Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE YEAR CYCLE OF PREPARATION OF BEGINNINIG THAI- BOXING CONSTANTLY LIVING IN CONDITIONS THE EUROPEAN NORTH

Chesnokova V. N. 1 Makeeva V.S. 2 Tsinis A.V. 1
1 FGAOU VPO Northern (Arctic) federal university, Arkhangelsk, Russia
2 FGOU VPO the State university - learning-research- production complex , Orel, Russia
The analysis of dynamics of psychological indicators of beginners is carried out Thai-boxers in a year cycle of training. Motivation questions to employment by Thai boxing are opened, the orientation of the person is defined, dynamics of uneasiness and the structural organization of a psycho-emotional condition of the sportsmen constantly living in conditions of the European north is revealed.
single combats
Thai boxing
uneasiness
simple and difficult visual reaction
Современное общество предъявляет жёсткие требования к  студенту в «создании и поддержании своего лица». Такая потребность существует и находит свое разрешение в экстремальном опыте,  экстремальных переживаниях, занятиях боевыми и экстремальными видами спорта. Тайский бокс (Муай-Тай) - боевое искусство Таиланда, в переводе интерпретируется как «свободный бой». Это один из самых приближенных к реальному бою вид спорта, с более жесткими правилами по сравнению с другими ударными единоборствами. В сочетании с учебной деятельностью в  агрессивных условиях внешней среды Европейского Севера  учебно-тренировочный процесс и соревновательная деятельность тай-боксеров рассматривается как состояние хронического стресса различной степени выраженности, что  при нерациональной стратегии  подготовки может привести к раннему истощению компенсаторно-приспособительных механизмов.

Целью  исследования является оценка психологической адаптации  начинающих тай-боксеров, проживающих  в Архангельской области, в годичном цикле подготовки.   

В процессе исследования решались следующие задачи:

  1. Определить личностную направленность и основные причины, привлекающие студентов к занятиям тайским боксом.
  2. Выявить динамику деятельности центральной нервной системы и структурные связи психоэмоциональных состояний тайбоксеров в годичном цикле подготовки.

В исследовании принимали участие 108 студентов-первокурсников, начинающих тай-боксеров. Наряду с общепринятыми методами исследования применялись: анкетирование, целью которого являлось определение мотивов к занятиям тайским боксом,  тестирование  с целью определения направленности личности, уровня проявления тревожности по методике Ханина - Спилбергера, агрессивность по методике Басса - Дарки,  динамики простой и сложной зрительно-моторной реакции по методике УПФТ-1/30 -«Психофизиолог»,   корреляционный анализ и др. методы математической статистики. 

Направленность личности,  с одной стороны, обеспечивает регуляцию поведения через психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), а с другой - связана с мотивами и мотивацией, побуждением к  активизации и направленности поведения. При анализе личностной направленности начинающих спортсменов мы получили следующие результаты: 14 % испытуемым свойственны ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение потребностей  независимо от качества работы и мнения окружающих, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность (рис.1).  Определяется как эгоцентрический, с преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу.

Рис. 1. Личностная направленность начинающих спортсменов

Для 37 % испытуемых свойственно стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, нередко в ущерб выполнению конкретных заданий тренировочного процесса, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими. Для них характерны группоцентрические устремления  по идентификации себя с  учебно-тренировочной группой,  некоей отстраненностью от  студентов учебной группы.

Наибольшее количество  (49 %) составили  студенты, которым присущи заинтересованность в решении спорных  проблем, стремление к выполнению работы как можно лучше, ориентация на сотрудничество с тренером и другими спортсменами в достижении  спортивных результатов, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение для  достижения общей цели, выраженная направленность на достижение результатов в спорте.  Характеризуется устремленностью студента-спортсмена на создание таких результатов, которые принесут равное благо  всем, с кем он общается.

По результатам   опроса студентов 1 - 2 курсов определена  растущая популярность тайского бокса среди студентов, которая  обусловлена следующими причинами: участие в соревнованиях с целью выявления своих возможностей и развития физических качеств  - 12 %; для поддержания здоровья - 14 %;  для достижения спортивных результатов - 26 %; для обеспечения своей безопасности, близких и друзей при  преступном нападении - 28 %;  просто так для приятного времяпровождения - 12 %; не знаю причин - 8 %.  Основными и наиболее важными причинами посещения занятий в секции тайского бокса на первом месте стоит задача обеспечения безопасности (28 %), на втором - достижение спортивных результатов (26 %), на третьем - оздоровительные задачи (26 %) и на последнем месте как организация досуга (20 %). 

