации социально-педагогического пространства, обеспечивающие эффективность процесса становления проектной культуры студентов.
В мировой и отечественной литературе многомерность и дискретность категории «пространство» достаточно исследованы в аспекте космических и природных свойств. Однако феномен социально-педагогического пространства до сих пор остается малоизученным.
Анализ научных работ в области синергетического подхода применительно к педагогической практике показывает, что понятие «социально-педагогическое пространство» на данный момент еще только вводится в научный оборот, исследуются различные его аспекты.
Известно, что в философии категория «пространство» выступает как форма, охватывающая существование материальных, чувственно воспринимаемых объектов (Аристотель, Демокрит, Г. Гегель, И. Кант, Г. Лейбниц).
В современных философских работах пространство определяется как качественная категория, одна из форм (наряду со временем) бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом [3].
Исторически интерес, возникший к феномену «пространство» в контексте педагогики, обусловлен постановкой проблем личностно ориентированного образования, истоки которого восходят к идеям Д. Дьюи и К. Рождерса. Так, Д. Дьюи рассматривал школу как целенаправленно организованную социальную среду, направленную на воспитание и обучение подрастающих поколений, максимально приближенную к естественной социальной среде жизни ребенка [4]. Важным в теории Д. Дьюи для нашего исследования является положение о том, что развитие личности в процессе освоения культуры должно происходить одновременно с его социальным становлением.
Дальнейшее научное осмысление понятия «пространство» в психолого-педагогических исследованиях связывают с произошедшими в конце прошлого столетия серьезными изменениями в ценностных ориентациях, жизненных перспективах, установках, потребностях людей, которые повлияли на межличностные, межгрупповые, межэтнические связи, способствовали появлению новых форм взаимодействия в поликультурном обществе [5].
Различным аспектам исследования проблемы «образовательного пространства» в педагогике посвящены работы М.Я. Виленского, В.И. Геницинского, А.А. Кашаева, М.Г. Синяковой, Г.А. Ферапонтовой, С.Н. Чистяковой и др.
Термин «образовательное пространство» использовался для обозначения различных явлений в педагогической практике: образовательных комплексов, таких как «единое образовательное пространство школа-вуз» (Е.В. Коротаева, М.И. Шенцева), личностное образовательное пространство субъекта образования (И.Г. Шендрик), образовательное пространство отдельных образовательных учреждений, профессионально-образовательное пространство (М.Г. Синякова).
В исследованиях авторов, использующих в качестве методологической основы средовой подход, обнаруживается использование понятий «образовательная среда», «образовательное пространство». Мы придерживаемся мнения, что данные понятия не являются тождественными.
Под образовательной средой современного высшего учебного заведения учеными понимается некая интеграция микросред, комплекс, аккумулирующий в себе целенаправленно создаваемые условия взаимодействия субъективного мира развивающейся личности и объективного мира, оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование личности.
Для характеристики форм пространственно-временного существования и развития человека, условий его бытия Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, Д.И. Фельдштейн и другие исследователи психологии личности использовали категорию «пространство».
Некоторыми психологами и педагогами «пространство» трактуется как система, включающая в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами (М.И. Иванова, Е.В. Мещерякова, Н.М. Стадник и др.).
Итогом анализа определений понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» является следующий вывод: в исследовательских работах принято определение образовательного пространства как пространства в социуме, где субъективно выстраиваются отношения и связи, осуществляется целенаправленная педагогическая деятельность, формируется комплекс условий, направленных на развитие личности субъекта образования.
Нам представляется необходимым уточнить свою позицию в отношении определения социально-педагогического пространства в контексте организации исследования проблемы становления проектной культуры студентов именно в высшей школе, для чего необходимо установить взаимосвязь с понятиями «социальное пространство», «образовательное пространство», «педагогическое пространство».
Известно, что социальное пространство - социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев «пространства» (условий, возможностей), их развития.
В узком смысле слова социальное пространство - не территориальная, но сущностная характеристика условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций, определяемая их местом в системе производственных отношений и производными от нее факторами, например образованием, свободным временем.
К понятию «педагогическое пространство», по мнению многих исследователей, чья позиция представляется нам обоснованной, возможно применить психолого-педагогические характеристики образовательного пространства.
Вслед за Л.Д. Лебедевой в характеристике социально-педагогического пространства мы выделяем два аспекта:
- социально-педагогическое пространство как атмосфера, которая складывается в процессе педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса, определяющаяся педагогическими нормами и особенностями коммуникативных отношений;
- социально-педагогическое пространство как физическое пространство вуза, в котором происходит образовательный процесс [6].
Качество социально-педагогического пространства во многом определяет эффективность социализации личности, характер поведения в обществе, мотивацию к труду и т.д. Следовательно, перед исследователями ставится задача гармонизации и оптимизации социально-педагогического пространства. Необходимы ответы на вопросы: как должно быть организовано социально-педагогическое пространство для эффективной самореализации личности, каковы источники его развития?
