Социально-экономические перемены, произошедшие в нашей стране, обусловливают тенденцию к переоценке многих аспектов мировоззренческого и теоретико-познавательного рассмотрения проблем формирования человека, его подготовки к жизни в интегрирующемся многомерном обществе, основанном на сложном балансе интересов. С этим связан активизировавшийся в последние годы поиск концептуально новых подходов, определяющих стратегию и тактику вхождения отечественного образования в международное образовательное пространство. Широко обсуждаются проблемы, обращенные к структурной перестройке системы образования, его институциональных и организационных составляющих, а также поиску индикаторов и измерителей его качества, академической мобильности, взаимного признания зачетных единиц, дипломов и др.. Теоретиками отмечаются существенные разногласия в позициях, представленных в национальных образовательных системах развитых европейских и бывших социалистических стран, взявших курс на европеизацию и позиционирующих свою образовательную политику в терминах глобализации, интер– и транснационализации, педагогической инноватики. Преодоление рассогласований мыслится на пути «подтягивания», преобразования, приведения в соответствие российской системы с международной практикой; в лучшем случае выдвигается тезис о необходимости «породнения», «сопряжения» программ (programme articulationis). Российские Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения не введены в действие, способы конструирования их содержания не являются предметом заинтересованных дискуссий специалистов.
Анализ действующих Государственных образовательных стандартов позволяет сделать вывод о том, что сохраняют свою значимость такие классические теории отбора содержания образования, как энциклопедизм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, экземпляризм (в логике концепции «pars pro toto» – часть вместо целого, но не модельного репрезентативного фрагмента). Представляется, что они не в полной мере отвечают современным требованиям, выдвигаемым к качеству получаемых квалификаций, а также динамике общенаучных тенденций.
Отечественная политика в области высшего образования должна быть нацелена подготовку специалиста, обладающего фундаментальным и одновременно гибким профессиональным мышлением, базирующимся на готовности к постоянному повышению уровня социальной и профессиональной компетентности, способности к трансформации и творческому применению уже полученных и самостоятельно приобретаемых знаний применительно к изменяющимся требованиям рынка труда. Современная система профессиональной подготовки должна преодолевать дробность, фрагментарность и дублирование содержания, представленного в действующих образовательных стандартах, ориентировать на выработку способности к генерированию идей и широкому переносу имеющихся знаний и способов действия на новое актуальное проблемное поле. Вместе с тем специалист, ориентированный на достижение личного и профессионального успеха, постоянно должен определять и рефлексивно переопределять свое место в профессиональном континууме, что требует наличия определенных методологических и компенсаторных компетенций, предпосылки для формирования которых могут быть заложены в конструкции и сюжетах образовательной программы. Поэтому нами предлагается подход к отбору и конструированию содержания образовательного стандарта по гуманитарным дисциплинам, основанный на представлении о том, что:
– в содержании предметов социально - гуманитарного цикла может быть определена базовая (рамочная, «каркасная») структура ключевых идей учебного материала (фундаментальный «концепт содержания», в котором имеется повторяющееся ядро в виде функций, процессов, свойств, характеристик);
– содержательное ядро должно отражать универсальные линии развития гуманитарного (равно как и естественнонаучного) знания в логике смены общенаучных методологических концепций от сущностно-онтологической, функциональной, системной и, далее, к синергетической;
– «концепт содержания» можно наложить на большинство тем и разделов других гуманитарных дисциплин, развить и содержательно дополнить применительно к их специфике, представить в виде расширяющих информационных блоков и потоков;
– все сценарии, сюжеты и феномены должны изучаться в их историко-культурном контексте и динамике, при этом определяется состояние относительно влияния преимущественного методологического вектора (сущностная, функционалистская, системная, синергетическая или их комбинации);
– теоретические знания должны быть усвоены в интерактивном режиме через ситуационные упражнения и другие варианты интеракции, отражающие специфику применения концепта в рамках конкретной социально-гуманитарной дисциплины;
– овладев фундаментальным «концептом содержания», студент может самостоятельно строить личную образовательную траекторию, определяя уровень освоения субординированных предметных концептов, систематизировать их, выстраивать последовательность обращения к ранее освоенным «концептам» и «сценариям».