Анализ полученных результатов позволяет  выделить  важную роль занятий тайским боксом во «взрослении»  и развитии личности студента в качестве начинающего спортсмена: наличием личностного роста, который провоцируется  соревновательными ситуациями, возникающими в процессе тренировочных занятий и спортивной деятельности; субъективными переживаниями  в соревновательных ситуациях, моделируемых в спортивной деятельности; гармоничным подбором по степени нарастания сложности соревновательных ситуаций различного типа, позволяющих определить границы своих возможностей на текущий момент жизни, учебы и т.д.

Вместе с тем,  огромные физические, умственные и эмоциональные нагрузки во время систематических занятий спортом в совокупности с учебными нагрузками, воздействием климатических условий места проживания вызывают выраженные изменения в функциональном состоянии организма, в частности, уровне проявления тревожности.  

Анализ структурной организации психоэмоционального состояния отражает динамику  взаимосвязей психологических  показателей в годичном цикле тренировки.

Так  для  втягивающего периода (осень) характерно наличие минимального количества (10) связей между 9 психологическими и эмоционально-характерологическими составляющими. Во втягивающем периоде тренировки  наблюдается высокая связь личностной тревожности с раздражительностью  (r=0,70, Р<0,001), обидой (r=0,70, Р<0,001), подозрительностью  (r=0,52, Р<0,001) и ситуационной тревожностью  (r=0,65, Р<0,001).  Такой признак как «обидчивость», свойственный высокотревожным людям вообще,  в осенний период в наибольшей степени связан с  личностной тревожностью  (r=0,67, Р<0,001) и косвенной агрессией  (r=0,41, Р<0,01). Также наблюдается негативная тенденция  усиления связи физической агрессии  с  негативизмом (r=0,47, Р<0,01)  и  вербальной агрессивностью (r=0,67, Р<0,001).

В подготовительный период, приходящийся на  период   «полярной ночи», устанавливаются  14 негативных связей между 11  показателями в  психоэмоциональной структуре начинающих спортсменов. Имеет место средний уровень проявления связи физической агрессивности с вербальной (r=0,45; Р<0,01) и косвенной агрессией (r=0,35; Р<0,05), раздражительностью  (r=0,45; Р<0,01), чувством вины  (r=0,42; Р<0,01) и ситуационной тревожностью  (r=0,48; Р<0,01).  Наблюдается появление связи  косвенной агрессии  с обидой  (r=0,42; Р<0,01),  вербальной агрессией  (r=0,40; Р<0,01) и ситуационной агрессией (r=0,32, Р<0,05).

Повышение раздражительности  проявляется в вербальной агрессии (r=0,51; Р<0,001), подозрительности (r=0,35; Р<0,05) и чувством вины (r=0,40; Р<0,05). Выявлена связь самочувствия с активностью (r=0,63; Р<0,001) и настроением (r=0,49; Р<0,01), а также  активности с настроением (r=0,50; Р<0,01).

Обращает на себя внимание факт появления отрицательной связи между ситуационной тревожностью и косвенной агрессией, которая не наблюдалась в осенний период, и отсутствие каких-либо структурных взаимосвязей с показателем личностной тревожности. Таким образом,  в подготовительный период «полярной ночи» наблюдается усиление враждебных и агрессивных реакций, что, возможно, является реакцией на темноту, которая способствует росту тревожности.

К  соревновательному (весна) периоду внутренняя структурная организация становится более жесткой, образуется большое количество новых связей, их общее число достигает 24 между 13 показателями. Появляется много отрицательных зависимостей, тогда как осенью их не было зарегистрировано, а зимой отмечена лишь одна.

Для данного периода характерно  высокие значения связей между самочувствием и активностью (r=0,78; Р<0,001), самочувствием и настроением (r=0,83; Р<0,001) и активностью и настроением (r=0,81; Р<0,001). «Обидчивость» проявляется в  наибольшем количестве связей с ситуационной тревожностью (r=0,68; Р<0,001),   подозрительностью (r=0,41; Р<0,05), чувством вины (r=0,41; Р<0,05) и  настроением (r=-0,39; Р<0,05).  

