Изменения здоровья школьников, в последнее время часто носящие негативный характер, вызывают наибольшие опасения [4].
За годы обучения в школе в 10 раз увеличилось число детей с нарушениями зрения, до 70% школьников имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в 4 раза возросло число детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза - с заболеваниями органов пищеварения. Более 60% подростков-девочек нуждаются в гинекологической помощи, более половины юношей призывного возраста имеют отсрочку от призыва в армию по состоянию здоровья [2].
Все эти негативные тенденции развиваются на фоне снижения объема профилактических мероприятий, увеличения школьных нагрузок, ухудшения условий обучения и воспитания, структуры и организации питания детей и подростков, снижения их физической подготовленности, уменьшения занятий физической культурой и спортом, закрытия соответствующих учреждений [1; 3].
Нарушения питания у детской группы населения являются одной из причин высокой частоты заболеваний органов пищеварения, занимающих первое место (10-12%) в структуре заболеваемости у школьников, а также в возникновении анемий и болезней обмена веществ, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы (у 10-15% детей школьного возраста). Примерно у 10% детей отмечается низкая масса тела или пониженный рост, что свидетельствует об остром или хроническом недоедании [4].
Исходя из высокой распространенности заболеваний органов пищеварения среди детского населения, в особенности у детей школьного возраста, необходимо подчеркнуть растущую актуальность разработки и осуществления профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников. Поэтому в целях организации профилактики заболеваний органов пищеварения у школьников, повышения результативности работы школьного врача-педиатра и диспансерной работы участкового врача-педиатра необходимо прогнозировать наступление заболеваний органов пищеварения у школьников по социально-гигиеническим и медико-биологическим факторам риска.
Цель настоящей работы - разработка прогностической матрицы для прогнозирования возникновения и развития заболеваний органов пищеварения у школьников.
На первом этапе нами проведено комплексное социально-гигиеническое исследование школьников, проведено изучение распространенности заболеваний органов пищеварения по данным медицинских осмотров среди школьников. Объектом исследования явились учащиеся 1-11 классов пяти школ г. Казани. Объем исследования составил 1025 школьников.
Сбор информации проведен методом анкетирования учащихся с помощью специально разработанной анкеты «Медико-социальная и гигиеническая характеристика ребенка».
Комплексное социально-гигиеническое исследование школьников пяти школ г. Казани показало, что имеются многочисленные факторы, которые могут негативно отражаться на здоровье и влиять на уровень заболеваемости органов пищеварения школьников. Так, 24,9% обследованных школьников проживают в условиях с низким уровнем материального обеспечения, 0,9% - проживают в плохих жилищных условиях; 29,1% школьников воспитываются в неполных семьях; в 34% случаев в семье работает всего лишь один человек, 11% родителей не выделяют деньги на питание ребенка в школе; 4,3% школьников средних и 8,2% школьников старших классов курят; 10,3% школьников средних и 14,6% школьников старших классов употребляют алкогольные напитки; 2,25% имеют неблагоприятный психологический климат в семье; 34,9% имеют конфликты с одноклассниками; 7,1% школьников младших классов, 20,3% - средних классов и 17,1% - старших классов не питаются горячим питанием (исключая чай, кофе и другие горячие напитки) в школе; 9,7% школьников младших классов, 30,6% - средних классов и 35% - старших классов не питаются в столовой и чаще перекусывают в буфете; 28% опрошенных считают себя не информированными в вопросах правильного питания.
Наши исследования показали, что заболеваемость учащихся болезнями органов пищеварения, по данным медицинских осмотров, за время учебы в школе выросла в 1,4 раза (со 105,9% в младших классах до 145,3% в старших классах).
Ранговое распределение заболеваний органов пищеварения у школьников, по данным медицинских осмотров, оказалось следующим (рис. 1): первое место - дискинезия пузырного протока и желчного пузыря - 40%; второе - хронический гастрит - 19%; третье - хронический холецистит, холецистохолангит - 18,5%; четвертое - хронический дуоденит - 12,5%; пятое - функциональные расстройства желудка - 7%.
Рис. 1. Структура заболеваний органов пищеварения у учащихся, по данным медицинских осмотров (%)
На втором этапе было изучено влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на возникновение и развитие заболеваний органов пищеварения у школьников. Для этого нами была составлена специальная карта изучения социально-гигиенических и медико-биологических факторов на формирование заболеваний органов пищеварения, которая включает 28 факторов и 125 их градаций.
Изучение влияния социально-гигиенических и медико-биологических факторов проводилось с помощью однофакторного дисперсионного анализа, изложенного подробно в книгах А.М. Меркова и Л.Е. Полякова (1974).