Предлагаемая к разработке образовательная технология базируется на совокупности методологических подходов, представленных в теории фреймов как формы представленности научного знания (М. Минский), концепциях личностной ориентации образовательного процесса, концепциях дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала на основе идеи трансфера, теории интеракции в образовательном процессе.
Предполагается, что данный подход позволит:
– обосновать и предложить к применению в массовой образовательной практике вузов, входящих в Болонский процесс, концептуальный подход к формированию содержания государственного образовательного стандарта, основанный на принципе кроссдисциплинарной концентрации повторяющегося «ядра» информации и его предметным расширением и конкретизацией в соответствующих разделах гуманитарных дисциплин;
– за счет «сгущения информации» и усвоения алгоритма («сценария») в фундаментальном концепте сократить аудиторные временные затраты за изучение содержания гуманитарных дисциплин и повысить уровень ответственности и самостоятельности студентов в построении собственной образовательной траектории;
– содействовать формированию инициативного специалиста, адаптирующегося к условиям динамичного рынка труда за счет профессионального мышления, характеризующегося системностью, гибкостью, оперативностью, способностью к видению вновь актуализирующейся проблемы в широком социальном, историческом, идейном и методологическом контексте.
В качестве конкретных задач, на решение которых направлен предлагаемый подход, можно назвать следующие:
1. определение повторяющегося «ядро» (на уровне функций, свойств, процессов, характеристик, парадигм и др.) в предметном содержании гуманитарного и социального образования соотнесение их с возможностью пересчета на кредитные единицы;
2. выявление темы и разделы конкретных курсов, на которые может быть наложен универсальный концепт содержания в логике смены общенаучных методологий, разработка их интерактивного методического сопровождения (включающее мультимедийные средства, кейс-метод, ситуационные упражнения и др.);
3. определение специфических тем и разделов образовательного стандарта гуманитарных и социальных дисциплин, не входящих в каркас концепта и требующих иного структурирования учебной информации и способов их освоения;
4. разработка расширяющего «фундаментальный концепт» предметного содержания информационных блоков, представление их в форме, структурированной для самостоятельного освоения (историко-культурологический, проблемный, аналитический, поисковый, обзорный, самопроверочный и другие виды и варианты учебно-методических пособий и методического сопровождения);
5. разработка системы учета учебных достижений студента в соответствии с идеей стимулирования самостоятельности в определении личной образовательной траектории и поощрения творческого участия.
В предлагаемом подходе у студента за счет минимизации дублирования содержания, его фундаментализации и постоянного расширения знаний в предметной области:
- формируется иерархическая система парадигмальных представлений о кросскультурных основах и едином методологическом ключе гуманитарной практики,
- устанавливаются фундаментальные взаимосвязи и зависимости, сопровождающие движение научной мысли,
- вырабатывается индивидуальный стиль профессионального мышления, определяющий успешность дальнейшей деятельности.
Знания студентов в предметной области многократно актуализируются на теоретическом и практиком уровне и систематизируются. Вырабатывается специфический уклад мышления, построенный на творческом и продуктивном переносе уже имеющихся компонент компетентности к решению вновь возникающих проблем познавательного и практического характера, формируется восприимчивость к косвенному влиянию информационно-обучающего поля и методологически значимых контекстов профессиональной деятельности.
Предлагаемая идея может быть разработана в любой своей части на любом уровне конкретизации применительно к особенностям текущей образовательной политики, стратегии и тактики. Кроме того, данный подход в силу своей универсальности и учета единых общеметодологических тенденций может составить концептуальную основу перехода к созданию образовательных стандартов гуманитарных дисциплин, не ограниченных рамками отечественных требований и изысканий. Он позволяет рассматривать национальные особенности гуманитарной науки в контексте общемировых тенденций и уважать достижения российской гуманитаристики как вклад доминантного субъекта европейской цивилизации.