Личностная тревожность  восстанавливает наблюдавшиеся в осенний период года зависимости с обидой (r=0,52; Р<0,01), раздражительностью (r=0,37; Р<0,05) и  находится в обратной зависимости с активностью  (r=-0,55; Р<0,01).  Проявление ситуационной тревожности определяется настроением (r=-0,70; Р<0,001) и  самочувствием  (r=-0,60; Р<0,001).   Физическая  агрессия находится в средней связи  с  косвенной агрессией  (r=0,66;  Р<0,001) и  чувством вины (r=0,60; Р<0,001),   низких значениях связей  с негативизмом  (r=0,38; Р<0,05), раздражительностью  (r=0,40; Р<0,05), проявлением  вербальной агрессии  (r=0,37; Р<0,05).

Выявленные особенности структуризации матрицы психоэмоционального состояния указывают на его дестабилизацию у  начинающих спортсменов в соревновательном периоде, совпадающем с весенним периодом года. Усиление связи между показателями самочувствия, активности и настроения и личностной тревожностью указывают на попытку системы выйти из данного состояния. Вместе с тем, такое огромное количество связей средней и сильной степени проявления  указывает на снижение функциональной устойчивости и функциональных возможностей психоэмоциональной сферы начинающих спортсменов в указанный период года.

К  переходному (летнему) периоду года на фоне снижения общего количества взаимозависимостей до 20 (между 11 показателями) относительно весны наблюдается увеличение отрицательных связей до 7. В этот период выявлено снижение зависимостей между эмоционально-характерологическими качествами. Наблюдалось максимальное количество установления  связей «подозрительности» с физической агрессией (r=0,57; Р<0,001), чувством вины (r=0,56; Р<0,001) раздражительностью  (r=0,48; Р<0,01), агрессивностью (r=0,-55; Р<0,01),  ситуационной (r=0,63; Р<0,001) и личностной тревожностью  (r=0,52; Р<0,01). Высокая степень проявления взаимозависимости ситуационной  и личностной тревожности   (r=0,70; Р<0,001). При этом ситуационная тревожность  в основном определяется характером изменений в настроении (r=-0,66; Р<0,001), активности (-0,59; Р<0,01)  и самочувствии (r=-0,47; Р<0,01).  Степень раздражительности   определялась средними значениями косвенной агрессии (r=0,43; Р<0,01) и чувством вины  (r=0,49; Р<0,01), а обида  с чувством вины  (r=0,48; Р<0,01) и личностной тревожностью (r=0,46; Р<0,001). Взаимообусловленность самочувствия, активности и настроения, а также настроения и активности в этот период по-прежнему велика (r=0,74-0,81; Р<0,001).

В переходный период на первый план выходят психологические свойства личности, которые можно охарактеризовать как «враждебные реакции», в отличие от «агрессивных реакций», наблюдавшихся зимой и весной. В структурной матрице появляются логически обоснованные отрицательные зависимости  личностной и ситуационной тревожности с другими показателями, что может указывать на повышение психоэмоциональной устойчивости. Анализ целостной картины степени проявления  психоэмоциональных  состояний  в структуре личности показывает значительную роль  приспособительных реакций, имея как отрицательную (способствовать развитию заболеваний), так и положительную роль в развитии адаптивных форм поведения.

Анализ литературных данных  свидетельствует о роли  повышения личностной тревожности в  динамике количества и силы корреляционных связей внутри показателей психоэмоционального состояния и закономерных  процессах  активизации симпатической нервной системы, гормональных взаимодействиях и  параметрах центральной гемодинамики [1,4]. Такие влияния оцениваются как ограничивающие возможность мультипараметрических реорганизаций и адаптивность. Исследование взаимосвязи личностной тревожности  с другими показателями указывает на тот факт, что в период максимального повышения данного показателя, отмеченного в зимний период (декабрь), количество корреляционных зависимостей не только не увеличивается, но они пропадают вовсе. Возможно, данный факт свидетельствует о том, что в период значительного функционального напряжения организма, характерного для периода «полярной ночи», для эффективной приспособительной деятельности организму необходимо угнетение данных связей с целью активизации агрессивных характерологических качеств как врожденной защитной реакции (реакции на темноту). К весеннему периоду связи, характерные для личностной тревожности  в осенний период, восстанавливаются, вместе с тем появляются отрицательные зависимости с показателями самочувствия, активности, настроения. Данная структура в целом сохраняется и к летнему периоду года.

