Изменения в российском обществе, интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования. Российское образование начинает ориентироваться на «свободное развитие», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, что требует качественно нового подхода к формированию будущего профессионала [4].
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании [1]. Важным условием комптентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий, создание новых по содержанию оценочных диагностических средств. Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обуславливает реализацию единого подхода к разработке учебных программ. Они проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей [2].
Цель исследования - проектирование инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре.
Материал и метод исследования
Для подготовки инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по предмету «Физическая культура», отвечающей требованиям ФГОС, нами были изучены ФГОС ВПО третьего поколения (требования к результатам освоения основных программ бакалавриата, в частности, формируемые компетенции для дисциплины «Физическая культура»). Проанализировав все направления подготовки бакалавриата, была составлена карта декомпозиции компетенций для учебной дисциплины «Физическая культура» [3]. (Таблица 1).
Таблица 1. Карта декомпозиции компетенций для учебной дисциплины «Физическая культура»
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоёмкость (зачетные единицы) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б. 4 |
Физическая культура В результате прохождения данного раздела ООП студент должен: знать: - методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; - социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; - роль физической культуры и принципы здорового образа жизни в развитии человека и его готовности к профессиональной деятельности; - базовые знания: способов физического совершенствования организма; уметь: - организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни; - применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия; - использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей для достижения личных жизненных и профессиональных целей; иметь навыки: - физических упражнений и физической выносливости для обеспечения сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке); - подготовленности организма к серьезным физическим нагрузкам в экстремальных ситуациях; владеть: - опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием; - способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; - методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.
|
2 |
Физическая культура |
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-4 ОК-5 ОК-6 ОК-7 ОК-8 ОК-9 ОК-10 ОК-11 ОК-12 ОК-13 ОК-14 ОК-15 ОК-16 ОК-17 ОК-18 ОК-19 ОК-20 ОК-21 ОК-22 ОК-23 ОК-24 ОК-25 ОК-26 ОК-27 ОК-28 ОК-29 ОПК-1 ОПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 |
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными:
ОК-1. Владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
ОК- 2. Готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.
ОК-3. Способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
ОК-4. Настойчивостью к достижению цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей.
ОК-5. Способностью и готовностью к осуществлению социально значимых представлений и владения знаниями и навыками ведения здорового образа жизни.
ОК-6. Умением критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних.
ОК-7. Способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться.
ОК-8. Способностью добиваться намеченной цели.
ОК-9. Способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья.
ОК-10. Осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.
ОК-12. Осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.
ОК-13. Способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.
ОК-14. Владеть основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности.
ОК-15. Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
ОК-16. Готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений.
ОК-17. Владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ориентирована для направления «Психология»).
ОК-18. Ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-19. Руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-20. Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-21. Осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-22. Владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-23. Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-24. Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-25. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ориентирована на направление «Лингвистика»).
ОК-26. Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).
ОК-27. Умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).
ОК-28. Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).
ОК-29. Осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами; способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).
общепрофессиональными:
ОПК-1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
ОПК-2. Способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
профессиональными:
ПК-1. Способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
ПК-2. Готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
ПК-3. Способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
ПК-4. Осуществлению стандартных базовых процедур оказанию индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ориентирована для направления «Психология»).
ПК-5. Применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ориентирована для направления «Психология»).
ПК-6. Способностью применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ориентирована на направление «Сестринское дело»).
ПК-7. Способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования.
ПК-8. Быть компетентным в вопросах физической культуры, применяемых в профилактике и лечении больных (ориентирована на направление «Сестринское дело»).
Выводы и заключение
Из анализа циклов Б.4 всех направлений структуры ООП бакалавриата выявлено, что формируемые компетенции у студентов на занятиях физической культурой, обучающихся по различным специальностям, различны. На основании карты декомпозиции компетенции нами была составлена учебная программа, в которой представленные компетенции будут включены в ее содержание. Формирование выявленных компетенций на занятиях физической культурой необходимо для физического развития и оздоровления студентов, а также для обеспечения их полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения независимо от того, какую специальность они получат.
Рецензенты:
- Тутолмин А.В, д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов.
- Хайруллина Э.Р., д.п.н., профессор кафедры моды и технологии, декан факультета дизайна и программной инженерии ФГБОУ ВПО «Казанский Национальный Исследовательский технологический Университет», г. Казань.
Работа получена 05.09.2011.