Первоначально из 28 взятых для исследования характеристик нами составлено 18 однофакторных дисперсионных комплексов. В результате этого было установлено, что наиболее существенными оказались следующие факторы: имеются заболевания органов пищеварения среди ближайших родственников - ɳ2 =16,3%; употребляет алкоголь - ɳ2 = 14,2%; не питается горячим питанием в школе - ɳ2=11,5%; переживает и волнуется при возникновении стрессовых, конфликтных ситуаций в школе - ɳ2=7,1%; перекусывает в буфете вместо полноценного питания в столовой или употребляет бутерброды - ɳ2 =6,8% (Р<0,05).
На третьем этапе рассчитывали все параметры для составления прогностической матрицы для оценки возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников по социально-гигиеническим и медико-биологическим факторам риска. В качестве критерия оценки была принята частота заболеваний органов пищеварения у школьников (данные были получены на первом этапе исследования). Полученные данные о частоте заболеваний органов пищеварения у школьников, выраженные в коэффициентах, использовались для прогнозирования заболеваний органов пищеварения у школьников.
Степень влияния градаций каждого фактора определяли применением весового коэффициента или показателя относительного риска (R), который представляет собой отношение максимального по уровню показателя интенсивности показателя (с) к минимальному (d) в пределах каждого определенного фактора (R=c/d).
Например, по данным нашего исследования, риск возникновения заболеваний органов пищеварения по факту «жилищные условия»: градации «плохие» составили 104,4, а «хорошие» - 81,8 на 1000 обследованных. Показатель относительного риска возникновения заболеваний органов пищеварения при этом составляет R=104,4/81.8=1,28. Если фактор не оказывает влияния, то это отношение будет равно единице. Чем больше этот показатель, тем значимее фактор для возникновения данной патологии. Таким же образом нами были рассчитаны показатели и по всем остальным факторам. Установлено, что социально-гигиенические и медико-биологические факторы имеют различную силу влияния на возникновение и развитие заболеваний органов пищеварения. Поэтому исчисленные таким образом R суммируются. По нашим данным, ∑R=37,61. Эта сумма необходима для определения диапазона риска. Такие данные в качестве прогностического коэффициента (X) нами были определены и составлены в виде прогностической таблицы.
Для вычисления Х использован нормированный интенсивный показатель (НИП). НИП находят следующим образом. Для определения НИП необходимо знать показатель пораженности заболеваниями органов пищеварения на 1000 обследованных в данной отдельно взятой группе (Р) и «нормирующий» показатель (М), характеризующий интенсивность заболеваний органов пищеварения во всей изучаемой совокупности. Так, пораженность органов пищеварения у лиц, которые употребляют алкоголь, оставила 105,5 (Р=105,5), а пораженность органов пищеварения во всей совокупности составила 172,8 (М=172,8), отсюда:
НИП=172,8/105,5=0,61.
Из этого получают прогностический коэффициент:
Х=Р*М=105,5*0,61=64,4.
Рассчитанные таким путем прогностические коэффициенты приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Прогностическая матрица для комплексной оценки риска возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников
№ п/п |
Факторы |
Градации факторов |
Прогностический коэффициент (Х) |
1. |
Пол |
Мужской |
33,7 |
Женский |
57,3 |
||
2. |
Класс |
1-4 классы |
64,6 |
5-8 классы |
122 |
||
9-11 классы |
330,9 |
||
3. |
Воспитывается |
В полной семье |
38 |
В неполной семье |
48,8 |
||
4. |
Уровень материального обеспечения семьи |
Хороший |
31,9 |
Плохой |
56,1 |
||
5. |
Число работающих членов семьи |
Один |
50,3 |
Два |
26 |
||
Три |
0,875 |
||
6. |
Психологический микроклимат в семье |
Благоприятный |
33,8 |
Неблагоприятный |
53,8 |
||
7. |
Жилищные условия |
Хорошие |
38,4 |
Плохие |
62,6 |
||
8. |
Курение |
Не курит |
33,8 |
Курит |
52,7 |
||
9. |
Употребление алкоголя |
Нет |
26,2 |
Да |
64,4 |
||
10. |
Наличие конфликтов с одноклассниками и школьниками |
Нет |
33,1 |
Да |
54,5 |
||
11. |
Как реагирует на конфликтные ситуации |
Не обращает внимания или расстраивается не сильно и забывает быстро |
31,82 |
Обращает на них внимание, сильно расстраивается и долго помнит |
59,8 |
||
12. |
Питается ли горячим питанием (исключая чай, кофе и другие горячие напитки) в школе |
2 раза |
3,6 |
1 раз |
13,6 |
||
Не питается |
61,74 |
||
13. |
Как питается |
Регулярно в столовой |
31,82 |
В буфете или приносит с собой бутерброды |
56,3 |
||
14. |
Как часто посещает буфет |
Не посещает |
0 |
Один раз |
33,2 |
||
Два и более раз |
54,4 |
||
15. |
Выделяют ли родители деньги на питание в школе |
Да |
33,75 |
Не всегда |
3,9 |
||
Нет |
53,8 |
||
16. |
Принимает ли дополнительно витаминно-минеральные комплексы |
2 раза в год |
7,8 |
1 раз в год |
12,6 |
||
Нет |
46,3 |
||
17. |
Информирован ли в вопросах правильного питания |
Да |
9,9 |
Частично |
11,8 |
||
Нет |
47 |
||
18. |
Имеется ли непереносимость определенных продуктов питания |
Нет |
38 |
Да |
48,5 |
||
19. |
Наличие заболеваний органов пищеварения среди ближайших родственников (мать, отец, брат, сестра) |
Нет |
25 |
Да |
66,34 |
Для определения степени влияния неблагоприятных факторов на возникновение и развитие заболеваний органов пищеварения необходимо найти прогностические коэффициенты, соответствующие градации каждого фактора конкретного обследуемого (Х), суммировать их и разделить на сумму показателей относительного риска по перечисленным градациям факторов (∑R), результат сравнить по шкале диапазона риска и затем определить группу прогноза.