Функциональное напряжение, наблюдающееся в подготовительном периоде (зима), соревновательном (весна)  и переходном (лето) периодах, сохраняется, на что указывает значительное увеличение количества связей относительно осени. В годичной динамике  втягивающий (осенний) период можно охарактеризовать как менее напряженный. Возможно, для человека синдром психоэмоционального напряжения с выраженными элементами тревожности и ростом агрессивных реакций, в экстремальных условиях среды - наиболее специфическое состояние [2,3].

Центральная нервная система первой  реагирует на воздействие внешних факторов как специализированная управляющая система, координирующая процесс адаптации целостного организма спортсмена. Функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей отражают возбудимость, лабильность и реактивность нервной системы. Увеличение разброса физиологических показателей, их «неустойчивость» во времени являются наиболее ранним и универсальным критерием сдвигов функционального состояния организма.  

Результаты сравнительного анализа статистических параметров простой зрительно-моторной двигательной реакции (ПЗМР) в ответ на световые раздражители у студентов-спортсменов в условиях проживания Архангельской области  представлены в таблице 1. 

Таблица 1.Динамика простой зрительно-моторной реакции начинающих спортсменов в годичном цикле подготовки Md (25-й -75-й перцентиль)

Показатели

Втягивающий

Подготовительный

Соревновательный

P1-2

P1-3

P2-3

Интегральный показатель надёжности (%)

74,69

73,67

72,29

0,373

0,173

0,341

70.77-83.74

66.57=82.67

65.19-81.30

Уровень активности ЦНС (отн.ед.)

2,90

2,73

2,76

0,206

0,406

0,779

2.00-3.25

2.00-3.00

2.00-3.00

Уровень активации ЦНС (отн.ед.)

0,47

0,43

0,43

0,252

0,321

0,824

0.36-0.63

(0.30-0.52)

0.11-0.52

Номер квадрата классификации 1-25

13,36

12,35

12,42

0,151

0,273

0,747

11.00-17.25

10.50-14.00

8.00-14.25

Число пропущенных стимулов

0,47

0,16

0,11

0,709

0,146

0,436

0.00-0.00

0.00-0.00

0.00-0.00

Число упреждающих стимулов

1,97

1,71

1,69

0,392

0,242

0,757

0.00-3.00

0.00-3.00

0.00-2.25

Суммарное число ошибок

2,44

1,87

1,80

0,472

0,472

0,725

0.00-3.00

0.00-3.00

0.00-3.00

Среднее время реакции (мс)

239,16

242,16

243,59

0,328

0,275

0,713

210.00-254.25

215.75-257.25

223.25-258.25

Уровень быстродействия (от 1 до 5)

3,08

2,89

2,88

0,146

0,215

0,983

3.00-4.00

2.75-3.00

2.00-3.00

СКО реакции (мс)

73,77

76,96

70,13

0,451

0,531

0,546

38.00-82.00

40.75-100.25

40.00-87.00

Уровень стабильности реакций

2,98

2,88

3,01

0,499

0,802

0,297

2.00-4.00

2.00-4.00

3.00-4.00

Медиана (мс)

221,17

223,85

225,58

0,219

0,189

0,449

198.50-229.50

204.00-239.00

09.75-239.25

MODA (мс)

209, 71

212,88

214,71

0,447

0,278

0,691

195.00-225.00

195.00-225.00

195.00-225.00

Амплитуда MODA (%)

37,15

37,03

35,45

0,911

0,327

0,275

30.00-42.25

30.00-44.00

29.00-40.25

MIN время ответа (мс)

166,90

167,07

167,20

0,558

0,291

0,555

154.00-170.00

156.00-175.00

155.75-175.25

MAX время ответа (мс)

610,09

666,15

592,61

0,461

0,562

0,317

358.50-642.25

367.75-956.75

376.50-715.75

Быстродействие (отн.ед.)

0,49

0,45

0,45

0,166

0,170

0,844

0.50-0.75

0.40-0.50

0.10-0.50

Стабильность реакции (отн.ед.)