Эмпирическим путем в педагогике установлено, что социально-педагогическое пространство не существует само по себе. В отличие от педагогической среды для его организации требуется целенаправленная педагогическая деятельность структурных подразделений вуза, которая предполагает включенность всех субъектов образовательного процесса.
Принятое положение позволяет рассматривать социально-педагогическое пространство вуза как особую территориально-временную форму жизнедеятельности студентов в педагогически организованных средах. Из этого следует, что организация социально-педагогического пространства предполагает формулирование условий эффективности педагогического процесса, разработку возможных форм взаимодействия его субъектов, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, проектирования новых технологий, форм организационного взаимодействия субъектов образования, педагогических ситуаций и дидактических средств.
Изложенная позиция является основой для формулировки понятия социально-педагогического пространства в двух аспектах. Мы рассматриваем его и как открытую динамическую систему, в которой взаимодействуют субъекты образовательного и воспитательного процессов, отвечающую педагогическим условиям формирования личности, и как результат взаимодействия этих субъектов, под которым мы понимаем продуцирование социальных новаций, которые, в свою очередь, гармонично встраиваются в систему в качестве новых элементов и связей между ними. К результатам такого взаимодействия мы также относим становление проектной культуры студентов.
При этом мы полагаем, что в социально-педагогическом пространстве процесс становления проектной культуры носит характер движения личности по траектории индивидуального развития к самореализации.
Социально-педагогическое пространство не может быть рассмотрено в отрыве от форм его организации. Наша позиция состоит в том, что главной в разработке форм организации социально-педагогического пространства должна быть цель: создать условия, способствующие личностно-профессиональному становлению специалиста, отвечающего требованиям общества.
На основе анализа научных работ (Н.Н. Доловова, В.И. Иванова, Н.Н. Никитина, В.А. Сластенин), требований к высшему профессиональному образованию, заявленных в проекте программы развития образования на 2011-2013 гг., и собственного понимания сущности социально-педагогического пространства основными факторами, определяющими форму организации социально-педагогического пространства, мы определяем:
- миссию высшего учебного заведения, соответствующую инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России, а также социальным запросам населения и задаче консолидации российского общества;
- содержание образования, соответствующее требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования;
- использование в учебно-воспитательном процессе гармонично сочетающихся традиционных и инновационных педагогических и воспитательных технологий;
- стратегическое планирование развития образовательного учреждения на основе данных мониторинга происходящих процессов;
- структуру управления образовательным учреждением, в том числе деятельность органов студенческого самоуправления;
- эффективность использования ресурсов, в том числе финансовых, информационных, кадровых, интеллектуальных;
- потенциал инновационной деятельности университетского сообщества - студентов и профессорско-преподавательского состава;
- корпоративную культуру высшего учебного заведения, наличие разветвленной сети каналов коммуникаций, их содержательное наполнение;
- инфраструктуру образовательного учреждения, отвечающую условиям для организации учебного и воспитательного процессов;
- социальную политику учебного заведения, включающую как внутренние социальные программы, так и взаимодействие и сотрудничество с внешними организациями на основе социального партнерства;
- открытую информационную политику, отражающую все виды деятельности высшего учебного заведения;
- взаимодействие с профессиональным сообществом с целью оценки качества подготовки специалистов и выработки требований к модели современного конкурентоспособного специалиста и разработки механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля.
Социально-педагогическое пространство обладает большими возможностями для решения задач современной высшей школы. В контексте нашего исследования можно сказать, что процесс становления проектной культуры студентов не только обусловлен социально-значимой проектной деятельностью, но и вписан в особую территориально-временную форму жизнедеятельности студентов в педагогически организованных средах, называемую нами социально-педагогическим пространством вуза.
В социально-педагогическом пространстве субъекты вступают в педагогическое взаимодействие и взаимоотношения с целью решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. В нашем случае - это задачи, связанные со становлением проектной культуры студентов.
Таким образом, проектная культура студентов, становление которой происходит в условиях профессиональной подготовки, является доминантой, выполняющей роль пространственно-образующего фактора.
В социально-педагогическом пространстве вуза открываются новые возможности для реализации потенциала студентов, формируется поле для инноваций, естественным образом развивается корпоративная культура высшего учебного заведения. Студенты объединяются на основе общих ценностей и целей, стремятся к достижению успеха не только в личностном плане, но и на уровне всего студенческого сообщества. Как отмечалось ранее, участие в социальном проектировании актуализирует личностный потенциал студентов, в проектных группах устанавливаются эмоциональные и коммуникативные контакты.
Рецензенты:
- Никитина Н.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
- Тимошина И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Теоретические основы физического воспитания» факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
Работа получена 08.09.2011