Учитывая большое значение прогностического коэффициента для педиатрии и гастроэнтерологии, мы разработали готовые пороговые значения прогностического индекса, характеризующие вероятность риска возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников (табл. 2).
Таблица 2 - Пороговые значения прогностического индекса, характеризующие вероятность риска возникновения заболеваний органов пищеварения у школьников
Вероятность риска |
Значение прогностического индекса |
Прогноз в отношении риска заболеваний органов пищеварения |
Наименьшая |
12,92-20,36 |
Благоприятный |
Средняя |
20,37-27,80 |
Менее благоприятный |
Наибольшая |
27,81-35,25 |
Неблагоприятный |
Исходя из характера прогноза, определяется потребность в диспансерном наблюдении, в разработке мероприятий по устранению неблагоприятно влияющих социально-гигиенических и медико-биологических факторов у данного учащегося.
Индивидуальное прогнозирование заболеваний органов пищеварения у школьников согласно разработанной матрице предлагается применять при проведении медицинских осмотров школьников.
Для иллюстрации приведем пример по определению степени риска возникновения заболеваний органов пищеварения среди школьников на основе расчетов прогностического индекса:
Мальчик (33,7), 9 класса (330,9), воспитывается в полной семье (38), уровень материального обеспечения семьи хорошее (подушевой доход составляет 6000 рублей) (31,9), число работающих членов семьи - два (26), психологический микроклимат семьи благоприятный (33,8), жилищные условия хорошие (38,4), курит (52,7), алкоголь употребляет (64,4), есть конфликты с одноклассниками и школьниками (54,4), реагирует на конфликтные ситуации - не обращает внимания или расстраивается не сильно и забывает быстро (31,82), питается в школе 1 раз (13,6), питается регулярно в столовой (31,82), буфет не посещает (0), родители выделяют деньги на питание в школе (33,75). Витаминно-минеральные комплексы не принимал (46,3), в вопросах питания информирован частично (11,8), непереносимости продуктов питания нет (38), наличие заболеваний среди ближайших родственников нет (25), риск возникновения заболеваний органов пищеварения у данного школьника составляет 24,9. Риск возникновения заболеваний органов пищеварения у данного школьника составляет:
∑Х/∑R=(33,7+330,9+38+31,9+26+33,8+38,4+52,7+64,4+54,4+31,82+13,6+31,82+0+33,75+46,3+11,8+38+25)/19=24,9.
В данном случае прогноз менее благоприятный, т.к. полученный результат находится в пределах 20,37-27,80.
Предлагаемая методика прогнозирования позволяет довольно несложным способом выделять лиц, представляющих различную степень риска возникновения заболеваний органов пищеварения. При этом на итоговый прогностический показатель определяющее влияние может оказывать какой-либо один или несколько весомых составляющих коэффициентов, при малосущественном значении других. Исходя из этого основная суть индивидуальных мер и советов будет сводиться к конкретным мероприятиям, направленным на устранение или уменьшение влияния именно этих факторов.
Таким образом, разработанные нами прогностическая таблица и пороговые значения прогностического индекса позволяют разработать комплекс медико-социальных мероприятий по организации профилактики наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения среди школьников, что позволит вести целенаправленную профилактику, выбирая ее рациональную форму. Данный аспект может привести к резкому снижению заболеваний органов пищеварения у школьников, улучшению состояния больных, получению значительного медицинского и экономического эффекта.
Рецензенты:
- Гильманов А.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань.
- Мингазова Э.Н., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда с курсом медицинской экологии ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет», г. Казань.
Работа получена 02.09.2011