0,48

0,46

0,48

0,561

0,910

0,375

0.10-0.75

 0.10-0.75

 0.50-0.75

Примечание: Md - верхняя строчка;  25-й -75-й перцентиль - нижняя строчка.

Анализ динамики среднего времени реакции и уровня быстродействия спортсменов   показал отрицательные значения. На каждом последующем этапе подготовки  просматривается тенденция увеличения влияния парасимпатического отдела  ЦНС. Это, на наш взгляд, объясняется увеличением  количества раздражителей к концу учебного года, на  переработку которых спортсмены тратят больше времени. При этом, наибольшее отклонение от средней наблюдалось в середине, а наименьшее - в конце экспериментального исследования. Увеличение времени реакции  к концу эксперимента  со стабилизацией  разброса средних показателей свидетельствует об однородности  изменений в целом по группе.  Вместе с тем, увеличение реакции и значительный разброс от средней к середине эксперимента  свидетельствует о превалировании индивидуальных ответных реакций организма испытуемых в ответ на  воздействие неблагоприятных  климатических факторов приполярья, учебных и тренировочных  занятий. Уменьшение разброса времени реакции  к концу эксперимента связано со стабилизацией  адаптационных процессов. Однако к концу эксперимента не был достигнут оптимальный  уровень  реакции  для безошибочного выполнения задания. Полученные данные свидетельствуют о негативной динамике и значительных трудностях  при выполнении  заданий на опознание стимул-сигнала в простой зрительно-моторной реакции студентов-спортсменов по отношению к исходным данным.

При оценке динамики сложной зрительно-моторной реакции  выяснилось, что  в подготовительном и  соревновательном периоде активация ЦНС  находится на  среднем уровне (таблица 2).

Таблица 2. Динамика сложной зрительной реакции тай-боксёров в годичном цикле подготовки, Md (25-й -75-й перцентиль)

Показатели

Втягивающий

Подготовительный

Соревновательный

P1-2

P1-3

P2-3

Интегральный показатель надёжности

62,86

60,51

61,15

0,260

0,383

0,727

54,62-71,14

53,91-71,46

52,32- 71,57

Уровень сенсорных реакций

1,92

2,08

2,28

0,267

0,030

0,251

1,00 - 2,00

1,00 - 3,00

1,00 - 3,00

Оценка уровня сенсомоторных реакций

0,26

0,28

0,33

0,396

0,041

0,216

0,07 - 0,27

0,07 - 0,50

0,08 - 0,60

Номер квадрата классификации

19,03

18,42

18,77

0,213

0,620

0,529

17,00-21,00

16,00-21,25

16,00-22,00

Число пропущенных стимулов

0,20

0,07

0,36

0,012

0,566

0,126

0,00-0,00

0,00-0,00

0,00-0,00

Число упреждающих реакций

1,47 (0,00;2,00)

1,29 (0,00;2,00)

1,34 (0,00;2,00)

0,314

0,270

0,777

Число неправильных реакций

4,43

4,41

3,39

0,300

0,014

0,182

2,00 -6,00

2,00-5,00

1,00-5,00

Суммарное число ошибок

6,10

5,77

5,10

0,114

0,064

0,423

2,75-9,00

2,00-7,25

1,00-7,00

Уровень качества деятельности

1,91

2,08

2,40

0,242

0,009

0,095

1,00-2,25

1,00-3,00

1,00-4,00

Среднее время реакции

399,48

411,09

412,58

0,203

0,173

0,799

358,75-439,25

362,75-447,75

358,00-456,25

Уровень быстродействия

4,42

4,27

4,27

0,170

0,225

0,976

4,00-5,00

4,00-5,00

4,00-5,00

СКО реакции

90,77

87,70

92,05

0,599

0,971

0,650

71,50-100,25

68,50-99,75

64,00-106,00

Оценка стабильности реакций

0,93

0,88

0,85

0,225

0,074

0,532

1,00-1,00

1,00-1,00

1,00-1,00

Уровень стабильности реакций

3,68

3,71

3,72

0,891

0,789

0,986

3,00-4,00

3,00-4,00

3,00-5,00

Медиана

392,11

403,03

404,82

0,199

0,137

0,844

352,00-432,25

360,00-435,00

358,00-453,50

MODA

390,00

405,00

402,35

0,141

0,169

0,706

340,00-420,00

340,00-460,00

340,00-460,00

Амплитуда MODA

24,23

25,26

25,69

0,350

0,062

0,330

20,75-27,25

21,00-28,00

22,00-29,00

MIN время ответа

239,89

253,06

256,15

0,005

0,006

0,863

215,00-259,75

230,75-273,00

223,75-283,50

MAX время ответа

724,73

710,27

767,42

0,805

0,326

0,280

563,75-759,50

554,25-815,25

565,00-856,75

Примечание: Md - верхняя строчка;  25-й -75-й перцентиль - нижняя строчка.

При низкой динамике интегрального показателя надёжности уровень сенсорных  и  сенсомоторных реакций, а также качество деятельности  достоверно ухудшается от втягивающего периода к соревновательному. Число неправильных реакций незначительно снижается от  втягивающего к  подготовительному и соревновательному  периоду. Аналогичная динамика отмечается и в показателях среднего времени реакции, минимального времени ответа, Ме и МО, что указывает на увеличение влияния  парасимпатической  активности ЦНС.

Быстродействие и стабильность реакции на начало года на среднем уровне проявления к концу года  также незначительно ухудшаются.  При этом  амплитуда моды указывает на широкий диапазон разброса показателей и их нестабильность на этапах подготовки.  Особенно высокую нестабильность  начинающие спортсмены проявили в  числе пропущенных стимулов, показав положительную динамику от втягивающего к подготовительному периоду и  значительное ухудшение в соревновательном периоде.  Такая динамика свидетельствует о  низкой готовности восприятия  на  быстродействующие раздражители, в частности - воздействия светового сигнала на зрительный анализатор на соревновательном этапе подготовки. На фоне указанных показателей суммарное  число ошибок достоверно снижается от втягивающего к соревновательному периоду.  Состояние регуляторных механизмов устойчивое. Такая динамика свидетельствует о незначительном улучшении  концентрации  спортсменов в ответ на поступающие раздражители.

Менее выраженная динамика числа ошибок  упреждающих стимулов в течение года свидетельствует о  недостаточной эффективности  предлагаемой программы в  тренировке предвидения появления сигнала,  концентрации и улучшении реактивности  нервных процессов у спортсменов. Низкий уровень опознания  сигнала  обусловлен увеличением парасимпатической активности и уменьшением симпатической активности  вегетативной нервной системы к соревновательному   периоду подготовки. Это, на наш взгляд, объясняется увеличением  количества раздражителей к концу учебного года, на переработку которых спортсмены тратят больше времени, и недостатком энергетических компонентов  адаптационных возможностей организма. В целом у спортсменов при исследовании  сложной зрительно-моторной реакции достоверно не было выявлено значительных позитивных  изменений  в течение первого года обучения. Наблюдается  некоторая тенденция увеличения парасимпатической активности  и уменьшение симпатической активности  вегетативной нервной системы к соревновательному периоду подготовки.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Занятия тайским боксом  формируют в студенте-спортсмене некий внутренний стержень, спокойствие, осознанность и стремление к совершенству. Увлечение занятиями  тайским боксом гармонично вливаются в концепцию о взаимосвязи физических нагрузок, функций организма и состояния здоровья  занимающихся как инструмента восстановления психофизического равновесия, т.к. движение является естественным и наиболее сильным стимулятором многих жизненно важных функций организма, жизненной потребностью человека, непременным условием его жизнеспособности.  С социальных позиций занятия боевыми единоборствами развивают тактическое мышление, память,  повышают  устойчивость организма к стрессовым ситуациям, создают реальные возможности при необходимости защитить себя, если человек попадет в ситуацию, когда навыки, полученные на тренировках, могут пригодиться на практике.  

Психоэмоциональное состояние начинающих спортсменов, родившихся и проживающих в северном регионе, отличается формированием пограничных состояний в период «полярной ночи» и «полярного дня», что проявляется в повышении уровня тревожности и снижении активности. Высокая физическая агрессивность на фоне увеличения негативизма и подозрительности в зимний период года и вербальная агрессивность, характерная для летнего периода, может вызывать различные конфликтные ситуации, в том числе и  при проведении экзаменационных сессий в ВУЗе, что может значительно усугубить ситуацию. 

Рецензенты:

  • Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания, ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы», г. Орел.
  • Ямалетдинова Г.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой оздоровительной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки, НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.

Работа получена 29.07.2011.